выполнила:
Сергеенко Светлана Павловна
г. Ставрополь
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей со свойствами и качествами воздуха в старшем дошкольном возрасте. Тема: «Ознакомление со свойством воздуха»
Задачи.
Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре, …, всюду, (показать способы его обнаружения). Подвести детей к пониманию того, что воздух жизненно необходим человеку, всему живому на земле. Создать условие для исследовательской активности детей, умение экспериментировать и получать результат.
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес к новым знаниям, умение делать правильное умозаключение, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать ответы своих товарищей, любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Коррекционные задачи: продолжать формировать объём словаря, обобщающие понятия по данной теме. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Методические приёмы: вводная беседа, поисковые вопросы, показ, напоминание, объяснение, проведение опытов, ТРИЗ, помощь, анализ.
Словарная работа: пузырьки воздуха, колеблется, отклоняется, движение воздуха, выпуклый, лунка, смог, смерч, шторм, вихрь, вьюга, метель, планета, космос.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке с использованием вспомогательных предметов – вертушки, ленты, надувные рукава, целевые беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО – просмотр слайдов, видеороликов по теме, отгадывание загадок о явлениях в природе,
Оборудование демонстрационное: полиэтиленовые пакеты, кубики, полоска лёгкой бумаги, вода в ёмкости, соломка-трубочка, стаканчик, кусочек сахара, надувной шарик, воронка, образцы цветной штриховки,( картинки по теме, картинки со знаками + и – ТРИЗ)
Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кубики, стаканчик с водой, соломка-трубочка, кусочек сахара, фломастеры, листы бумаги, полоска лёгкой бумаги, сигнальные карточки
Ход занятия
Воспитатель: сегодня мы займёмся чем - то очень интересным, будьте внимательными, думайте, рассуждайте, доказывайте и вы узнаете много нового.
Посмотрите, у вас лежат полиэтиленовые пакеты,… есть в них что-нибудь?
Положите в пакет кубики… каким стал пакет? (большим, надутым, выпуклым…)
Теперь я уберу кубики из пакета и скручу его со стороны отверстия, каким он стал? (О.Д, и выполнение задания)
Но почему, ведь там ничего нет? ( там есть воздух)
Подумайте и скажите, а был ли там воздух пока мы его не скрутили?
Правильно, только мы его не видим. Но всё- таки его можно обнаружить и узнать о нём что-то новое. Сегодня мы будем говорить о воздухе, ветре.
Помашите ладошками около лица…, что вы ощущаете? Да, движение воздуха. А теперь подышите на ладони ( « вдох» -всем ртом… и «вдох» - одними губами), почувствовали разницу?, какую? (холодный и тёплый)
А где мы ещё можем наблюдать холодный и тёплый воздух? ( зимой на улице, кипит вода в чайнике, кондиционер, вентилятор, )
Теперь возьмите полоску бумаги и подуйте на неё…, что с ней происходит? (колышется, отклоняется, прогибается, поднимается, опускается, )
Правильно, полоска бумаги колышется от движения воздуха. А если на улице воздух движется, перемещается, как это называется? ( ветер, ураган, буран,…)
Что происходит с разными предметами, если есть ветер? ( качаются ветки, кусты, цветы, …, на реках, морях –волны, кружится вертушка, лопасти у мельницы, султанчики, флажки,…)
Отгадайте загадку: «Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь никого?» (ветер).
Игра « Хорошо – плохо» ( ТРИЗ )
Подумайте и скажите: ветер – это хорошо или плохо?
Хорошо: воздухом дышат люди, звери, птицы, рыбы в воде; воздух вокруг нашей планеты – он охраняет нас от жара лучей солнца и от космического холода; без воздуха не было бы жизни на нашей планете)
Плохо: смог, когда воздух не движется и людям трудно дышать, смерч (торнадо), когда всё разрушается, шторм – огромные волны поднимаются и обрушиваются на берег, топят корабли; вихрь – ломает деревья, разрушает постройки; вьюга, метель – поднимает пыль снег, трудно человеку дышать! Молодцы, хорошо объяснили.
Определение воздуха в предметах:
А теперь посмотрите, у вас на столе стоят баночки с водой. Осторожно подуйте через соломинку в воду (как я!), что вы наблюдаете? (пузырьки, вода бурлит,…)
Да, в воде образуются пузырьки воздуха. Мы его выдыхаем и он виден в виде пузырьков.
Проведём ещё опыт. Рассмотрите кусочек сахара. Что произойдёт, если мы его опустим в воду? (растает, его не будет,…)
Опускайте и будьте внимательны, что вы наблюдаете? (поднимаются пузырьки, сахар тает, растворяется)
Да, оказывается и в сахаре присутствует воздух.
Физкультурная минутка
«Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше…., выросло дерево!»
Теперь я проведу опыт, а вы будьте внимательно смотрите, потом скажете, что же вы наблюдали?
Опыт: на воронке одет шарик (он свисает). Погружаю воронку в воду – шарик надувается. Что же происходит? ( воздух переходит в шарик).
Опыт: надуваю шарик и растягиваю отверстие пальцами… (слышен писк)
( воздух можно услышать, он вырывается через узкое отверстие в шарике)
Где ещё можно услышать воздух? ( воет ветер, кипящий чайник, листва шумит )
Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали, думали…
Физкультурная минутка: «Весёлые дети»
Ну вот попрыгали, повеселились, отдохнули – стало жарко, что делать?
( –открыть форточку, включить вентилятор, раздеться …)
Я предлагаю вам самим создать ветер. Как это можно выполнить? Подумайте! ( предположения детей).
Верно, можно сделать веер. У вас есть листы бумаги и фломастеры, которыми можно украсить свой веер. Вспомните, как нужно складывать лист бумаги чтобы получился веер? (согнуть полоску с одной стороны, потом перевернуть лист и согнуть ещё раз и так до конца листа).
Правильно, а украсить свой веер вы можете разноцветными линиями, образцы которых вы видите на доске (дети выполняют задание – украшают листы разноцветными линиями и складывают из них веер).
Скажите, где же мы сегодня обнаруживали воздух? (припоминание по всему занятию).
Вы были хорошими экспериментаторами – вам на память надувные шарики и, конечно, веера.
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в среднем дошкольном возрасте
Тема: «А на ручках пальчики - девочки и мальчики...»
Цель занятия: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Программное содержание: учить внимательно слушать потешки, стихи и понимать их содержание; развивать чувство ритма, активную речь, умение повторять слова и звукосочетания; побуждать подражать взрослому, производить действия в соответствии с текстом; вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово; расширять опыт познавательного общения со взрослым.
Проведение предварительной работы с детьми: проведение пальчиковой гимнастики. Знакомство с потешками.
Подбор материала: кукла Катя, подносы для рисования, манка, угощение (баранки), атрибуты для полосы препятствий (кубики, канат, лента-ручеек и др.).
Художественное слово и пальчиковые игры: Русские народные потешки; С.Михалков «Пальчики»; Н.Блуменфельд «Ладушки»; стихи из книги Т. Бардышевой «Забодаю, забодаю».
Ход занятия:
Дети свободно стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся друг с другом. (Здороваются.) Посмотрите, и солнышко уже проснулось!
Психогимнастика:
Нарисуем большой круг (рукой показываем круг),
Много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики).
Это солнышко сияет (улыбаемся),
Все собою озаряет!
Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте, звонко-звонко похлопаем в ладоши и улыбнемся. Солнышко проснулось, и детки проснулись, сладко потянулись.
Упражнение «Потягушечки – потягушечки, на деткины растушечки».
Давайте покажем, какими большими вы выросли. (Дети поднимаются на носочки, потягиваются.) А теперь покажите, какими маленькими вы были (приседают).
Стук в дверь.
Воспитатель: Слышите? Еще кто-то к нам спешит! (Вносит куклу.) Кто ты? Как тебя зовут?
Кукла: Здравствуйте, малыши! Я кукла Катя!
Воспитатель:
Куколка-красавица!
Всем ребятам нравится.
Кукла синеглазая,
С длинными ресницами,
Алыми губами -
Полюбуйтесь сами!
Дети называют и показывают части тела куклы. Используя слова стихотворения, дают ей характеристику: «синеглазая», «губки алые», «длинные ресницы», «куколка-красавица».
Воспитатель: Молодцы! Всё знаете! Надо бы угостить куклу Катю. А чем ее угостить? (Ответы.) Давайте испечем бараночки! А Катя посмотрит, какие мы с вами умелые, какие пальчики у нас ловкие! (На манке, насыпанной на подносе, указательным пальцем дети рисуют круги – бараночки). (Воспитатель читает потешку.)
