ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Косолапова Ирина Львовна

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 61»

г. Сыктывкар

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №61» г. Сыктывкара

Консультационный центр


Рабочая Программа
по коррекции речи детей дошкольного возраста с ТНР (3-5 лет)

 

Подготовила учитель-логопед
Косолапова И.Л.


2017г
Содержание

I. Целевой раздел
I.1.Пояснительнаязаписка 3
I.2.Цели и задачи Консультационного центра по реализации «Рабочая Программа по коррекции речи детей дошкольного возраста с ТНР» 4

I.3.Принципы и подходы к формированию «Рабочая Программа по коррекции речи детей дошкольного возраста с ТНР» 4

I.4.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей консультационного центра 5
I.5.Планируемые результаты освоения детьми «Рабочая Программа по коррекции речи детей дошкольного возраста с ТНР» 7
I.5.1.Целевые ориентиры освоения программы детьми младшего дошкольного возраста 7
I.5.2.Целевые ориентиры освоения программы детьми среднего дошкольного 9
II. Содержательный раздел
II.1. Образовательная область «Речевое развитие». 11
II.2. Образовательная область « Познавательное развитие». 14
II.3. Система работы учителя-логопеда 15
II.4. Взаимодействие с семьями воспитанников 16
II.5.Программно-методическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса 17
III. Организационный раздел
III.1.Обследование речи детей 18
III.2. Материально-техническое и методическое обеспечение 18
III.3.Предметно-развивающая среда Консультационного центра 19
III.4.Обеспечение образовательной деятельности по Коррекционно-развивающей программе пособиями, наглядными, методическими и дидактическими материалами 19-21
Приложение:
1. Учебно-тематическое планирование работы с детьми 3-4 лет, 4-5 лет.

22

 


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
I.1.Пояснительная записка
Рабочая Программа по коррекции речи детей дошкольного возраста с ТНР (3-5 лет) консультационного центра МАДОУ «Детский сад № 61» далее (Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
-Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155;
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013 –2020 гг.;
-Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26);
-Устав МАДОУ «Детский сад №61» г. Сыктывкара.
Направленность коррекционно-развивающей программы: познавательно-речевая.
Практическая значимость коррекционно-развивающей программы.
Контингент детей, посещающих консультационный центр – это дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), такими, как алалия, дизартрия, ОНР. Это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Речевая недостаточность у этой категории детей может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Кроме того, дети с ТНР имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, по сравнению с возрастной нормой. Это ограничивает возможности ребенка в общении, развитии и социализации в обществе. В соответствии с «Программой» осуществляется коррекционная помощь детям в преодолении речевых нарушений, развитии коммуникативных и познавательных навыков, с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Родителям, законным представителям детей оказывается практическая и консультативная помощь. «Программа» рассчитана на детей дошкольного возраста (3-5лет), не попавшие в группы компенсирующей направленности и посещающие группы общеразвивающей направленности.

I.2. Цели и задачи

Цель коррекционно-развивающей Программы: развитие речи и коррекция ее недостатков у детей 3-5 лет, а также формирование умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
В процессе коррекционного обучения детей c нарушением речи на занятиях решаются следующие задачи:
• Преодоление недостатка в речевом развитии.
• Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.
• Коррекция фонетико-фонематической стороной речи.
• Развитие словаря.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы.
• Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Н. В. Нищева, «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова. Использование нескольких программ одновременно обусловлено наличием у детей, как ОНР, так и других речевых патологий.

I.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена по принципу индивидуально-личностного ориентирования на конкретного ребенка. Позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, направленное на развитие речи детей развитие волевых качеств и психических процессов.
Принципы обучения:
• Систематичность: занятия по развитию речи проводятся регулярно – 2 раза в неделю.
• Доступность: предлагаемый материал подобран с учетом индивидуальных особенностей ребенка и доступен к усвоению.
• Активность: основной формой деятельности дошкольников является игра, обеспечивающая устойчивый интерес ребенка, позволяющая разнообразить занятия и повысить активность детей.
• Наглядность: для успешного обучения используются наглядные пособия (иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, игрушки, развивающие дидактические игры и интерактивное оборудование и т.д.).
• Последовательность и цикличность: при обучении детей развитию речи предусматривается последовательное и постепенное усложнение заданий.

