выполнила:
Юдина Елена Терентьевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №1»
Российская Федерация
Тюменская область
г. Ялуторовск
Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. В ФГОС четко прописано, что за время обучения в школе дети должны иметь не только достижения, выраженные в результатах по учебным предметам, но и научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития.
Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества, нестандартно мыслить, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.
Для реализации этих требований я нашла такой «инструмент», как социо-игровая технология (СИТ), представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сущность, которой авторы определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
«Золотые правила» технологии.
1. Работа малыми группами. Социо-игровой подход предусматривает самостоятельное деление детей на микрогруппы по 3 - 6 человек, так как только имея возможность высказать своё мнение, ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Через работу в постоянных и временных группах дистанция между разными детьми уменьшается, они находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела. Для выбора «друзей по мышлению» существует много способов. Это и «разрезные картинки», «свидание по часам», «по росту» и др.
2. «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек- лидер. Чтобы в роли ведущего побывали все дети (даже очень скромные), я на каждый стол кладу «коврик управления»: карточку с написанными числами по количеству человек, с помощью которой ребята знают кто из них должен представлять группу. Например для работы у доски вызываю учеников, сидящих под номером 3. Или ребёнку под номером 5 нужно защитить работу всей группы.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Поэтому задания я не раздаю, а дети за ними подходят сами. Есть варианты с куда большей подвижностью. Тут и выбежать к доске, сменить рабочее место. И изобразить число не мелом на доске, а, например, плечом по воздуху, не просто назвать слова с изучаемой буквой, а сделать шаг вперёд и тут уже следим всем классом кто уйдёт дальше. А чтобы заучить (понять) и рассказать, например, правило когда гласные буквы обозначают два звука, школьникам предлагается придумать и сыграть сценку с этими буквами.
4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5. Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Например, на уроке русского языка по теме «глагол» нужно написать сказку о глаголе на основе правила «время глагола», стоимостью 700 рублей. 15 рублей за слово.
Авторы социо-игровой технологии предлагают ряд игровых заданий, использовать которые можно при работе с детьми любого возраста на любом уроке. Вот некоторые из них.
Многие первоклассники не любят читать, и даже читая не всегда понимают о чём. Для более успешного усвоения текста мы играем в игру «Слова с заданной буквой» Даётся задание: найти в изучаемом рассказе и записать на листочке только те слова, в которых, например, есть буква Е. Школьники рады, что всё читать «не надо», и с удовольствием начинают выискивать нужные слова. Далее пользуясь этими «случайно не случайными словами» как шпаргалкой, составляют свою ученическую версию того, что написано в учебнике. Чтобы потом всем миром выяснить, кому же удалось наиболее близко подойти к тексту.
Детям, читающим бегло, предлагаю «не читать», а только выбрать «самые, самые» 2 существительных, прилагательных, глагола, характеризующих героя произведения или его действия (или явления, задачи). Ну а затем, расположить все это на листе в хаотическом порядке и отдать его другой команде, чтобы они нашли эти слова и проверили версию товарищей. Можно искать самое длинное или, наоборот, самое короткое предложение. После чего каждая команда по секрету договаривается, какое они выбирают предложение, чтобы оно было и не самым длинным, и не самым коротким. И за минутку по очереди выписывая каждую буковку, помещают предложение змейкой на листе бумаги. Другой же команде остаётся «только» найти это предложение.
Чтение непонятных или «длинных» слов начинаю с конца, открывая постепенно буквы, слоги и т.д. (для этого их заранее записываю на доске и закрываю или использую постепенное появление на экране). Дети произносят «ка». Но тут же оказалось, что не «ка», а «ека». И так - ползком, ползком, - уже даже словосочетание «рассматривали в библиотеке» осилили.
Прочитали все. Даже те, кто не доверял себе, присоединились. Потому что каждый раз надо было всё заново и до конца прочитывать.
При изучении словарных слов (а также для проверки любого правила) вывешиваю на доске заранее приготовленный плакат (или на экране), на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано от пяти до десяти слов (или коротких предложений с одним изучаемым словом). По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минута) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова (предложения).
Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова. Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов. Плакаты для задания могут изготовляться самими учениками.
