ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Сергеенко Светлана Павловна

г. Ставрополь

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей со свойствами и качествами воздуха в старшем дошкольном возрасте.  Тема: «Ознакомление со свойством воздуха»

 

Задачи.

Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре, …, всюду,   (показать способы его обнаружения). Подвести детей к пониманию того, что воздух жизненно необходим человеку, всему живому на земле. Создать условие для исследовательской активности детей, умение экспериментировать и получать результат.

 Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес к новым знаниям, умение делать правильное умозаключение, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

 Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать ответы своих товарищей, любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.

Коррекционные задачи: продолжать формировать объём словаря, обобщающие понятия по данной теме. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Методические приёмы: вводная беседа, поисковые  вопросы, показ, напоминание, объяснение, проведение опытов, ТРИЗ, помощь, анализ.

Словарная работа: пузырьки воздуха, колеблется, отклоняется, движение воздуха, выпуклый, лунка, смог, смерч, шторм, вихрь, вьюга, метель, планета, космос.

Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке с использованием вспомогательных предметов – вертушки, ленты, надувные рукава, целевые беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО – просмотр слайдов, видеороликов по теме, отгадывание загадок о явлениях в природе,

Оборудование демонстрационное: полиэтиленовые пакеты, кубики, полоска лёгкой бумаги, вода в ёмкости, соломка-трубочка, стаканчик, кусочек сахара, надувной  шарик, воронка, образцы цветной штриховки,( картинки по теме, картинки со знаками + и – ТРИЗ)

Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кубики, стаканчик с водой, соломка-трубочка, кусочек сахара, фломастеры, листы бумаги, полоска лёгкой бумаги,  сигнальные карточки

                                            Ход занятия

Воспитатель: сегодня  мы займёмся чем - то очень интересным, будьте внимательными, думайте, рассуждайте, доказывайте и вы узнаете много нового.

Посмотрите, у вас лежат полиэтиленовые пакеты,… есть в них что-нибудь?

Положите в пакет кубики… каким стал пакет? (большим, надутым, выпуклым…)

Теперь я уберу кубики из пакета и скручу его со стороны отверстия, каким он стал? (О.Д, и выполнение задания)

Но почему, ведь там ничего нет? ( там есть воздух)

Подумайте и скажите, а был ли там воздух пока мы его не скрутили?

Правильно, только мы его не видим. Но всё- таки его можно обнаружить и узнать о нём что-то новое. Сегодня мы будем говорить о воздухе, ветре.

Помашите ладошками около лица…, что вы ощущаете? Да, движение воздуха. А теперь подышите на ладони ( « вдох» -всем ртом… и «вдох» - одними губами), почувствовали разницу?, какую? (холодный и тёплый)

А где мы ещё можем наблюдать холодный и тёплый воздух? ( зимой на улице, кипит вода в чайнике, кондиционер, вентилятор, )

Теперь возьмите полоску бумаги и подуйте на неё…, что с ней происходит? (колышется, отклоняется, прогибается, поднимается, опускается, )

Правильно, полоска бумаги колышется от движения воздуха. А если на улице  воздух движется, перемещается, как это называется? ( ветер, ураган, буран,…)

Что происходит с разными предметами, если есть ветер? ( качаются ветки, кусты, цветы, …, на реках, морях –волны, кружится вертушка, лопасти у мельницы, султанчики, флажки,…)

Отгадайте загадку: «Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь никого?» (ветер).

Игра « Хорошо – плохо» ( ТРИЗ )

Подумайте и скажите: ветер – это хорошо или плохо?

Хорошо: воздухом дышат люди, звери, птицы, рыбы в воде; воздух вокруг нашей планеты – он охраняет нас от жара лучей солнца и от космического холода; без воздуха не было бы жизни на нашей планете)

Плохо: смог, когда воздух не движется и людям трудно дышать, смерч (торнадо), когда всё разрушается, шторм – огромные волны поднимаются и обрушиваются на берег, топят корабли; вихрь – ломает деревья, разрушает постройки; вьюга, метель – поднимает пыль снег, трудно человеку дышать! Молодцы, хорошо объяснили.

Определение воздуха в предметах:

А теперь посмотрите, у вас на столе стоят баночки с водой. Осторожно подуйте через соломинку в воду (как я!), что вы наблюдаете? (пузырьки, вода бурлит,…)

Да, в воде образуются пузырьки воздуха. Мы его выдыхаем и он виден в виде пузырьков.