I.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Консультационный центр МАДОУ «Детский сад №61» посещают дети младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет). На основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии занятия посещают дети с алалией, дизартрией, фонетико-фонематическим недоразвитием, ОНР, ЗРР.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗРР.
Заключение «задержка речевого развития» ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Признаки значительной задержки речевого развития:
-в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
-в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
-в 3 года ребенок говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН.
Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
У детей с ФФН на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по артикуляции; наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; нестабильное использование звуков в различных формах речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Низкий уровень фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем: нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которое ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных звуков». Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас¬стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин¬теллекте.
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошколь¬ников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого раз¬вития, отражающие состояние всех компонентов языковой сис¬темы у детей с общим недоразвитием речи.
I уровень речевого развития характеризуется практическим отсутствием речи. Речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражания, звукокомплексов, лепетных слов. Характерным является использование однословных предложений. Низким речевым возможностям детей сопутствует и бедный жизненный опыт и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
II уровень речевого развития характеризуется возрастанием речевой активности ребенка. Характерно появление искаженных, но достаточно постоянных общеупотребительных слов. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Состояние речи у детей улучшается, но характерно недоразвитие каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Неполноценная речевая деятельность накладывает свои особенности на формирование психических функций ребенка.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограничения возможности распределения. Им очень трудно сосредотачиваться и удерживать внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации.
Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. У детей заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая, в целом, полноценным предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

I.5. Целевые ориентиры освоения «Программы»
I.5.1. Предполагаемые результаты коррекции речевого развития младшего дошкольного возраста
Речевое развитие:
Ребенок:
 способен к эмоциональному контакту с взрослыми и сверстниками;
 проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
 понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
 понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
 различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
 показывает и называет действия, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; реальные предметы, которые ребенок часто видит и предметы, изображенные на картинке; некоторые состояния (тепло, жарко, холодно);
 участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут сопровождаться жестами);
 рассказывает двустишья и простые потешки;
 использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
 произносит простые по артикуляции звуки;
 воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов;
 появляется потребность подражать слову взрослого.

Познавательное развитие:
Ребенок:
 составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
 создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;
 показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
 выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
 выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;
 воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
 знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
 обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:
Ребенок:
 испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;
 стремится к расширению понимания речи;
 пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
 использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;
 использует простейшие коммуникативные высказывания.

1.5.2. Предполагаемые результаты коррекции речевого развития среднего возраста:
Ребенок:
 понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
 использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
 фонетически правильно оформляет согласные звуки ([П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Х,] [Г], гласные звуки первого ряда ( [А], [О], [У], [Ы], [И]);
 допустимы нарушения звукопроизношения;
 различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
 сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
 использует в речи простые фразы, простейшие виды ССП с сочинительными союзами;
 пересказывает с помощью взрослого небольшие сказки, рассказы;
 различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
 владеет элементарным фонематическим анализом;
 использует различные виды интонационных конструкций.


Познавательное развитие:
Ребенок:
 выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;
 располагает по величине 4-5 предметов одинаковой формы;
 занимается продуктивным видом деятельности в течение 15-20 минут, не отвлекаясь;
 находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов и палочек;
 устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений
 имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
 распределяет предметы по группам на основе общего признака;

Социально-коммуникативное развитие:
Ребенок:
 Владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя неречевые и речевые средства общения;
 самостоятельно задает вопросы;
 обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
 обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;
 употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
 с помощью взрослого рассказывает по картинке;
 рассказывает о своих впечатлениях (с помощью взрослого);
 владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с взрослыми.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

II.1. Образовательная область «Речевое развитие».

• Развитие словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие слухового внимания, фонематического восприятия и навыков звукового анализа
• Развитие связной речи и навыков речевого общения.


Направления работы Задачи
Речевое развитие Развитие
словаря
-Работать над накоплением детьми пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях природы.
-Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
-Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
-Сформировать понимание простых предлогов.
Формирование грамматического строя речи -Учить детей различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
-Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях.
-Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени.
-Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
-Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
-Формировать умение согласовывать числительные существительными
мужского и женского рода.
-Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия и навыков звукового анализа
Развитие просодической стороны речи
-Формировать у детей правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
-Формировать навык мягкого голосоведения.
-Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
-Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
-Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
-Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
-Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки
Работа над слоговой структурой слова
-Формировать у детей умение различать на слух длинные и короткие слова.
-Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными;
-Научить передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов;
Развитие слухового внимания, фонематического восприятия и навыков звукового анализа
-Научить различать неречевые звуки.
-Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
-Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
-Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Развитие связной речи и навыков речевого общения.
-Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
-Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
-Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
-Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
-Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
-Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений.


