выполнила:
учитель-логопед
Сазонова Ирина Вадимовна
г. Волгоград
Логопедический подготовительный этап.
Задача : тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно :
а) вызывает интерес к логопедическим занятиям , даже необходимость в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для производства звуков;
в) в процессе систематической тренировки, овладения комплексом гимнастики пальцев рук;
- Подготовительные упражнения к артистической гимнастике :
«Лягушки» , «Забор» , «Хоботок» , «Лопата» , «Паз» , «Чистим нижние зубы» , «Расческа» ; «Бублик» , «Вкусное варенье» , «Маляр» , «Чашка» , «Грибок» ;
для P, P ': «Chatterbox» , «Painter» , «Turkey» , «Horse» , «Fungus» , «Drummer» , «Accordion» , «Machine gun» ;
для L : «Улыбнись» , «Лопата» , «Накажи язык» , «Очисти верхние зубы» , «Катушка» , «Пароход гудит» , «Самолет летит . »
- Упражнения для гимнастики пальцев.
«Фонари» , «Приготовить капусту» , «Помой руки» , «Замесить тесто» , «Выпекать блины» , «Флаги» , «Мяч» , «Ежик» .
III. Упражнения для координации речи с движением.
«Птица» , «Хозяюшка» , «Коза»
Внутривенно Дыхательные упражнения, способствующие развитию направленного сильного воздушного потока и плавного выдоха речи :
«Дуй лист» , «Снежинка» , «Дуй одуванчик» , «Дуй свечу» , «Буря в стакане» , «Сильный ветер» , «Футбол» , «Фокус» , «Волшебник» , «Жаба горячая» » , « Охотник идет »через болото . "
- Самомассаж мышц лица, шеи, рук, в том числе с использованием массажеров Су Джок .
Стадия формирования навыков произношения.
Задачи :
а) устранение дефектного звукового произношения;
б) развитие умений различать звуки, похожие на артикуляцию и акустику;
в) формирование практических навыков и навыков использования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речи.
г) развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, координации речи с движением.
Виды корректирующих работ на данном этапе :
один). Установка звуков.
Последовательность : Sonor L; Соноры П, П '.
Способ установки : (в имитации, от базовых звуков, механический, смешанный) .
Параллельно ведется разработка упражнений по художественной гимнастике.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах :
а) L - сначала автоматизируется в обратных слогах, затем в прямых слогах и со множеством согласных;
в) P, P '- вы можете начать автоматизацию с помощью аналога протора и генерировать вибрацию параллельно
3) Автоматизация каждого исправленного звука в словах :
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
4) Автоматизация звуков в предложениях. Каждое слово, разработанное в произношении, сразу же включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, детские стихи, чисто-говорящие, стихи отбираются.
5). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической и монологической речи в организованной и игровой деятельности).
Стадия совершенствования фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза слов
Проводится параллельно с коррекцией произношения звука. Сначала формируется способность различать смешанные звуки от звуковой группы на слух, а затем (после установки и автоматизации звуков в речи) произношение звуков дифференцируется в определенной последовательности : в слогах, словах, фразах, предложения, стихи, скороговорки, связанная речь.
Следующая последовательность дифференциации смешанных Sonor звуков предполагается : L'-L, RL, RR 'R'-L', R'-Y», RL. В то же время, работа осуществляется с строго обязательным индивидуальный подход к ученику с учетом его психофизических особенностей, тяжести речевого дефекта и степень , в которой каждый звук разработан .
Во время работы на данном этапе и на этапе автоматизации поставленных звуков, фонологические процессы также формируются и представление о звуке - слоговой составе слова выяснены .
Стадия развития лексико-грамматической структуры и связной речи на основе правильно произносимых звуков.
В процессе автоматизации и дифференциации доставляемых звуков применяется метод устного продвижения для уточнения и активации словарного запаса ребенка и моделей простых синтаксических структур. Необходимость такого подхода обусловлена базовым принципом коррекционно-развивающего обучения, а именно : одновременной работой над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного продвижения элементы работы по формированию лексических и грамматических средств языка и связанной речи выборочно включаются в занятия. Основные направления работы :
- Лексические и грамматические упражнения.
- нормализация просодической стороны речи.
- Обучение рассказыванию историй.
Систематические упражнения для развития внимания, мышления (на исчерпанном речевом материале) .
Развитие мелкой моторики и общих моторных навыков.
Упражнения для координации речи с движением
(проводится регулярно на всех этапах коррекционно-развивающих работ) :
«Хозяйка однажды пришла с базара» , «Яблоня» , «На ягодах» , «Помощники» , «Мой мяч» , «Снеговик» , «Маленький кролик» , «Самолет» , «Теплоход» , «Пилот» » , « Маляры » , « Кровельщик » , « Клен » , « Кровать » , « Ракета » , « Автомобили » , « Гусеница » .
Пальцевая гимнастика
(проводится регулярно на всех этапах коррекционно-развивающих работ) :
«Лодка» , «Пароход» , «Река и рыба» , «Деревья» , «Корни» , Птичка пьет немного воды », « Птенцы в гнезде » , « Птичьи мухи » , « Цветок » , « Китти » , « Амбар » » , « Дом » , « Трубка » , Стул, « Стол » , « Ворота » , « Замок » , « Кролик » , « Ножницы » , « Вилка » , « Кольцо » , « Очки » , « Человек » , « Лыжник » » , « Коза » , « Мост » , « Улитка » , « Пчела » , « Лягушка » .
Консультативно-воспитательная работа с учителями и родителями
Консультации для педагогов :
- «Возрастные нормы речевого развития»
- «Зачем нам артистическая гимнастика?»
Участие в разработке адаптированной образовательной программы, методических рекомендаций по обучению ребенка с NODA . Определение различных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающего усвоение учебного материала.
Совместная работа с педагогом по соблюдению правильного речевого режима в группе, по обогащению и систематизации словарного запаса учащихся в соответствии с образовательными направлениями, развитию коммуникативных навыков.
Консультации для родителей учеников с NODA :
- «Причины нарушения речи у детей »
- «Как делать гимнастику артикуляции?»
Планируемые результаты корректирующих разработок
Развитие речи. Ребенок общается , часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; в ребенка пассивный словарь и уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрастной норме; ребенок говорит грамматически правильную речь; не нарушает звукового наполнения и слоговой структуры слов ; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса нормальная. Темп и ритм речи в норме. Ребенок различает звуки оппозиции и обладает простыми формами фонематического анализа; звуки доставлены и автоматизированы.
Развитие общей и мелкой моторики. Ребенок освоил статические и динамические упражнения по гимнастике пальцев; заметно развитие мелкой моторики рук. Наблюдается улучшение общей моторики, координации речи с движением. Отмечается развитие двигательных навыков речевого аппарата за счет выполнения артикуляционной гимнастики .