ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Аносова Мария Валеоьевна

учитель русского языка и литературы

СОШ  11

пос. Мостовой

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы и т.д.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, письмо по памяти, контрольное списывание.)

В целях замера обязательных результатов обучения по основным предметам проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Также проводятся  комплексные работы, которые охватывают контроль знаний по русскому языку.

Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы.

Основными критериями оценки работы ученика и учителя  являются итоговые контрольные работы, которые  имеют особое значение для учета успеваемости каждого ученика.

Деменкова Юлия Леонтьевна учитель начальных классов первой категории в статье «Современные формы и виды контроля знаний учащихся начальной школы на уроках русского языка» отмечает, такой метод контроля, как тест. Не осталось учителей, которые бы не использовали тесты. [13, 26-29]

Тесты как одна из форм контроля имеет ряд положительных характеристик:

– быстрота поверки выполненной работы;

– оценка достаточно большого количества учащихся;

– возможность проверки теоретического материала;

– проверка большого объема материала малыми порциями;

– объективность оценки результатов выполненной работы.

--способствуют формированию мотива учения.

Учащиеся любят тестовые задания и с удовольствием работают с ними, тем более работа требует внимательности, расторопности, так как рассчитана на непродолжительное время. Тесты проводятся на различных этапах урока: в начале урока – с целью проверки знаний, в середине и конце урока – для закрепления, изученного на уроке материала. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала тестовые задания используются в качестве домашнего задания. Тестовые задания помогают на уроках на этапе актуализации знаний. Так, например, при изучении новой темы предлагаются учащимся тестовые вопросы по изученной теме. В результате выбора букв правильных ответов путём их соединения составляется слово, являющееся темой урока.

Применяю тестовые задания следующих типов:

1.Задания с выбором ответа

  1. Задания утвердительной формы с выбором ответа
  2. Задания на определение понятия.

* Глагол – это часть речи, которая обозначает…

А) признак; Б) действие; В) предмет; Г) явление природы.

  1. Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.

5.Задания на установление логической последовательности

6.Тестовые задания – «Ловушки»

Это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.

Таким образом, можно сделать вывод, что тестирование является одним из наиболее результативных методов контроля знаний учащихся начальных классов.

Учитель начальных классов Денежкина Анжела Николаевна в статье «Приёмы, позволяющие повысить качество письма при закреплении материала» предлагает в качестве контроля на уроках русского языка использовать различные формы словарного диктанта такие, как[14,30-33]:

1.Словарный диктант «с подсказкой».

Учитель называет слово, указывает, в какой ее значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы.

Например: мышь. Орфограмма находится на конце слова после шипящего. Необходимо определить род, и подумать пишется Ь или нет.

2.Словарный диктант с грамматическим заданием.

Например: ночь, ерш…Определить род и число.

3.Словарный диктант с самопроверкой.

Его цель: формирование у детей навыков самоконтроля. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем с помощью указанных учителем параграфов дети проверяют диктант, выделяют орфограммы.

4.Словарный диктант с продолжением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем следует самодиктант: к каждому слову ученики придумывают и записывают ряд слов на ту же орфограмму.

Например:

Река – (стена)

Вьюга – (листья)

Солнце – (известный)

5.Словарный диктант с элементами игры.

  • Игра «Зоркий глаз» - кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм.
  • Игра «По щучьему веленью» - ученики высказывают пожелания увидеть определенную орфограмму.
  • Игра «Я работаю волшебником» - формирует умение полученные знания применять в новых ситуациях. Например: преврати имена собственные в имена нарицательные: девочка Роза – цветок роза; пес Шарик – воздушный шарик.

6.Словарный диктант на основе загадок.

Ученики должны разгадать загадку и записать отгадку, выделив орфограмму.

7.Выборочный словарный диктант.

Ученики записывают слова только на заданную орфограмму.

8.Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Ученики поднимают карточку с нужной орфограммой.

9.Словарный диктант с обобщением.

После написания группы слов, дети называют, на какую орфограмму данные слова, и формулируют правило.

Разнообразные формы словарных диктантов способствуют перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки.