II.2. Образовательная область «Познавательное развитие».

• Сенсорное развитие.
• Развитие когнитивных функций.
• Формирование целостной картины окружающего мира.
• Развитие математических представлений.

Познание Сенсорное развитие -Обогащать чувственный опыт детей за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия (осязание, зрение, слух).
-Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера).
-Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.
Развитие психических функций -Развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.
-Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.
Формирование целостной картины окружающего мира -Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, которых они сделаны. Формировать представления о смене времен года, их очередности, учить узнавать и различать времена года по существенным признакам сезона.
-Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах и местах их произрастания, цвете, форме, размере.
-Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными.
-Формировать представления о разнообразии птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.

II.3. Система работы учителя-логопеда
В начале учебного года, по направлению ПМПК в консультационный центр зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи. Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей, после которого составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка и выстраивает его с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей и речевых возможностей. С содержанием коррекционной работы учитель-логопед знакомит родителей. Составляется расписание занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю. Они проходят в индивидуальной или подгрупповой форме в присутствии родителей. Продолжительность одного занятия 20-25 минут. Каждый ребенок в течение учебного года посещает 30 занятий. На занятиях дети получают коррекционно-развивающую помощь, а родители методическую, диагностическую и консультативную помощь учителя-логопеда.
По окончании коррекционной работы с ребенком учитель-логопед проводит диагностику. Затем на основе анализа соотносит предполагаемые результаты с имеющимися достижениями ребенка. С полученными результатами знакомят родителей, в соответствии с которыми, они получают необходимые рекомендации.

II.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель взаимодействия с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области речевого развития.
Основные формы взаимодействия с семьей
Сбор и анализ информации Сбор информации: о ребенке:
изучение выписки ПМПК,
индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения).
состав семьи;
позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и проведению коррекционных занятий (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр).
Опрос, анкетирование, наблюдение. Анализ информации.
Информирование родителей о ходе коррекционной работы Сайт учреждения, индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, буклетов

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Познавательное
развитие Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Речевое развитие Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения.
Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости.
Побуждать родителей в помощи ребенку для налаживания взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.


II.5. Программно-методическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса
Содержание работы по освоению образовательных областей представлено в следующих программах:

• «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, Москва, Просвещение 2009 г.;
• Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО¬ПРЕСС», 2015
• «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014г.;
• Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей: Для занятий с детьми от рождения до 7 лет. Изд. 2-е. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.2005;
• Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Пособие для родителей и воспитателей: Для занятий с детьми от рождения до 7 лет. Изд. 3-е, испр., доп. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.2005;
• Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». Акцидент, 1997;
• Коноваленко В.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». Гном - Пресс, 1998;
• Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. /под ред. О.С. Ушаковой/ - М., 2002;
• Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет, Мозаика – Синтез, 2006.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

III.1. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
После зачисления в Консультационный центр учитель-логопед проводит обследование речи детей по направлениям:
- Артикуляционная моторика,
- Звукопроизношение,
- Лексика,
- Грамматика,
- Связная речь,
- Когнитивные функции.
Обследование проводится в ходе организованной совместной деятельности в присутствии родителей детей с использованием диагностического инструментария, разработанного на основе «Альбома по обследованию речи. Говорим правильно» автор В.С. Володина. По результатам обследования заполняются карты обследования речи детей и когнитивных функций. Карта позволяет отслеживать индивидуальную динамику и дельнейшие перспективы развития каждого ребенка.


III.2. Материально-техническое и методическое обеспечение
Среда является важным фактором развития ребенка. Программа предусматривает обеспечение эмоционального и функционального комфорта ребенка. При разработке среды учитывались следующие принципы ее построения:
- полифункциональность;
- трансформируемость;
- вариативность;
- безопасность;
- доступность
Оборудование кабинета консультационного центра является безопасным, здровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, позволяющих ребенку полноценно осваивать виды детской деятельности и области знаний дошкольника, периодическая сменяемость их, внесение нового, неизвестного для стимулирования познавательной и речевой активности, развития сенсомоторных способностей.

