выполнила:
Шевцова А.Г,
г. Анапа
Логопедическая поддержка ребенка с нарушениями опорно-двигательного
В настоящее время дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата во все большей степени интеграции в общеобразовательную среду. Студенты с Нода испытывают особые образовательные потребности, из - за недостатков в их физическом развитии, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, структура в развитии расстройств и тяжести. В связи с этим возникает необходимость создания специальных образовательных условий для детей с НОДА, которые определяют эффективность учебного процесса и социальную адаптацию ребенка в полном соответствии с его характеристиками и образовательными возможностями. Одно из таких условий для дошкольников с NODA, которые ослабили Развитие речи - индивидуальная логопедическая поддержка . Это должно стать частью индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями .
Логопедическая поддержка ребенка с NODA, посещающего общеобразовательный детский сад, на мой взгляд, может быть представлена следующим образом.
По рекомендации территориальной психолого- медико-педагогической комиссии ребенка должен сопровождать логопед . Ему нужна индивидуально ориентированная помощь в исправлении или устранении нарушений в развитии речи , в преодолении трудностей в освоении основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, с учетом его умственных и физических способностей.
Цель логопедической поддержки - создать условия, способствующие выявлению и преодолению нарушений речевого развития , а также дальнейшему развитию речи, улучшению общения ребенка с NODA для успешного освоения образовательной программы дошкольных образовательных учреждений.
Задачи :
- Выявление и исправление нарушений в развитии речи ребенка с НОДА , интегрированных в общее образовательное пространство.
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении ребенком с НОДА образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
- Разъяснение специальных знаний логопедической деятельности среди педагогов, оказывающих педагогическую поддержку детям с НОДА в рамках инклюзивного образования.
- Разъяснение специальных знаний в области логопедии среди родителей (законных представителей) дошкольника с NODA, имеющего нарушения речи .
Специфика логопедической работы заключается в необходимости учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка с НОДА .
Основные направления работы логопеда : диагностическое, коррекционное и развивающее, воспитательно-профилактическое и профилактическое.
Содержание основных направлений
Диагностическое направление включает в себя углубленное изучение ребенка с NODA , выявление индивидуальных особенностей развития речи и причин проблем в развитии, образовании, обучении и социализации. Речи терапевт проводит детальную логопедию обследование в течение двух недель. Звук произношение, анатомическое строение артикуляционного аппарата , речи моторика, особенности динамической стороны речи, способность воспроизводить звук - слоговой структуры слова будут изучены ; состояние слухового - произношение дифференциации звуков речи, фонематический анализ и синтез выявлен ; изучается словарный запас и грамматическая структура выразительной речи, связной речи, а также данные о раннем развитии речи и состоянии неречевых психических функций (зрительно-пространственный гнозис и практика, степень формирования двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев). ) изучаются.
Результаты логопедического обследования записываются логопедом в речевую карточку. Начальное логопедическое обследование позволяет судить об уровне развития речи ребенка с НОДА и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционной логопедической терапии у ребенка с ограниченными возможностями . В процессе предоставления логопеда ребенку , промежуточный экзамен речевой терапии при условии , что позволяет корректировать существующие индивидуально-ориентированную программу корректирующих и логопедии эффектов и сосредоточить внимание на наиболее постоянные проблемы развития речи на ребенка . Окончательный диагноз - углубленное логопедическое обследование , охватывающее все компоненты речевой системы и раскрывающее уровень их формирования.
Используется общепринятый метод диагностики устной речи у детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающей программы с учетом особенностей развития учащегося с НОДА, структуры дефекта. Учителем- логопедом после педагогической диагностики индивидуального развития и на основе программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, выбираются методики преподавания, методы и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям ребенка .
Содержание этой области включает в себя следующие аспекты :
- подбор коррекционных программ, методов и методов обучения, оптимальных для развития ребенка с НОДА в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- Организация и проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушений речи , а также развитие коммуникативных навыков.
