выполнила:
Кармалюк
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сочинский государственный университет»
Социально-педагогический факультет
Кафедра Педагогического и психолого-педагогического образования
Так, в начале и в конце учебного года воспитатели групп заполняли диагностические карты развития ценностно-смысловой сферы воспитанников. Также педагоги и родители участвовали в анкетировании, осуществляли самоанализ и самооценку компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Проведении мониторинга осуществлялось посредством применения таких эмпирических методов как: включенное наблюдение за ходом педагогического процесса в подготовительной и казачьей группах, поведенческими проявлениями воспитанников в организованных образовательных ситуациях и самостоятельной
деятельности; беседы со старшими дошкольниками; анкетирование педагогов родителей; анализ программ, методических разработок, педагогических проектов и других отчетных материалов.
Далее представим данные по использованию в качестве диагностического инструмента «Карты развития ценностно-смысловой сферы дошкольника». Анализ заполненных воспитателями диагностических «Карт развития ценностно-смысловой сферы дошкольника», позволил сделать статистически обоснованные выводы о динамике развития ценностно-смысловой сферы воспитанников экспериментальных групп. Как было отмечено выше, заполнение диагностических карт на основании анализа поведенческих проявлений дошкольников, осуществлялось воспитателями дошкольных групп в начале и в конце года эксперимента. В процессе диагностики обращалось внимание на сформированность основ ценностного сознания, ценностного отношения к близким людям, природному и рукотворному миру; основ нравственной позиции и нравственного поведения.
Диагностика дошкольников осуществлялась в соответствии с содержанием осваиваемых программ и предполагала выявление сформированности ценностного отношения к семье, ближайшему социокультурному окружению, внутреннему миру человека, к социокультурной традиции. В соответствии с выявленными критериями были обозначены и охарактеризованы уровни развития ценностно-смысловой сферы детей: низкий, средний, оптимальный. Тому или иному уровню соответствовали определенные проявления развития ценностно-смысловой сферы воспитанников.
Низкий уровень развития ценностно-смысловой сферы воспитанников характеризуется неполными представлениями ребенка о социокультурной ценности; проявлении эмоциональной холодности, безразличия по отношению к близким людям; отсутствием желания проявлять заботу; ситуативным характером проявлений интереса к окружающему миру и культурному наследию.
Средний уровень развития ценностно- смысловой сферы ребенка определяется наличием представлений о социокультурной ценности; способностью ребенка замечать по инициативе воспитывающих взрослых эмоциональное состояние окружающих, действенно реагировать на него; началом размышлений ребенка над нравственными вопросами, проявлением интереса к окружающему миру, культуре, связи прошлого и настоящего; появлением чувства благодарности; наличием общих представлений о культурном наследии Родины.
Оптимальный уровень развития ценностно-смысловой сферы дошкольника характеризуется наличием отчетливых представлений о социокультурной ценности; наличием нравственной позиции и способностью ее объяснить; способностью дать нравственную оценку своего поведения и поведения других людей; способностью чувствовать состояние окружающих, предугадывает их затруднения и адекватно реагировать на них в поведении и деятельности; проявлять отзывчивость и предупредительность; способностью радоваться достижениям сверстников и других людей, выражать благодарность; а также наличием у ребенка системы представлений о культурном наследии Родины. В процессе апробации и совершенствования диагностических материалов были выявлены и структурированы нравственные категории, характеризующие развитие ценностно- смысловой сферы дошкольников.
Таблица- 1. Сводные данные за 2018 (начало учебного года)
об уровне развития ценностно-смысловой сферы детей
перейти к публикациям для педагогов
группа |
кол-во детей |
уровни |
основы ценностного сознания |
ценностное отношение |
основы нравственной позиции |
нравственное поведение |
итог |
% |
|
казачья |
15 |
низкий |
9 |
5 |
10 |
0 |
8 |
40 |
|
средний |
6 |
10 |
5 |
15 |
9 |
60 |
|||
оптимальный |
|
|
|
|
|
|
|||
подготовительная |
15 |
низкий |
6 |
4 |
2 |
6 |
5 |
30 |
|
средний |
9 |
11 |
13 |
9 |
10 |
70 |
|||
оптимальный |
|
|
|
|
|
|