выполнила:
Салихова Лидия Муллыевна,
воспитатель МАДОУ «Колобок»
город Ноябрьск
Мастер-класс для педагогов
«Мнемотехника. Заучивание стихов и потешек посредством мнемотехники».
Уважаемые педагоги, как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки.
Что такое мнемотехника?
К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
«- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю.» Конфуций
При заучивании стихотворений с детьми мы столкнулись с такой проблемой: дошкольники плохо запоминают стихотворения, а также у них западает монологическая речь, в том числе пересказ. Мы стали думать и искать пути к преодолению этой трудности.
Все давно слышали о методике мнемотаблиц или мнемотехнике, и вот решила перенять этот опыт.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Марка Туллия Цицерона и Квинтилиана. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. Пользовались мнемотехникой Аристотель и Гиппократ.
Педагоги начали внедрять эту методику с ноября 2014года. И результаты превзошли ожидание. Но всё по-порядку.
Как вы думаете, что такое мнемотехника?
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.
Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.
В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.