ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

учитель-логопед
Филичева Ольга Николаевна
ГБОУ Школа 1151,
г.Москва

РАННЕЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. Рождение особенного ребенка в семье – это стресс и огромная ответственность. Зачастую родители не готовы к новым условиям жизни. Отрицание ситуации, разочароние и непреодолимое чувство вины зачастую кардинально меняют их мировоззрение и заставляют отказываться от привычного образа жизни. Длительная фрустрация приводит к тому, что родители редко объективно оценивают коммуникативные возможности ребенка, упуская сензитивные периоды его социального развития.
Раннее психолого-педагогическое сопровождение семьи и ранняя социальная адаптация ребенка-инвалида, повышение общепедагогической компетенции родителей – актуальное направление работы в современном российском образовании.
Ключевые слова: церебральный паралич, ранний возраст, семья, социализация, сопровождение.

Проблема интеграции в социум детей-инвалидов и их семей остается актуальной. В последние годы отмечается тенденция к увеличению детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. Это связано как с негативными факторами, так и с таким положительным явлением, как повышение качества медицинского обслуживания населения.
Новые современные медицинские разработки в области акушерства, неонатологии, детской неврологии позволили значительно повысить уровень медицинской помощи матери и ребенку, что с одной стороны, значительно снизило детскую смертность и увеличило выживаемость младенцев, а с другой стороны, привело к увеличению количества детей с пеританальным поражением центральной нервной системы различной степени тяжести, среди которых ДЦП занимает первое место (Ю.И. Барашнев, Е.П. Бомбардирова, О.Г. Коган, Е.Т. Лильин, О.И. Маслова, К.А. Семенова, Ю.А. Якунина, Г.В. Яцык).
Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8% на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества детей сопровождается утяжелением нарушений развития (Л.О. Бадалян, Н.В. Козявкин, А.Б. Пальчик, К.А. Семенова, Е.Г. Сологубов). При всех усилиях, направленных на медико-психолого-педагогическую реабилитацию этих детей, к пубертатному возрасту среди них регистрируется значительное число инвалидов (Е.Т. Лильин, К.А. Семенова). Этиологии, патогенезу, клинике и лечению церебрального паралича посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов. В специальных исследованиях (Е.Ф. Архипова, А.А. Гусейнова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, К.А. Семенова, Н.В. Симонова, Е.Gardwell, M. Michel и др.) отмечается, что нарушения, вызванные детским церебральным параличом, изменяют процесс познавательной активности, и мотивации к деятельности. Актуальной является проблема обеспечения достойного качества жизни выживших детей и их семей, их комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение в течение всей жизни, начиная с самого раннего детства.
Проблемы сопровождения семьи ребенка с ДЦП рассматриваются в работах И.Ю. Левченко, Д. М. Маллаева, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, И.А. Смирновой, В.В. Ткачевой, Л.М. Шипицыной. По мнению авторов, родители детей данной категории испытывают огромные психологические трудности в связи с воздействием длительной травмирующей психику ситуации, явившейся результатом рождения в семье ребенка с нарушениями развития.
В своих работах, посвященных исследованию семей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и В.В. Ткачева обращают внимание на то, что в семьях наиболее часто встречается гиперопека, которая проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка, что тормозит его личностное развитие, лишает его самостоятельности. Данная форма общения с ребенком способствует искаженному пониманию проблемы воспитания и развития в целом, и не дает возможности понять реальный спектр потенциальных его возможностей в частном, что приводит к формированию нереальных планов на будущее. В некоторых случаях в общении с ребенком с ДЦП родители используют стиль потворствующей протекции, который проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватный требований, что способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей. В то же время, в некоторых семьях наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка, что ведет к формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе, а при неустойчивом типе характера вызывает реакцию активного протеста. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение больного ребенка.
В таком состоянии родители часто оказываются не готовыми к оказанию помощи своему ребенку. Поэтому оказание ранней комплексной психолого-педагогической помощи семье ребенка с церебральным параличом, как основному звену коррекционно-развивающего процесса, и формирование реабилитационной компетентности родителей обеспечивают успешность компенсации нарушений развития и социальной адаптации детей данной категории. [2]
Психологическое изучение семьи ребенка с отклоне¬ниями в развитии включает диагностику личностных осо¬бенностей, как самого ребенка, так и членов его семьи (ро¬дителей, близких родственников). Полисубъектность диаг¬ностической процедуры обусловлена необходимостью выявления индивидуальных психологических характерис¬тик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса, поскольку имен¬но эти характеристики определяют специфику внутрисе¬мейного климата, характера взаимодействия родителей с аномальным ребенком, особенностей родительского вос¬приятия его проблем. [3]
В качестве условий выбора эффективных методов ранней комплексной помощи и приемов работы с родителями, при формировании оптимальной стратегии взаимодействия, в настоящее время выделяют следующие этапы:
1. Установление партнерских отношений с семьей.
2. Знакомство родителей с результатами психолого-педагогической диагностики (индивидуальное консультирование).
3. Важно также, изучение медицинской документации на ребенка, уточнение насколько ясно родители понимают цели и задачи восстановительного лечения.
4. Информирование родителей о направлениях развития, воспитания и обучения ребенка, включение родителя в образовательный процесс: опосредованное и включенное наблюдение, практическая совместная деятельность с педагогом. Повышение педагогической компетентности родителей.
5. Побуждение родителей к ведению индивидуального дневника развития, по желанию фото и видео отчетов, с целью предметного изучения результатов реабилитационной помощи в условиях семьи, которые подразумевают систематический совместный анализ в динамике всех линий развития ребенка, с целью повышения мотивации родителей и коррекции этапов реализации индивидуально-образовательного маршрута
6. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки. Поддержание положительно эмоционального настроя, уверенность среди родителей в собственных педагогических возможностях.
Актуальность данной работы с семьей обусловлена тем, что в первые годы жизни ребенка с ДЦП внимание родителей и общества сосредоточено на медицинской абилитации и реабилитации детей в рамках восстановительного лечения. С одной стороны, врачами и родителями предпринимаются совместные попытки создания условий для максимально эффективного восстановления функциональных систем организма в домашних условия, а с другой, часто упускаются сензитивные периоды для их развития. В своих работах К. Акош и М. Акош, Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.Т. Лильин, Е.М. Мастюкова, Н.Р. Финни подчеркивают важность контакта врачей и педагогов с родителями и всем окружением ребенка. Мы также согласны, что педагогический и социально-адаптивный ресурс семьи, а особенно матери, может оказать существенную помощь в проведении коррекционных мероприятий. «С этой целью ее необходимо обучить методам лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях». [1]
Своевременное психолого-педагогическое сопровождение семьи, согласованные действия медицинских работников, педагогов и родителей, информирование родителей об особенностях двигательного, психического, речевого и социального развития ребенка, позволяют предупредить формирование индивидуальных «специфических» вторичных и третичных отклонений по всем линиям развития. С нашей точки зрения, активное включение родителей в психолого-педагогическую работу ценно еще и в том аспекте, что многие родители получают бесценный опыт взаимодействия с собственным ребенком, который часто не проявляет активности и тем самым, не может привлечь к себе естественное внимание со стороны взрослых. Различные целенаправленные занятия, игры и манипуляции с ребенком способствуют большему количеству тактильных, зрительных и вербальных контактов, появлению положительно окрашенных эмоций со стороны взрослых, которые стимулируют психо-эмоциональное развитие ребенка.
Период раннего детства (от рождения до 3 лет) имеет ряд психофизиологических особенностей. Это сензитивный период для развития моторики, психики, речи, которым характерны: скачкообразность и неравномерность развития; высокая пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость; большие потенциальные, компенсаторные возможности развития; единство и взаимосвязь физического и психического развития; ведущая роль взрослого в развитии ребенка.
Ребенок с диагнозом ДЦП развивает по тем же самым законам, что и нормативно развивающийся сверстник, но это развитие обычно протекает асинхронно и имеет ряд индивидуальных особенностей. Как показывает практика, эти «особенности», часто неуловимы для педагога в специально организованных условиях, т.к. психика данной группы детей отличается неустойчивостью и лабильностью. Поэтому, деятельность родителей по сбору объективных данных развития в домашних условиях, есть значимый вклад в коррекционно-образовательный процесс. Материал, собранный в домашних условиях, является, с одной стороны, диагностическим и носит прикладной характер в разработке индивидуально-образовательного маршрута, а с другой стороны, является основанием для более детального анализа организации жизнедеятельности и социально-бытовых условий данного ребенка.
Эта форма работы, безусловно, требует от родителей большой практической активности и последовательности действий, такой комплексный подход к изучению и развитию психики ребенка уникальный материал, так как целостное изучение его личности при взаимодействии с окружающей средой «должно основываться на длительном наблюдении». Особенно ценны, бывают наблюдения, сделанные в привычной для ребенка среде в процессе его воспитания. Данный своеобразный «творческий» педагогический эксперимент, позволяет изучить продукты творчества, игры и поведенческих реакций ребенка, с целью получения емкой и разносторонней информации об особенностях его развития познавательных, эмоционально-волевых психических процессов, личностного становления в процессе общения и деятельности.
Мы убеждены, что семьи, воспитывающие ребенка с ДЦП, несмотря на растерянность и внутреннюю психологическую подавленность, которую они часто испытывают, представляют уникальный по своей сути социум, с которым ребенок сталкивается с первых дней жизни. Первыми кто должен быть включен в психолого-педагогиеское сопровождение – это мать, затем ближайшие родственники, так как в раннем возрасте развитие ребенка протекает исключительно в симбиозе с матерью (ближайшим взрослым), а в отношении ребенка с ДЦП, этот симбиоз может пролонгироваться на долгие годы. «Необходимо помочь родителям понять особенности развития детей с церебральным параличом и выработать правильное отношение к больному ребенку». [2]
Таким образом, в рамках психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с церебральным параличом раннего возраста, перед педагогом стоит задача выстроить доверительные и продуктивные взаимоотношения с семьей. Это взаимодействие может носить как рекомендательный и организационный характер по совершенствованию социально-бытовых условий жизни ребенка, так и практическую деятельность с участием родителей. Систематическое изучение медицинской документации, психолого-педагогическое обследование ребенка и системный анализ сведений о семье, которые педагог получает в ходе бесед с родителями, их анкетирования и опосредованного наблюдения, изучения видеоматериалов о развитии ребенка, способствуют разработке индивидуально ориентированной программы развития, в рамках индивидуально-образовательного маршрута. [3]
Данная работа, позволяет корректировать социально-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, в соответствие с требова-ниям его возрастного развития; выявлять внутрисемейные факторы, как способству¬ющие, так и препятствующие гармоничному разви¬тию ребенка с церебральным параличом; выявлять и устранять причины, дестабилизирующие внутрисе¬мейную атмосферу и межличностные отношения; выявлять неадекватные модели воспитания и дес¬труктивные формы общения в семье.

Литература:
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоровье, 1988.
2. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук – М., 2009.
3. Ткачева В.В. Психолого-педагогическая диагностика семей, воспи¬тывающих детей с отклонениями в развитии // Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.