 

III.3.Предметно-развивающая среда Консультационного центра

Кабинет консультационного центра
*Занятия по коррекции речи
*Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей *Большое настенное зеркало
*Дополнительное освещение у зеркала
*Стол и стулья для логопеда и детей
*Шкаф для методической литературы, пособий, литературы
*Сенсорный стол
*Ноутбук
*Доска для рисования
*Набор для подвижных игр
*Индивидуальные зеркала Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами
Развитие психических процессов, речи детей, коррекция звукопроизношения

III.4.Обеспечение образовательной деятельности по Программе пособиями, наглядными, методическими и дидактическими материалами
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ
Звуковая культура речи Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки и т.д.) в ассортименте.
Комплексы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики (картинки, схемы) — комплект
Предметные картинки для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков, аффрикат и их дифференциации - в ассортименте.
Альбомы по автоматизации звуков Комаровой - комплект
Альбомы по дифференциации звуков Лазаренко- комплект
Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.
Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков («Логопедическое лото»)
Речевой материал для автоматизации звуков (слова, чистоговорки, стихи, тексты)
Развитие лексико-грамматических категорий Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам /в ассортименте/
Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам – по 2-3 игры
/в ассортименте/
Настольно-печатные игры, презентации для формирования и совершенствования грамматического строя речи
Мелкие игрушки, муляжи по изучаемым темам
Развитие словаря Серия предметных картинок по лексическим темам - Серия «Рассказы в картинках»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и т.д. (в ассортименте).
Тематические альбомы для рассматривания: по лексическим темам (в ассортименте).
Настольно-печатные игры по лексическим темам (Лото, Домино, Парочки).
Сюжетные картины по лексическим темам (в ассортименте).
Презентации по лексическим темам.
Развитие связной речи Сюжетные картинки /в ассортименте/
Серии картин./в ассортименте/
Схемы-описания для составления рассказов (по лексическим темам)
Подборка текстов для пересказа
Презентации по развитию речи
Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы Емкости с разными наполнителями (бусины, пуговицы, шишки и другие мелкие предметы).
Дидактические игрушки:
Пирамидки разного размера с разным количеством колец, с кольцами одинакового и разного цвета, разной модификации.
Матрешки разносоставные-2.
Вкладыши (стаканчики, типа почтовых ящиков).
Мозаика мелкая и средняя 2 набора.
Дидактические игры на сопоставление по цвету, форме, величине.
Заводные игрушки.
Игры-шнуровки (с разными видами шнуровки).
Набор погремушек, музыкальных инструментов.
Дидактические пособия для развития мелкой моторики, изготовленные своими руками (типа откручивания-закручивания крышек, болтов и т.д.)
Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений «Волшебный мешочек».
Бусы для нанизывания, разнообразные по форме, размеру, цвету. Образцы для нанизывания.
Прищепки бельевые разноцветные 1 комплект.
Массажные шарики, мячики
Дидактические игры по сенсорному развитию.


