выполнила:
студент
Саидва Патимат Магомедовна
г. Махачкала
Одна из проблем, с которой сталкиваются воспитатели ДОУ и родители при поступлении ребенка в детский сад – это его адаптация в новой среде. В связи с этим у ребенка и родителей возникает масса проблем.
Как отмечает К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева “в период адаптации у ребенка происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя. Чтобы переход ребенка из семьи в детский сад проходил более плавно, на базе ДОУ стали открываться РЦДО.
В целях преодоления данной ситуации принимаются системные решения:
развитие видового многообразия дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей;
развитие вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста;
различных видов дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей детей.
Проблема развития инновационных форм дошкольного образования в целом и его инновационных форм в частности достаточно актуальна, она диктуется жизнью и находит понимание в педагогическом сообществе, это подтверждается федеральными и региональными программами развития образования. В настоящее время дошкольное образование ощущает серьезное внимание со стороны государства и общества, в средствах массовой информации появляются позитивные материалы о дошкольном образовании, а доверие к системе растет, особенно со стороны родителей.
РЦДОР реализует программу образовательных учреждений, оказывает психолого-педагогическую помощь семьям на основе использования игровых методов и специально созданных игровых средств и игрового оборудования.
Вариативная форма дошкольного образования: Районные центры дошкольного образования РЦДО
Игра является основной деятельностью ребенка, и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
Районные центры дошкольного образования осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
Время посещения. Дети могут посещать РЦДО как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с руководителем структурного подразделения. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам. Главной целью деятельности РЦДО является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.
На РЦДО возглавляются следующие задачи:
оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;
ознакомление родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО);
обучение родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.
Специфика работы Центра игровой поддержки ДОУ подразумевает наличие ряда специалистов: психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования. В РЦДОе может находиться социальный педагог, он организовывает детей на самостоятельную игру, организовывает групповые занятия. Его роль зависит от тех ситуаций, которые могут возникать в процессе работы с детьми и от возраста детей. Он может выступать организатором игровой среды, наблюдателем, помощником, партнером по общению, партнером по игре, посредником, инициатором игры. Психологом и социальным педагогом организовываются и проводятся коррекционные занятия для детей, нуждающихся в них. Психологом создается специальная коррекционная программа на каждого ребенка, нуждающегося в коррекции, им проводится целенаправленная работа с родителями. В расписание включаются игры, корректирующие поведение ребенка, как индивидуальные, так и групповые. Учитель-логопед создает речевую среду с целью обучения коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания речевой активности и стимулирования речи детей. Педагог дополнительного образования проводят занятия по дополнительным образовательным курсам, организовывают досуговую и клубную деятельность детей и их родителей. Специалисты организуют наблюдение за детьми во время игровой и образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки развития включает в себя отражение несколько направлений: - физическое развитие;- общение и развитие речи;- социальное развитие и игра;- самостоятельность и независимость;- поведение.
Содержание и методы деятельности РЦДО определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением.
Организация занятий и формирование групп.
Индивидуальные занятия с ребенком. Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать подобную поддержку и помощь ребенку.
Групповые занятия Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность.
Формирование групп может осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 20 человек.
Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели. Традиционная модель включает в себя:1. Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется. 2. Используются специальные подсказки и подкрепления, а также частая прямая оценка успехов ребенка. 3. Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить. 4. Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью. Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.
Современная модель включает в себя:1. Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним. 2. Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы специалистов. 3. Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.
Специалистами РЦДО организуется работа с родителями: - встречи и беседы родителей со специалистами; - родительские семинары; - консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств; - анкетирование для получения обратной связи от родителей; - проведение семейных игровых сеансов; - организация выпуска родительской газеты; - совместная с родителями организация досуговых мероприятий; - организация библиотеки и видеотеки для родителей.
Проводятся игровые сеансы для родителей в качестве консультации. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Игровые сеансы также могут помочь выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между родителями и специалистами.
Для фиксирования деятельности РЦДО необходимо ведение следующей документации:
-журнал учета воспитанников, посещающих РЦДО;
-журнал посещаемости занятий;
-перспективный план работы на каждого воспитанника, посещающего РЦДО
-ежедневные планы работы воспитателей (др. работников);
-расписание занятий, заверенное руководителем ДОУ;
-паспорт РЦДО или картотека с перечнем оборудования и пособий;
-анализ работы за год. Ведение документации по РЦДО выделяется в отдельное делопроизводство.
Для открытия РЦДО необходимо:
-нормативный правовой акт органа местного самоуправления об открытии РЦДО на базе конкретного ДОУ;
-локальный акт ДОУ об открытии РЦДО, которым утверждается положение о РЦДО, списочный состав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, режим работы;
-внесение изменений в Устав ДОУ о РЦДО как структурном подразделении, о целях, задачах и направлениях деятельности.
Содержание и методы деятельности РЦДО определяются программой образовательного учреждения, программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением.
Специалистами РЦДО создается предметно-развивающая среда, соответствующая особенностям детей раннего возраста, стимулирующая игровую и познавательную деятельность, двигательную и речевую активность, а также формирующая интерес к окружающему миру.