выполнила:
воспитатель
Хачатурова Анна Арсеновна
г. Краснодар
Интеграция образовательных областей «Художественное творчество и познание»(изобразительная деятельность (нетрадиционное рисование) с элементами опытно- экспериментальной деятельности)
Цель: Познакомить детей со стеклом и его свойствами.
Задачи:
Обучающие:
-учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала;
-ознакомить с техникой рисования на стекле;
-закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой;
Развивающие:
- развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение анализировать, связную речь;
Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарища;
-воспитывать бережное отношение со стеклянными предметами.
Материал:
Изделия из стекла; стекло, гуашь, стаканчик с водой, влажные и бумажные салфетки.
Подготовительная работа:
рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
Ход НОД
- вступительная часть.
В: Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама Королева Стеклянной Страны.
Воспитатель показывает письмо и читает его: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети называют вежливые слова.
- Основная часть
- Вы называли так много вежливых слов, что Королева наверняка разрешит попасть в ее страну.
Звучит музыка «Голубой вагон», дети строятся паровозиком и отправляются в стеклянную страну. Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой.
- Давайте скажем «Раз, 2,3!» и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и граненые стаканы, вазы, бутылки, салатницы и т.п.
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит назвать их.
-Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему? (Они все сделаны из стекла)
- Да, правильно, они все сделаны из стекла. Стеклянных предметов очень много. Интересно почему? Давайте узнаем это?
Воспитатель предлагает детям пройти за столы (на столах лежат воздушные шарики, прозрачные стаканы и бутылки с водой).
- Давайте опустим шарик в стакан. Посмотрите, что в стакане?
Воспитатель интересуется, как они догадались. Выслушивает ответы детей.
Дети делают вывод, что стекло прозрачное.
-Как используют это свойство стекла – прозрачность.
-Стекло бывает прозрачное, а какое еще бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.
Дети смотрят на стол и видят изделия из цветного стекла.
- А для чего используют изделия из цветного стекла?
- Теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Девочки и мальчики:
Хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши)
Прыгают как мячики:
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгают)
Весело хохочут:
Ха-ха-ха! (имитационные движения)
Глазками моргают, (ритмично зажмуривают глазки)
После отдыхают. (приседают)
- Ребята, давайте возьмем в руки стекло. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное, скользкое)
- А если уронить предмет из стекла, что произойдет?
- будем проводить опыт? (нет)
- Назовите изделия из стекла, в которое можно налить воду. (воспитатель предлагает налить воду в стакан). Пропускает ли стакан воду? (нет)
- значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.
- А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы услышите? (звук, звон)
- Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем.
Дети проводят опыт.
- Давайте назовем все свойства стекла:
- стекло прозрачное;
- стекло может быть бесцветное или цветное;
- стекло хрупкое;
- стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;
- при постукивании идет мелодичный звук.
-Правильно, вы молодцы. Теперь поиграем в игру.
Игра «Какой предмет?»
Воспитатель говорит, что предметы делают не только из стекла, но и из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и называет какой-либо предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, возвращает мяч, называет, какой предмет. ( пузырек из стекла – стеклянный).
- Ложка из металла –металлическая.
- Ложка из дерева – деревянная.
- Ваза из глины – глинянная
- Ваза из стекла - стеклянная
- Машинка из пластмассы - пластмассовая
- Мяч из резины - резиновый
- Кораблик из бмаги бумажный
- Линза из стекла - стеклянная
- Поднос из металла – металлический
- Молодцы, а теперь я предлагаю вам порисовать.
Дети проходят за столы. На столах лежат: стекло, гуашь, баночки с водой, мокрые губки, бумажные салфетки.
- Ребята, мы сегодня с вами будем волшебниками, которые умеют творить чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с его помощью, мы сегодня будем учиться творить чудеса. Готовы?
- Давайте закроем глаза и представим, что мы попали на полянку, на которой почему то нет ни одного цветка, травинки, ничего! Как же нам быть? (мы нарисуем цветы и травку)
- Выберите цвет, который вам больше нравится. Обмокните в него свой пальчик и наполните нашу полянку волшебством. Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями, использовать в одной композиции несколько цветов. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой и нанести новый рисунок.
Дети самостоятельно рисуют.
- Итог
Когда дети закончили работу, воспитатель обращает внимание на целостность картины. Отмечает, что благодаря прозрачности стекла изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет.
- Ребята, давайте посмотрим, какое чудо мы с вами создали, какие красивые, яркие цветы у нас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникли? Чему новому научились?
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, (дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад). Наше путешествие подошло к концу.
Анализ
перейти к публикациям для педагогов
Данное занятие методически построено правильно, чётко прослеживались все этапы занятия.
В занятии отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей. Занятие началось с оргмомента, где активизировалось внимание детей. Занятие составлено увлекательно, воспитатель продумала игровую форму путешествия, что говорит о компетентности педагога и знание методик. Правильно составленная методика проведения занятия позволяет расширить кругозор детей, детям предоставляется возможность участвовать в занятии не как слушатели, а как действующие лица. Подбор дидактического материала соответствует теме занятия. Воспитатель грамотно, четко даёт указания, объяснения, умеет организовать практическую, самостоятельную деятельность детей; умеет активизировать мыслительную деятельность детей; активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок). Воспитатель подводила детей к обобщению (после каждого опыта).
Занятие интересное, познавательное, ход занятия сопровождался музыкальными минутками, т. е. было художественно-эстетическое восприятие.
На занятии присутствовали технологии здоровьесбережения (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
Программное содержание полностью соответствует уровню развития детей данной возрастной группы.
На занятии были использованы различные виды деятельности: познавательно- исследовательская, игровая. А также методы: эксперимента, словесный (вопросы, наглядно-демонстрационный, игровой, метод контроля.
В заключительной части НОД использовала художественное слово для подведения итогов. Были сюрпризные моменты (медали). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, рефлексией.