Ах, качи-качи-качи,
Все баранки-калачи,
Все баранки-калачи -
С пылу, с жару, из печи!
Воспитатель: Вот какие бараночки красивые получились! Круглые, большие и маленькие. Поставим их в печку (уносит подносы). А пока они пекутся, повторим потешку.
(Совместное чтение потешки).
Воспитатель: Бараночки наши еще не готовы. Поиграем пока с куклой Катей.
Кукла Катя к нам пришла,
Встала с солнышком она.
Будем с Катей мы играть,
Будем ручки развивать.
Посмотрите, какие у куклы маленькие ручки и пальчики. А теперь посмотрите на свои веселые ладошки.
Где же, где же наши ручки? Где ладошки? Покажите! Вот они! (Дети показывают ладошки.)
А где пальчики, девочки и мальчики? (Растопыривают пальчики.)
Покажите, как они умеют весело плясать? (Двигают пальчиками.)
Спрятались пальчики! Вот так! (Сжимают кулачки.)
Ой, что-то мне куколка хочет сказать (прислушивается). Катя говорит, что она очень любит загадки. Загадайте ей загадки с помощью пальчиков! Угадай, Катя, кто это? (Дети показывают пальчиками птичку.)
Кукла: Сорока!
Воспитатель: Сорока-белобока!
Где была? – Далеко! (Самомассаж ладоней указательным пальцем.)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибают пальчики),
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Ты воды не носил! (Грозят указательным пальцем.)
Дров не рубил!
Кашу не варил!
Нет тебе ничего! (Разводят руки в стороны.)
А это кто смотрит из окошечка? (Скворчата.)
Из скворечника торчат (делают «крышу»)
Клювы маленьких скворчат (соединяют все пальцы с большим пальцем).
Клювик раз, клювик два (поочередно показывают «клювики» правой и левой рукой),
Лапки, лапки, голова (надавливают ладошками на стол, пальцы в замок - «голова»).
А кто это по лужам шлепает красными лапками? (Гуси.)
Гуси-гуси! – Га-га-га!
Есть хотите? – Да-да-да!
Так летите же домой!
- Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой. Ой!
Кто это – угадай! (Дети машут кистями рук — «крылышками».)
Маленькая птичка,
Прилетела к нам,
Маленькой птичке
Зернышки я дам (пальцы в щепотке, «сыплют зернышки»).
Маленькая птичка зернышки клюет (указательным пальцем одной руки стучат по ладони другой руки).
Маленькая птичка песенки поет (пальцы в щепотке, «открывают» клювики).
Чик-чирик! Чик-чирик!
Воспитатель: Молодцы! Хорошо умеете пальчиками загадки загадывать. А теперь споем куколке песенку и поиграем ладошками.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.
Маслом поливала,
Деткам давала.
Оле, Ване, Теме, Марине – всем дала!
Добрая бабушка! А еще она капусту рубила, а потом солила. Поможем ей?
Мы капусту рубим, рубим (ребрами ладоней выполняют движения вверх-вниз).
Мы капусту солим, солим (складывают пальцы в щепотку и «солят»).
Мы капусту мнем, мнем (сжимают и разжимают пальцы рук),
А потом ее жуем (имитируют процесс жевания)!
Вкусная капуста получилась!
Ручки наши хорошо играют. А ножки умеют играть? Сейчас проверим! Закройте глаза.
Катя спрячется, а мы ее будем искать.
Потерялась наша Катя!
Где ее теперь искать нам?
Катя, Катенька, ау!
Я тебя сейчас найду!
Дети идут по группе, ведут Катю, проходят по дорожке препятствий: «Змейка», «Ручеек», «Узкая тропинка», «Мостик».
Воспитатель: Нашли Катю! Теперь она будет вас искать, а вы прячьтесь – закрывайте глаза ладошками!
Катя:
Потерялись наши детки!
Где же их теперь искать нам?
Дети, деточки, ау!
Вот сейчас я вас найду!
Дети открывают лица.
Катя: Ах, вот вы где! Нашла! Сейчас я вас догоню!
Дети разбегаются врассыпную по группе. Стоят свободно.
Воспитатель: Как вы быстро бегаете! Молодцы! А чем же так вкусно пахнет? (Дети выполняют дыхательную гимнастику: вдох носом, выдох через рот.) Это же наши бараночки испеклись! Угощайтесь, ребятишки, сами да про гостью не забудьте!
Угощение (дети кушают баранки).