П Р И Л О Ж Е Н И Е

Примерное тематическое планирование работы
Младший возраст (3-4 года)
Неделя Лексическая тема Словарь Рекомендации для родителей
1-2 неделя Семья Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, любить, кормить, купать, обувать, одевать, расти, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, один, много, я, мы, хорошо, плохо. Накапливать словарь по теме. Запоминать членов семьи их обязанности. Закреплять основные цвета. Уточнять понимание личных местоимений. Учить различать прилагательные противоположные по значению.
2-3 неделя Игрушки Мяч, кубики, кукла, машинка, мишка, колесо, круг, голова, рука, нога, лапа, бросать, катать, играть, желтый, красный, синий, зеленый, хороший, плохой, круглый, ты, вы. Накапливать словарь по теме. Запоминать названия игрушек и их части. Уточнять понимание глаголов-действий и личных местоимений. Учить различать прилагательные противоположные по значению.
4-неделя Я. Части тела и лица Глаз, нос, рот, ухо, спина,
живот, есть, пить, сидеть,
лежать, ходить, смотреть,
говорить, слушать, вот, мой, моя, мое. Накапливать словарь по теме. Учить соотносить части тела и их названия. Уточнять понимание глаголов-действий
5-я неделя Туалетные принадлежности Мыло, щетка, полотенце,
расческа, квадрат, умываться, причесываться, горячий, холодный, мой, моя, мое. Накапливать словарь по теме.
Уточнять понимание глаголов-действий. Учить различать прилагательные противоположные по значению.
6- неделя Одежда Брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, рукава, карман, пуговица, одеваться, надевать, мамин, папин, много, мало, вверху, внизу, спереди, сзади, день, ночь. Накапливать словарь по теме. Запоминать названия предметов одежды и их части. Различать действия одевать-надевать. Уточнять значение притяжат. прилагательных. Учить различать противоположные по значению наречия.
7 -неделя Обувь Ботинки, туфли, тапки, сапоги, снег, лед, обувать, бегать, прыгать, белый, один, два, мне, меня, тепло, холодно, день, ночь, впереди, сзади, вверху, внизу. Накапливать словарь по теме.
Уточнять глагольный словарь. Учить различать притяжательные местоимения в падежных формах, временные категории, пространственные категории.
8-я неделя Мебель Стол, стул, шкаф, кровать,
полка, спинка, сидеть, лежать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, тебя, тебе, вверху, внизу, много, мало. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия основных цветов. Уточнять формы предметов, пространственные категории, использование притяжательных местоимений в падежных формах.
9-я неделя Зима. Новый год Зима, снег, елка, треугольник, треугольный, Дед Мороз, Снегурочка, подарок, украшать, приносить, дарить, холодно, получать, много, вверху, внизу, один, два, три. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Уточнять пространственные категории.
Знакомить с порядковыми числительными.
10 –я неделя Посуда Тарелка, чашка, ложка,
вилка, круг, квадрат, тре-
угольник, мыть, красный,
желтый, зеленый, синий,
большой, маленький,
круглый, квадратный,
треугольный, короткий,
длинный, мне, меня, тебя. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия основных цветов. Закреплять названия форм предметов. Уточнять использование притяжательных местоимений в падежных формах.
11-я неделя Продукты питания Суп, сок, чай, молоко, хлеб, тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, есть, пить, сладкий, кислый, вкусный, горячий, холодный, круглый, квадратный, треугольный, вкусно, много, мало, утро, день, вечер, ночь. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Учить различать прилагательные противоположные по значению. Уточнять временные категории.
12-я неделя Домашние птицы Петух, курица, цыпленок,
утка, утенок, гусь, хвост,
крылья, день, ночь, утро, вечер плавать, клевать, пищать, крякать, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, один, два, три, больше, меньше. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия частей птицы, названия основных цветов Уточнять временные категории. Знакомить с порядковыми числительными. Учить детей сравнивать предметы.
13-я неделя Домашние животные Кот, собака, котенок, щенок, корова, коза, рога, хвост, копыта, ходить, лежать, играть пить, давать, большой, маленький, такой же, вкусный, один, два, три, тут, там, впереди, сзади. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия частей дом. животных, пространственные категории. Знакомить с порядковыми числительными. Учить детей сравнивать предметы.
14-я неделя Дикие птицы Грач, грачонок, голубь, ворона, воробей, дерево, ветка, гнездо, круглый, летать, кормить, расти, тепло, холодно. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Учить различать прилагательные противоположные по значению.
15-я неделя Дикие животные Волк, лиса, лисенок, заяц,
медведь, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, он, она, они, много, мало, больше, меньше. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Знакомить с порядковыми числительными.
Учить детей сравнивать предметы.

Развитие артикуляции
Комплексы артикуляционных упражнений: «Веселая артикуляционная гимнастика», «Веселая мимическая гимнастика», «Веселые дразнилки для малышей».

Развития дыхания
Игры и упражнения: «Колобок», «Листочки», «Горох», «Самолетики», «Черепашки», «Снежинки», «Хорошая погода», «Ледоход», «Бабачка», «Ракушки», «Веселая карусель», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», «Футбол», дыхательные тренажеры, игрушки для развития дыхания – свистки, свистульки, сухие листики.
Развитие словаря
Предметные и сюжетные картинки по следующим лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Я. Части тела и лица», «Туалетные принадлежности», «Одежда» , «Обувь», «Мебель», «Зима», «Новый год», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Лото» (для маленьких) по изучаемым темам.

Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи
Игры и упражнения: «Поручение», «Покажи и назови», «Мои первые слова», «Илюшины игрушки», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой-маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Дорожки» , «Разноцветные шарфики», «Домики для кукол», парные картинки по изучаемым лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру и цвету).

Развитие фонематического слуха и слухового внимания
Игры и упражнения: «Где звенит?»», «Радисты», «Какой звучит инструмент?»,
«Какая погремушка звенит?», «Хлопни, если услышишь звук».

