Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа
Усть-Таркского района Новосибирской области
Индивидуальная психологическая программа
«На пути к успеху»
Автор: педагог-психолог Скопинова Н.В.
Пояснительная записка:
1. Психологический анамнез:…
Психологический диагноз: нестабильность эмоционально-личностной сферы.
2. Психологический прогноз:
- если ситуация разрешится, то у ребенка наладятся взаимоотношения с окружающими его людьми (педагогами, родителями, сверстниками), будет происходить формирование адекватной самооценки, нормализация уровня тревожности, обучающийся успешно социализируется и адаптируется , повысит свой статус среди сверстников, будет воспринимать учебный материал, сформируется эмоциональная устойчивость.
- если ситуация сохранится, то у ребенка возможно усугубление отношений с учителями, снижение школьной мотивации, не усвоение школьной программы, повысится уровень тревожности, не будут развиваться навыки конструктивного общения.
- если ситуация усугубится, то возможно формирование замкнутости, нарушений в коммуникативной сфере, неуспешность в учебной деятельности, развитие разных видов фобии, девиантное поведение, проявление физической агрессии.
4. Назначение программы: данная программа направлена на разрешение круга проблем связанных с проблемами эмоционально-личностной сферы.
5. Актуальность программы: данная программа актуальна в младшем школьном возрасте, так как адекватный уровень самооценки и тревожности влияет на успешное становление личности в коллективе и школе, позволяет раскрыть и проявить свой творческий потенциал, достигать хороших результатов в учебной деятельности и при всем при этом сохранить свое психологическое здоровье. Ведь именно в этом возрасте благополучное ощущение себя в коллективе является очень важным, так как может определить успешное будущее и возможность реализовать себя в этом будущем.
6. Теоретическое основание программы:
- В связи с резким увеличением объемом знаний, которые приходится усваивать и использовать современному человеку, увеличиваются требования, предъявляемые к обучению. Если раньше учиться чему-либо значило главным образом запоминать необходимые для этого сведения, то сейчас на первый план выдвигаются задачи познавательного (умственного) развития учащихся (В.Д. Шадриков)
- Идея Брунера подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудия развития когнитивных процессов, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от развития речи.
- Развитие познавательных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. (Пиаже)
- Идеи М.И. Лисиной об общении как основном условии полноценного развития ребенка на ранних этапах онтогенеза; о закономерном изменении в онтогенезе содержания потребности в общении, коммуникативных мотивов, преобладающих средств общения.
Методологические основания программы:
- метод игровой терапии;
- арт-терапии;
- сказко-терапии;
- конструктивно-рисуночный;
- релаксационный.
7. Принципы отбора и его организации:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип учета возрастных , психологических и индивидуальных особенностей;
- принцип научности;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип ориентации на “зону ближайшего развития”.
8. Адресат: учащаяся 4 «А» класса, 9 лет
9. Цель программы: стабилизация эмоционально-личностной сферы обучающегося.
10. Задачи программы:
1. Создание благоприятных психологических условий для обучающегося;
2. Формирование адекватной самооценки;
3. Коррекция негативных эмоциональных переживаний.
11. Тип программы: программа дополнительного образования, коррекционно-развивающая, составлена на основе модификации нескольких программ разных авторов (С.Антонова, О.Н. Истратова, И.О. Перькова)
12. Форма реализации программы: индивидуальная, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы школьника.
13. Вид программы по времени: краткосрочная – 16 занятий.
14. Временные рамки продолжительность занятий: каждое занятие продолжительностью 20 минут, проводится 1 раз в неделю.
15. Место данной программы в воспитательно-образовательном процессе: данная программа реализуется в соответствии с целью образовательного учреждения, которая предполагает всестороннее развитие личности и успешность её адаптации в социуме.
16. Связь данной программы с другими программами: данная программа имеет связь с программами диагностического блока (это диагностика особенностей познавательного развития), что помогает уточнить диагноз и работать конкретно на проблему, так же связь с групповыми программами развивающего и коррекционного блока целью которого является развитие познавательной сферы школьника.
17. Ожидаемые результаты: Усвоение школьной программы, повышение школьной мотивации, самооценки, стабилизация эмоционально-личностной сферы школьника.
Входная диагностика:
- Методика «Кактус», «Несуществующее животное», «Моя семья»
Цель: изучение особенностей эмоционально-личностной сферы.
