выполнила:
Кортусова Галина Викторовна, учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад № 5 «Рябинка»
ЯНАО, г. Салехард
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Занавес открывается»
Кортусова Галина Викторовна, учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад № 5 «Рябинка»
«Сегодня мир наш изменился:
Компьютер всюду, интернет.
И человек совсем забылся,
Главнее слова в жизни нет!»
Слово есть составляющая нашей речи и связующая нить в общении, при котором мы обмениваемся информацией, способностями, опытом. Общение – это процесс взаимодействия.
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, этому есть объяснение - социально-технический прогресс способствовал тому, что лучшие друзьями для ребёнка - телевизор, компьютер, планшет. Это привело к снижению уровня коммуникативности, которое является одним из базовых качеств личности ребенка и показателем его готовности к школьному обучению.
Целевые ориентиры федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования гласят - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Статистика показывает, что возрастает число детей с нарушениями речи, у которых отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, а значит, страдает процесс коммуникации.
Анализируя вышеизложенное, передо мной встает образ «занавеса», закрывающего путь ребенку к развитию коммуникации, занавес, который мне как специалисту нужно сдвинуть.
«Занавес открывается!». Знакомое всем изречение, которое в моей педагогической истории взаимоотношений с детьми имеет смысл открытия, победы и характеризует одни из моих подходов в коррекционной работе. Вижу его как эффективный путь решения обозначенных проблем - это метод театральных миниатюр, так как в основе лежит ведущая деятельность ребенка – игра.
Ребенок с речевыми нарушениями, усваивая свою роль в миниатюре, сюжете, проявляет активность и заинтересованность. Еще в свое время К.С. Станиславский сказал: «Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «….на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов». Наш диалог состоялся, где маленькие актеры в различных ролях научились проговаривать звуки, вести диалог от миниатюр до театральных постановок, которыми радуют детей не только нашего детского сада, но и города.
Открывая, обозначенный условно «занавес», я раздвигаю рамки общения ребенка – как в среде сверстников, так и со взрослыми. У маленького человека меняются взгляды на мир, его отношения с окружающими, он ощущает себя полноценным человеком и открытым к установлению контактов с людьми.
Наш выход на сцену, дети! А что там за кулисами? Там остались и ждут - труд, терпение, целеустремленность, взаимопонимание и много других секретов, которые сыграли свою роль успешного выхода на «сцену»……
«Занавес закрывается!» Нет, нет, это я заканчиваю свой монолог, который хочу завершить словами: