выполнила:
Жуменко Р.С.
г. Сочи
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи»
В развитии детей младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребенком правильной формы слова.
Пути формирования грамматически правильной речи определяются на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей группы, анализа причин их грамматических ошибок.
В своей работе над формированием грамматического строя речи у детей 4-го жизни мы выделили следующие направления:
- Предупреждение появления у детей грамматических ошибок;
- Эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;
- Содействие грамматической правильности речи окружающих взрослых;
- Совершенствование синтаксической стороны речи.
Начало формы
Работа над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи, рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся согласовывать имена существительными имена прилагательные в роде, числе, падеже. В дальнейшем это должно привести к правильному употреблению этих форм в связном высказывании.
Задачи:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
- Формирование словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Исходя из этих задач, основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются:
- Расширение словарного запаса детей.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи (монологической и диалогической).
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель.
Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова.
Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.
Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом – сказуемое, затем – дополнение.