Подобная работа окрыляет что учеников сильных, что слабых.
Для проверки изученного использую игру «Волшебная палочка». В произвольном порядке переда¬ется ручка, карандаш, линейка, то есть что-то, что символизирует «волшебную палочку». Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например,:
математика: назвать ответы примеров в порядке возрастания или напротив в порядке убывания;
литературное чтение: действия (одним словом) какого- либо героя в хронологическом порядке;
окружающий мир: основной признак и описание того или иного класса птиц; продолжи;
русский язык: существительное — предлог к нему к нему.
Можно ввести такое условие: если кто-то из присутствую¬щих ответил бы точно так же, то они хлопают. С помощью этого выявляются стереотипы и банальности, например, передающий: осень — принимающий: золотая (все, кто ответил бы так же, хлопают; тут же можно и выяснить, как можно назвать осень в зависимости от погоды, месяца и других изменений в живой и неживой природы); или ночь — темная, солнце — красное, небо — голубое и т. п.
Детям моего класса нравится играть в «Поиск странностей», что заканчивается тем, что у школьников возникают смысловые связи. У каждого свои индивидуальные.
Как-то на уроке блуждали по картине В. Сурикова «Боярыняморозова». После этого спрашиваю у них, а видит ли кто какие на картине странности?
Посыпались варианты: «Люди странно одеты» или «У людей разные эмоции», «Боярыня странно прощается со всеми». А кто-то возражает, мол, это никакая не странность, потому что некоторые из странностей для него облеклись смысловыми связями и странностями быть перестали: «Они странно одеты, потому что живут не сейчас».
Каждую игру можно проигрывать много раз, изменяя условия, которые необходимы учителю или придумываются детьми.
Используя сицио-игровую технологию я столкнулась, прежде всего, с тем что при повышении интереса детей к заданию повышается и шум в классе. Поэтому возникла необходимость изучить и применить приёмы- сигналы для концентрации внимания учеников. Это и «скопируй хлопок», «класс- да!», «задачки под партой» и многие другие, которые предлагают авторы данной системы.
Вторая проблема, которая возникла у меня – это некоторая несовместимость с традиционными методиками. И здесь я нашла ответ у В.М. Буатова. Он пишет, что в социо-игровой педагогике учителям надо прежде всего учиться не столько объяснять на своих уроках, сколько… молчать! Потому что их задача на уроке в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами! Поэтому о некоторых методических рекомендациях нужно прежде всего «забыть». Иначе возникает эффект сороконожки. Она всегда начинает спотыкаться о порог, когда пытается сообразить, что же должна сделать её пятнадцатая ножка справа, когда вторая ножка слева сгибается, чтобы перешагнуть этот самый ничем не примечательный порожек…
Вот несколько разъяснений и рекомендаций авторов технологии, которые помогают организовать учебный процесс так, чтобы каждый урок приносил и пользу, и радость всем: и самому учителю, и его ученикам
• Будьте готовы к собственным промахам.
• Не «разжевывайте» смысл задания.
• Обращайте внимание на интересные неожиданности.
• Учитесь видеть в детских отказах ценные подсказки.
• Умейте порадоваться шуму.
• Старайтесь не столько учить и поучать, сколько слушать своих учеников
• Старайтесь видеть перед собой на уроке не единственную цель, а множество возможных ("Если гнаться за 133 зайцами, глядишь, с десяток и наловишь).
Социо-игровая технология разрабатывалась в 70-е годы. Но в связи с тем, что она универсальна и сегодня остаётся актуальной. Игры вполне «вписываются» в систему смешанного обучения, основанную на сочетании очного обучения (обучения лицом –к- лицу) и обучения компьютерными средствами. Для формирования навыков самостоятельной работы, групповой работы, взаимопомощи и коммуникативных компетенций, как нельзя лучше подходят модели «Автономная группа», «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон».
Перейти к публикациям для педагогов
Используемая литература:
1. Букатов В., Ганькина М. Режиссура школьной повседневности. Библиотечка «Первого сентября» 2006 .
2. Букатов В., Ершова А . Нескучные уроки. Пособие по социально игровым технологиям обучения. Петрозаводск. 2009