- «Мотивация учения» М.В. Луткина, Е.К. Лютова
Цель: определение мотивов к учению.
- Методика «Лесенка»
Цель: определение самооценки
А также методы:
- беседа;
- наблюдение;
- сбор анамнестических данных.
Итоговая диагностика:
Тест «Дом-дерево-человек», Методика «Лесенка», Методика «Внутренняя позиция школьника»
Содержание программы
1. Реализуемые блоки и их цели:
- Подготовительный блок:
Цель: предоставление информации о целях коррекционно-развивающей программы.
- Диагностический блок:
Цель: изучение эмоционально-личностной сферы ребенка.
- Эмоциональный блок:
Цель: коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование адекватной самооценки.
2.
Блок Цель Кол-во
занятий
Подготовительный
Блок
Диагностический блок Предоставление информации о целях коррекционно-развивающей программы.
Проведение входной и итоговой диагностики 1 занятие (15 минут)
4
Эмоциональный - личностный блок (проведение занятий в комнате психологической разгрузки) 11 занятий
1. «Многогранный образ Я».
2. «Угадай эмоцию».
3. «Письмо в будущее».
4. «Автопортрет».
5. «Если бы я был сказочным героем».
6. «Цветные звуки моего тела».
7. «Копилка обид».
8-11. Песочная терапия коррекция негативных эмоциональных переживаний, формирование адекватной самооценки
3.Описание условий реализации программы:
При реализации программы важно создать благоприятный эмоциональный фон, способствующий развитию познавательной сферы ребенка. Важно быть внимательным к клиенту , при подборке упражнений учитывать уровень развития памяти, внимания, мышления. Для проведения занятий потребуется просторный класс.
Занятия имеют следующую структуру:
1. Приветствие, цель которого, создание благоприятных условий для проведения занятий, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферы группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.
2. Основная часть, цель – реализация цели программы, развитие познавательной сферы детей.
3. Завершение, цель – отработка навыков рефлексии, подведение итогов занятия.
В ходе занятия проводятся разминки с целью воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняющую важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. При проведении занятий используются методы: игровой терапии, арт - терапии, сказкотерапии, конструктивно-рисуночный метод, релаксационный. Для реализации занятия необходимы следующие материалы: бумага, мяч, краски, карандаши, ручка, игрушки сказочных героев.
4.Планирование профилактических мероприятий с целью предотвращения рецидива:
- применение на уроках способствующих развитию познавательной сферы школьника;
- отслеживание динамики развития школьника;
- оказание психологической помощи родителям и учителям, работающим с этим ребенком.
5. Список литературы, используемой при составлении коррекционно-развивающей программы:
- М.Р. Битянова, Т.В.Азарова «Работа психолога в начальной школе» 2-е издание М: Генезис, 2001г
- Р.С.Немов «Психология» в 3 кн.-4-е изд. – М:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2001 – Кн1
- И.Ю. Гайтукаева, Е.М.Елизарова «Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков, игры и упражнения» Влгоград: Учитель, 2009г.
- И.О.Перькова, Л.М.Сазанова «Интеллектуальный тренинг» Учебно-методическое пособие для учителей и родителей – СПб.:Речь,2002г.
- С.Антонова «Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа/ Стелла Антонова. – М.: чистые пруды, 2010» Перейти к публикациям для педагогов СМИ Аксиома
- Роза Рахманкулова «программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников / Газета «Школьный психолог»» 2003 №5
- Е. Бармашова «Игровая мозайка» /Газета « Школьный психолог» №1, 2005г.
- Ю.А. Соколова «игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка» - М.:Эксмо, 2010г.
- Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко «практикум по возрастной психологии»: Учебное пособие СПб: Речь, 2006 г.
- С.Н. Костромина «Учиться только на пятерки» по русскому языку, математике, чтению.-М.:АСТ: АСТ Москва; СПб.: прайм –Еврознак, 2008.
6.Требования к составителю программы:
- психологическое образование;
- знание теоретических основ, в частности возрастной, общей психологии и др.
- владение методами психокоррекции;
- владение навыками развивающей работы в рамках игровой терапии, арт – терапии, сказко – терапии;
- гибкость в использовании методов и методик развивающего воздействия и т.п