выполнила:
Ермолаева Дарья Алексеевна
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №3 «Светлячок»
Чувашская Республика Город Алатырь
Театр есть искусство отражать.
К. Станиславский
Именно отражение всех наших эмоций и чувств – является одним из главных способов изучения окружающего мира у ребенка.
А как если не театр, поможет ребенку лучше понять все многообразие эмоционального мира. Ведь основа театральной деятельности – игра, а игра близка и понятна ребенку, потому что, играя он познает мир.
Игра для дошкольника – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре, следуя требованием роли, ребенок приобретает способность представлять себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке ребенок учится выражать собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам с помощью театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.
Занятия по театральной деятельности в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий.
Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений. Яркие, положительные эмоции — основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. Таким образом, театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Но для лучшего результата в воспитании и становлении дошкольника, необходимо тесное взаимодействие воспитателя, ребенка и родителя. Потому что именно дома его окружают главные герои его театра.
С самого рождения ребенка, главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Кроме того, театральная деятельность дома, - это еще и замечательная возможность совместной деятельности ребенка и мамы. Потому что для создания того же самого кукольного театра необходимы декорации и куклы, которые можно с легкостью сделать из подручного материала: старые резиновые и мягкие игрушки, папье-маше, дерево, картон, различные ткани, старые носки, перчатки. К примеру, из старого мехового воротника может получиться хитрая лиса или коварный волк. Можно сделать куклу из носка: набить носок тряпками, вставить внутрь линейку, завязать веревкой или резинкой. Или на бумажной тарелке нарисовать рожицу, к обратной стороне прикрепить липкой лентой палочку и кукла для простой инсценировки готова. Игрушки и куклы можно сделать из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. Вариаций для кукольного театра великое множество, все зависит от вашей фантазии. А в дальнейшем ребенок может самостоятельно использовать эти куклы, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа: «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
«Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого,
а великое – из малого».
Лао-Цзы