Еще интересный метод озвучивает педагог начальной школы Одинокова Виктория Анатольевна в статье «Решение кроссвордов как способ проверки знаний» предлагает кроссворд, как своеобразной гимнастику, мобилизующею и тренирующею умственные силы учащихся. Необходимо четко представлять, с какой дидактической целью и на каком этапе занятия используется кроссворд. [19,45-47]

1.На этапе актуализации знаний быть предложено несколько вариантов:

–к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

–можно дать аналогичные задания малым группам учащихся. В хорошо подготовленной группе проверить выполнение задания может наиболее успешный учащийся, первым решивший его;

–кроссворд может заменить словарный диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а преподаватель может читать вопросы.

  1. На этапе изучения новой темы. В этом случае при подготовке к занятию можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми обучающимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой занятия. В ходе изложения новой темы преподаватель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3.На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся повышения интереса к учению. Если вовремя обычной контрольной дети  находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Таким образом, кроссворд может быть

  • Познавательным – составляется по страницам учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
  • Обобщающим – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.
  • Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Предлагая обучающимся учебные кроссворды, преподаватель обязан помнить, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели.

Поэтому необходимо учитывать следующее:

  • Кроссворд должен быть доступен для обучающегося: учтены возрастные особенности, подготовка по дисциплине, требования программы.
  • Кроссворд должен быть мотивирован, т. е. побуждать учащихся работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т. д.

Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т. е. преподаватель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков.

Формы работы с кроссвордом

  1. Коллективная (когда все обучающиеся под руководством преподавателя разгадывают кроссворд);
  2. Групповая (когда класс поделен на группы и решает кроссворд сообща);
  3. Парная (когда предлагается задание двум обучающимся, сидящим за одним столом);

4.Индивидуальная (когда разгадывает кроссворд один обучающийся).

Практика показала, что, предлагая учащимся начальной школы учебный кроссворд, необходимо соблюдать ряд условий:

1) заранее проверена доступность кроссворда;

2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие

обучающихся работать на наилучший конечный результат;

3) создана на занятии обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учащихся;

5) в ход решения внесен элемент состязания между обучающимися;

Ирина Александровна Винокурова, учитель начальных классов в статье "Познавательные диктанты по русскому языку" выделяет интересный вид диктанта[5,36-39]:

Диктант-сюрприз - это традиционный диктант с необходимым количеством слов и слов для справок и сюрприз для учащихся. Это текст, в котором содержится неожиданная концовка или познавательные сведения. Иногда у такого диктанта есть «завлекающее» название, которое полностью раскрывается именно во второй части.

Например, контрольный диктант по теме «Морфология».

Почему - арбуз – ягода?

Я еду на юг России, вижу бахчу, на ней – грядки, на грядках – арбузы. Это не сад. Почему арбуз – ягода?

По сути дела, арбуз – это тыквина. И дыня, и огурец тоже тыквина.

Кто назвал арбуз ягодой, ошибся? (36 слов)

Продолжение – сюрприз:

Это не ошибка. Дело в том, что тыквина – это разновидность ягоды! Ведь что такое ягода? Ботаники называют ягодой плод с большим количеством семян и сочной мякотью, покрытый плотной кожистой оболочкой. Узнаете портрет арбуза?

А значит, и дыня – ягода. И огурец, и кабачок, и тыква, представьте себе, тоже ягоды!

Основными достоинствами интересных диктантов – сюрпризов являются формирование интереса к изучению русского языка, повышение мотивации к написанию диктантов, устранение страха и напряженности во время написания диктантов, развитие познавательного интереса и активности.

Опыт показывает, что ученикам начальной школы интересны диктанты на следующие темы: «О детях и детской жизни», «Интересные факты », «О животных», «О великих и известных людях», «О загадочных явлениях», «Об изобретениях и открытиях».

При наличии нескольких текстов диктантов – сюрпризов на определенное правило или тему важно предоставить школьникам выбор. В этом случае они не чувствуют себя полностью зависимыми от программы или указания учителя,а мотивируют и принимают хоть маленькую, но уже ответственность за свой выбор.

Таким образом, на различных этапах учебного процесса применяются разные виды, методы, формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль должен быть  объективным и требовательным, но в тоже время уважительным, учитывающим индивидуальные особенности ребенка. Даже при доброжелательном к детям отношении многие учащиеся волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки. Следовательно, формы контроля необходимо разнообразить. Контроль должен иметь не запугивающий характер, а стимулирующий.

перейти к публикациям для педагогов 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.