ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»
Международное педагогическое средство массовой информации 16+
88002014964
ped.portal@mail.ru

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»

Международное педагогическое средство массовой информации 16+
МЕНЮ

выполнила:

Юдина Елена Терентьевна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №1»

Российская Федерация

Тюменская область

г. Ялуторовск

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. В ФГОС четко прописано, что за время обучения в школе дети должны иметь не только достижения, выраженные в результатах по учебным предметам, но и научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития.
Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества, нестандартно мыслить, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.
Для реализации этих требований я нашла такой «инструмент», как социо-игровая технология (СИТ), представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сущность, которой авторы определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
«Золотые правила» технологии.
1. Работа малыми группами. Социо-игровой подход предусматривает самостоятельное деление детей на микрогруппы по 3 - 6 человек, так как только имея возможность высказать своё мнение, ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Через работу в постоянных и временных группах дистанция между разными детьми уменьшается, они находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела. Для выбора «друзей по мышлению» существует много способов. Это и «разрезные картинки», «свидание по часам», «по росту» и др.
2. «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек- лидер. Чтобы в роли ведущего побывали все дети (даже очень скромные), я на каждый стол кладу «коврик управления»: карточку с написанными числами по количеству человек, с помощью которой ребята знают кто из них должен представлять группу. Например для работы у доски вызываю учеников, сидящих под номером 3. Или ребёнку под номером 5 нужно защитить работу всей группы.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Поэтому задания я не раздаю, а дети за ними подходят сами. Есть варианты с куда большей подвижностью. Тут и выбежать к доске, сменить рабочее место. И изобразить число не мелом на доске, а, например, плечом по воздуху, не просто назвать слова с изучаемой буквой, а сделать шаг вперёд и тут уже следим всем классом кто уйдёт дальше. А чтобы заучить (понять) и рассказать, например, правило когда гласные буквы обозначают два звука, школьникам предлагается придумать и сыграть сценку с этими буквами.
4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5. Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Например, на уроке русского языка по теме «глагол» нужно написать сказку о глаголе на основе правила «время глагола», стоимостью 700 рублей. 15 рублей за слово.
Авторы социо-игровой технологии предлагают ряд игровых заданий, использовать которые можно при работе с детьми любого возраста на любом уроке. Вот некоторые из них.
Многие первоклассники не любят читать, и даже читая не всегда понимают о чём. Для более успешного усвоения текста мы играем в игру «Слова с заданной буквой» Даётся задание: найти в изучаемом рассказе и записать на листочке только те слова, в которых, например, есть буква Е. Школьники рады, что всё читать «не надо», и с удовольствием начинают выискивать нужные слова. Далее пользуясь этими «случайно не случайными словами» как шпаргалкой, составляют свою ученическую версию того, что написано в учебнике. Чтобы потом всем миром выяснить, кому же удалось наиболее близко подойти к тексту.
Детям, читающим бегло, предлагаю «не читать», а только выбрать «самые, самые» 2 существительных, прилагательных, глагола, характеризующих героя произведения или его действия (или явления, задачи). Ну а затем, расположить все это на листе в хаотическом порядке и отдать его другой команде, чтобы они нашли эти слова и проверили версию товарищей. Можно искать самое длинное или, наоборот, самое короткое предложение. После чего каждая команда по секрету договаривается, какое они выбирают предложение, чтобы оно было и не самым длинным, и не самым коротким. И за минутку по очереди выписывая каждую буковку, помещают предложение змейкой на листе бумаги. Другой же команде остаётся «только» найти это предложение.
Чтение непонятных или «длинных» слов начинаю с конца, открывая постепенно буквы, слоги и т.д. (для этого их заранее записываю на доске и закрываю или использую постепенное появление на экране). Дети произносят «ка». Но тут же оказалось, что не «ка», а «ека». И так - ползком, ползком, - уже даже словосочетание «рассматривали в библиотеке» осилили.
Прочитали все. Даже те, кто не доверял себе, присоединились. Потому что каждый раз надо было всё заново и до конца прочитывать.
При изучении словарных слов (а также для проверки любого правила) вывешиваю на доске заранее приготовленный плакат (или на экране), на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано от пяти до десяти слов (или коротких предложений с одним изучаемым словом). По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минута) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова (предложения).
Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова. Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов. Плакаты для задания могут изготовляться самими учениками.
Подобная работа окрыляет что учеников сильных, что слабых.
Для проверки изученного использую игру «Волшебная палочка». В произвольном порядке переда¬ется ручка, карандаш, линейка, то есть что-то, что символизирует «волшебную палочку». Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например,:
математика: назвать ответы примеров в порядке возрастания или напротив в порядке убывания;
литературное чтение: действия (одним словом) какого- либо героя в хронологическом порядке;
окружающий мир: основной признак и описание того или иного класса птиц; продолжи;
русский язык: существительное — предлог к нему к нему.
Можно ввести такое условие: если кто-то из присутствую¬щих ответил бы точно так же, то они хлопают. С помощью этого выявляются стереотипы и банальности, например, передающий: осень — принимающий: золотая (все, кто ответил бы так же, хлопают; тут же можно и выяснить, как можно назвать осень в зависимости от погоды, месяца и других изменений в живой и неживой природы); или ночь — темная, солнце — красное, небо — голубое и т. п.
Детям моего класса нравится играть в «Поиск странностей», что заканчивается тем, что у школьников возникают смысловые связи. У каждого свои индивидуальные.
Как-то на уроке блуждали по картине В. Сурикова «Боярыняморозова». После этого спрашиваю у них, а видит ли кто какие на картине странности?
Посыпались варианты: «Люди странно одеты» или «У людей разные эмоции», «Боярыня странно прощается со всеми». А кто-то возражает, мол, это никакая не странность, потому что некоторые из странностей для него облеклись смысловыми связями и странностями быть перестали: «Они странно одеты, потому что живут не сейчас».
Каждую игру можно проигрывать много раз, изменяя условия, которые необходимы учителю или придумываются детьми.
Используя сицио-игровую технологию я столкнулась, прежде всего, с тем что при повышении интереса детей к заданию повышается и шум в классе. Поэтому возникла необходимость изучить и применить приёмы- сигналы для концентрации внимания учеников. Это и «скопируй хлопок», «класс- да!», «задачки под партой» и многие другие, которые предлагают авторы данной системы.
Вторая проблема, которая возникла у меня – это некоторая несовместимость с традиционными методиками. И здесь я нашла ответ у В.М. Буатова. Он пишет, что в социо-игровой педагогике учителям надо прежде всего учиться не столько объяснять на своих уроках, сколько… молчать! Потому что их задача на уроке в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами! Поэтому о некоторых методических рекомендациях нужно прежде всего «забыть». Иначе возникает эффект сороконожки. Она всегда начинает спотыкаться о порог, когда пытается сообразить, что же должна сделать её пятнадцатая ножка справа, когда вторая ножка слева сгибается, чтобы перешагнуть этот самый ничем не примечательный порожек…
Вот несколько разъяснений и рекомендаций авторов технологии, которые помогают организовать учебный процесс так, чтобы каждый урок приносил и пользу, и радость всем: и самому учителю, и его ученикам
• Будьте готовы к собственным промахам.
• Не «разжевывайте» смысл задания.
• Обращайте внимание на интересные неожиданности.
• Учитесь видеть в детских отказах ценные подсказки.
• Умейте порадоваться шуму.
• Старайтесь не столько учить и поучать, сколько слушать своих учеников
• Старайтесь видеть перед собой на уроке не единственную цель, а множество возможных ("Если гнаться за 133 зайцами, глядишь, с десяток и наловишь).
Социо-игровая технология разрабатывалась в 70-е годы. Но в связи с тем, что она универсальна и сегодня остаётся актуальной. Игры вполне «вписываются» в систему смешанного обучения, основанную на сочетании очного обучения (обучения лицом –к- лицу) и обучения компьютерными средствами. Для формирования навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций, как нельзя лучше подходят модели «Автономная группа», «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон».

Перейти к  публикациям для педагогов

Используемая литература:

1. Букатов В., Ганькина М. Режиссура школьной повседневности. Библиотечка «Первого сентября» 2006 .
2. Букатов В., Ершова А . Нескучные уроки. Пособие по социально игровым технологиям обучения. Петрозаводск. 2009

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Скачать ЗАЯВКУ

    Или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Языки: русский, английский.

    Заполнить заявку

    Скачать здесь

    Отправить её на электронную почту ped.portal@mail.ru

     

    Оплатить орг.взнос (перейдите по ссылке)

    за размещение  1 статьи 500 руб

    за получение печатного сборника  500 руб

    Электронный сертификат о публикации статьи бесплатно

© 2019. публикации для педагогов.