Консультативно-образовательное направление.
Логопед проводит информационно-просветительскую работу среди учителей и родителей группы, соединяясь последнего к исправительным и развития деятельности, обучая их педагогические технологии для взаимодействия с их ребенком . Активное сотрудничество учителей с семьей, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование их психолого- педагогической и реабилитационной компетентности, а также обучение членов семьи доступным методам взаимодействия с ребенком, выбор адекватных способов и средства связи в контексте семейного воспитания являются ключом к эффективности индивидуального образовательного маршрута, максимальной компенсации для пороков развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями.
Консультативно-образовательное направление включает в себя :
- Индивидуальное семейное консультирование по вопросам общения и речевого развития ребенка с нода , формирования психолого- педагогической компетентности родителей (или законных опекунов) ребенка с нода, участвующих в инклюзивном процессе, по онтогенезу речи, проявлению расстройств речевая система , выбор простейших методов логопедической работы для коррекции нарушений речи ;
- консультирование учителей и других участников образовательного процесса по онтогенезу и дизонтогенезу речи, созданию среды развития речи, возникающим вопросам, связанным с развитием образования и воспитанием ребенка с NODA, в процессе внедрения инклюзивной практики.
Профилактическое направление заключается в своевременном предупреждении у ребенка с НОДА о возможных вторичных нарушениях речи , создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие фонематического восприятия и овладение навыками анализа и синтеза звуково-буквенной композиции слова создают необходимые предпосылки для формирования навыка правильного письма. чтение, развитие языкового инстинкта и профилактика общей и функциональной неграмотности.
Характеристика уровня речевого развития ребенка
Дошкольник имеет умеренные нарушения опорно - двигательный аппарат из - за органическое повреждение двигательных отделов центральной нервной системы (церебральный паралич) .
В детской речи немного размыты , не достаточно разборчивыми. В строении аппарата артикуляции особенностей не наблюдается. Подвижность органов речевого аппарата страдает . Выполняет движения губ довольно точно, в заданном темпе, в полном объеме. При выполнении статического упражнения «Лопата» отмечается беспокойство по языку, поза не получается сразу, долго не держится, язык быстро напрягается. Упражнение «Маятник» выполняет неточно, в ускоренном темпе. Упражнение «Качели» вызывает затруднения : движение языка вниз неточно, поиск желаемой позы. Страдают тонкие дифференцированные движения языка, переходящие от одного артикуляционного движения к другому. Это свидетельствует о нарушении иннервации речевого аппарата . Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, нечеткие звуки, динамика движения нарушается ; движения становятся вялыми, медленно, скорость переключения с одного артикуляционного движения к другому нарушается , на котором четкость произношения звуков, слов зависит. Это является следствием церебрального паралича (церебрального паралича) . Кроме того, существует некоторая слабость воздушного потока, что также влияет на качество звучания слов и фраз.
Нарушается произношение отдельных звуков. Звуки M, N звучат нечетко (отмечается заложенность носа) . Звук L искажает : произносится как звук двух губ w. Звук P заменяет звук L ', звук P' - звук J. Фонематическое восприятие сформировано недостаточно : есть ошибки в различении звуков в группе соноров. Навыки фонематического анализа формируются в соответствии с возрастом, определяет звучание на фоне слова.
Объем и качество словарного запаса в пределах возрастной нормы. Грамматическая структура речи практически не нарушена : навыки словообразования и деформации достаточно сформированы.
В связи с нарушениями опорно - двигательного аппарата (детский церебральный паралич), мелкую моторику рук и вообще моторики влияет. Производительность немного снижается из-за физических недостатков. Внимание довольно стабильно. Формируются пространственные представления. Средний уровень развития умственных операций.
Логопедический вывод : фонетико-фонематическое недоразвитие речи из-за нарушения иннервации речевого аппарата
Форма осуществления логопедической поддержки - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия студента с логопедом .