Проведём ещё опыт. Рассмотрите кусочек сахара. Что произойдёт, если мы его опустим в воду? (растает, его не будет,…)

Опускайте и будьте внимательны, что вы наблюдаете? (поднимаются пузырьки, сахар тает, растворяется)

Да, оказывается и в сахаре присутствует воздух.

                                           

 Физкультурная минутка

«Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше…., выросло дерево!»

Теперь я проведу опыт, а вы будьте внимательно смотрите, потом скажете, что же вы наблюдали?

Опыт: на воронке одет шарик (он свисает). Погружаю воронку в воду – шарик надувается. Что же происходит? ( воздух переходит в шарик).

Опыт: надуваю шарик и растягиваю отверстие пальцами… (слышен писк)

( воздух можно услышать, он вырывается через узкое отверстие в шарике)

Где ещё можно услышать воздух? ( воет ветер, кипящий чайник, листва шумит )

Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали, думали…

Физкультурная минутка: «Весёлые дети»

Ну вот попрыгали, повеселились, отдохнули – стало жарко, что делать?

( –открыть форточку, включить вентилятор, раздеться …)

Я предлагаю вам самим создать ветер. Как это можно выполнить? Подумайте! ( предположения детей).

Верно, можно сделать веер. У вас есть листы бумаги и фломастеры, которыми можно украсить свой веер. Вспомните, как нужно складывать лист бумаги чтобы получился веер? (согнуть полоску с одной стороны, потом перевернуть лист и согнуть ещё раз и так до конца листа).

Правильно, а украсить свой веер вы можете разноцветными линиями, образцы которых вы видите на доске (дети выполняют задание – украшают листы разноцветными линиями и складывают из них веер).

Скажите, где же мы сегодня обнаруживали воздух? (припоминание по всему занятию).

Вы были хорошими экспериментаторами – вам на память надувные шарики и, конечно, веера.

 

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в среднем  дошкольном возрасте

Тема: «А на ручках пальчики - девочки и мальчики...»

 

Цель занятия:     переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Программное содержание:   учить внимательно слушать потешки, стихи и понимать их содержание; развивать чувство ритма, активную речь, умение повторять слова и звукосочетания; побуждать подражать взрослому, производить действия в соответствии с текстом; вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово; расширять опыт познавательного общения со взрослым.

Проведение предварительной работы с детьми: проведение пальчиковой гимнастики. Знакомство с потешками.

Подбор материала: кукла Катя, подносы для рисования, манка, угощение (баранки), атрибуты для полосы препятствий (кубики, канат, лента-ручеек и др.).

Художественное слово и пальчиковые игры:  Русские народные потешки; С.Михалков «Пальчики»; Н.Блуменфельд  «Ладушки»; стихи из книги Т. Бардышевой «Забодаю, забодаю».

Ход занятия:

         Дети свободно стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся друг с другом. (Здороваются.) Посмотрите, и солнышко уже проснулось!

Психогимнастика:

Нарисуем большой круг (рукой показываем круг),

Много лучиков вокруг (рисуем в воздухе лучики).

Это солнышко сияет (улыбаемся),

Все собою озаряет!

Прекрасное солнышко! Молодцы! Давайте, звонко-звонко похлопаем в ладоши и улыбнемся. Солнышко проснулось, и детки проснулись, сладко потянулись.

Упражнение «Потягушечки – потягушечки, на деткины растушечки».

Давайте покажем, какими большими вы выросли. (Дети поднимаются на носочки, потягиваются.) А теперь покажите, какими маленькими вы были (приседают).

Стук в дверь.

Воспитатель: Слышите? Еще кто-то к нам спешит! (Вносит куклу.) Кто ты? Как тебя зовут?

Кукла: Здравствуйте, малыши! Я кукла Катя!

Воспитатель:

Куколка-красавица!

Всем ребятам нравится.

Кукла синеглазая,

С длинными ресницами,

Алыми губами -

Полюбуйтесь сами!

Дети называют и показывают части тела куклы. Используя слова стихотворения, дают ей характеристику: «синеглазая», «губки алые», «длинные ресницы», «куколка-красавица».

Воспитатель: Молодцы! Всё знаете! Надо бы угостить куклу Катю. А чем ее угостить? (Ответы.) Давайте испечем бараночки! А Катя посмотрит, какие мы с вами умелые, какие пальчики у нас ловкие! (На манке, насыпанной на подносе, указательным пальцем дети рисуют круги – бараночки). (Воспитатель читает потешку.)

Ах, качи-качи-качи,

Все баранки-калачи,

Все баранки-калачи -

С пылу, с жару, из печи!

Воспитатель: Вот какие бараночки красивые получились! Круглые, большие и маленькие. Поставим их в печку (уносит подносы). А пока они пекутся, повторим потешку.

(Совместное чтение потешки).

Воспитатель: Бараночки наши еще не готовы. Поиграем пока с куклой Катей.

Кукла Катя к нам пришла,

Встала с солнышком она.

Будем с Катей мы играть,

Будем ручки развивать.

Посмотрите, какие у куклы маленькие ручки и пальчики. А теперь посмотрите на свои веселые ладошки.

Где же, где же наши ручки? Где ладошки? Покажите! Вот они! (Дети показывают ладошки.)

А где пальчики, девочки и мальчики? (Растопыривают пальчики.)

Покажите, как они умеют весело плясать? (Двигают пальчиками.)

Спрятались пальчики! Вот так! (Сжимают кулачки.)

Ой, что-то мне куколка хочет сказать (прислушивается). Катя говорит, что она очень любит загадки. Загадайте ей загадки с помощью пальчиков! Угадай, Катя, кто это? (Дети показывают пальчиками птичку.)

Кукла: Сорока!

Воспитатель:           Сорока-белобока!

Где была? – Далеко! (Самомассаж ладоней указательным пальцем.)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибают пальчики),

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Ты воды не носил! (Грозят указательным пальцем.)

Дров не рубил!

Кашу не варил!

Нет тебе ничего! (Разводят руки в стороны.)

А это кто смотрит из окошечка? (Скворчата.)

Из скворечника торчат (делают «крышу»)

Клювы маленьких скворчат (соединяют все пальцы с большим пальцем).

Клювик раз, клювик два (поочередно показывают «клювики» правой и левой рукой),

Лапки, лапки, голова (надавливают ладошками на стол, пальцы в замок - «голова»).

А кто это по лужам шлепает красными лапками? (Гуси.)

Гуси-гуси! – Га-га-га!

Есть хотите? – Да-да-да!

Так летите же домой!

- Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Серый волк под горой,

Не пускает нас домой. Ой!

Кто это – угадай! (Дети машут кистями рук — «крылышками».)

Маленькая птичка,

Прилетела к нам,

Маленькой птичке

Зернышки я дам (пальцы в щепотке, «сыплют зернышки»).

Маленькая птичка зернышки клюет (указательным пальцем одной руки стучат по ладони другой руки).

Маленькая птичка песенки поет (пальцы в щепотке, «открывают» клювики).

Чик-чирик! Чик-чирик!

Воспитатель: Молодцы! Хорошо умеете пальчиками загадки загадывать. А теперь споем куколке песенку и поиграем ладошками.

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.

Маслом поливала,

Деткам давала.

Оле, Ване, Теме, Марине – всем дала!

Добрая бабушка! А еще она капусту рубила, а потом солила. Поможем ей?

Мы капусту рубим, рубим (ребрами ладоней выполняют движения вверх-вниз).

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы в щепотку и «солят»).

Мы капусту мнем, мнем (сжимают и разжимают пальцы рук),

А потом ее жуем (имитируют процесс жевания)!

Вкусная капуста получилась!

Ручки наши хорошо играют. А ножки умеют играть? Сейчас проверим! Закройте глаза.

Катя спрячется, а мы ее будем искать.

Потерялась наша Катя!

Где ее теперь искать нам?

Катя, Катенька, ау!

Я тебя сейчас найду!

Дети идут по группе, ведут Катю, проходят по дорожке препятствий: «Змейка», «Ручеек», «Узкая тропинка», «Мостик».

Воспитатель: Нашли Катю! Теперь она будет вас искать, а вы прячьтесь – закрывайте глаза ладошками!

Катя:

Потерялись наши детки!

Где же их теперь искать нам?

Дети, деточки, ау!

Вот сейчас я вас найду!

Дети открывают лица.

Катя: Ах, вот вы где! Нашла! Сейчас я вас догоню!

Дети разбегаются врассыпную по группе. Стоят свободно.

Воспитатель: Как вы быстро бегаете! Молодцы! А чем же так вкусно пахнет? (Дети выполняют дыхательную гимнастику: вдох носом, выдох через рот.) Это же наши бараночки испеклись! Угощайтесь, ребятишки, сами да про гостью не забудьте!

Угощение (дети кушают баранки).

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.