Развитие общей и мелкой моторики
Игры для развития общей моторики: «Кольцеброс», «Дартс», «Прокати мяч в ворота», «Пройди по дорожке», «Передай мяч», «Скрути веревочку».
Игры для развития мелкой моторики: кубики, матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики, конструкторы, волчки, игры-шнуровки, пазлы, комплексы упражнений пальчиковой гимнастики.
Развитие когнитивных функций
Игры и упражнения: «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Раскрась картинку», рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши, игрушки-гнезда, лото «Цветные фоны», «Половинки», «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Разноцветные корзинки», «Сложи квадрат», «Сложи круг», «Накорми цыплят», «Слушай внимательно», «Заводные игрушки», «Составь картинку», «День и ночь», «Разноцветные шарики», «Геометрическое лото», «Бабушкины блины», Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Средний возраст (4-5 лет)

Неделя Лексическая тема Словарь Рекомендации для родителей
1 – я неделя Осень Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро, вечер, дерево,
трава, листья, береза, дуб, клен, осина, рябина, круг, квадрат,
треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, идти, дуть, опадать, желтеть, краснеть. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия геометрических фигур и образованных от них прилагательных. Закреплять названия основных и оттеночных цветов.

2 – я неделя Огород.
Овощи Огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина, ведро, лопата, грабли, морковь, свёкла, картофель, огурец, помидор, репа, круг, квадрат, треугольник,
красный, желтый,зеленый, синий, оранжевый, круглый, квадратный, треугольный, длинный, вкусный, сладкий. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия геометрических фигур и образованных от них прилагательных. Закреплять словарь прилагательных-признаков. Учить понимать обобщающие значения слов.
3 – я неделя Сад. Фрукты Сад, фрукты, дерево,ветка, ствол, плод, корзина, куст, яблоко,груша, слива, апельсин, лимон, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия основных и оттеночных цветов. Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Учить понимать обобщающие значения слов
4 – я неделя Лес. Грибы и
лесные ягоды. Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина, лукошко, опушка, полянка, боровик,
подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква, красный, желтый,
зеленый, синий, оранжевый, круглый, длинный, вкусный, сладкий, кислый, собирать, срывать. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять словарь прилагательных-признаков. Закреплять названия основных и оттеночных цветов. Учить понимать обобщающие значения слов.
5 – я неделя Игрушки Игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, кубики, юла, флажок, клоун, круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, высокий, низкий, играть, катать, купать, кормить, заводить, Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Закреплять названия основных и оттеночных цветов. Учить понимать обобщающие значения слов.
6 – я неделя Одежда Одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки, футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф, колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс, пуговица, петля, теплый, легкий, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, длинный, короткий, надевать, одевать, носить, завязывать, застегивать, Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять названия частей предметов, основных и оттеночных цветов. Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Учить понимать обобщающие значения слов.
7 – я неделя Обувь Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги,
красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, удобный, теплый, легкий,
высокий, низкий, широкий, узкий, длинный, короткий, надевать, обувать, носить,
ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить. Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Закреплять названия основных и оттеночных цветов. Учить понимать обобщающие значения слов.
8 – я неделя Мебель Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, комод, полка, стенка, дверца, ручка, сиденье, спинка, ножка, сутки, день, ночь, утро, вечер, большой, маленький, деревянный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, коричневый, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять названия частей предметов, основных и оттеночных цветов. Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Учить понимать обобщающие значения слов.
9 – я неделя Кухня. Посуда Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник, тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож, сутки, утро, день, вечер, ночь, стеклянный, металлический, фарфоровый, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, ставить, хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить, один, два,три, четыре, пять. Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Закреплять названия основных и оттеночных цветов. Уточнять и закреплять порядковый счет.
Учить понимать обобщающие значения слов.
10 – я неделя Зима. Зимующие
птицы Зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга, снежинка, сугроб, каток, кормушка, зерно, встречать, кормить, насыпать, дуть, завывать, засыпать, покрывать, замерзать, помогать, белый, голубой, снежный, вверху, внизу, спереди, сзади, я, мы, ты, вы, один, два, три, четыре, пять. Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять названия оттеночных цветов. Закреплять порядковый счет и использование личных местоимений и наречий. Учить понимать обобщающие значения слов.
11 – я неделя Новый год Праздник, утренник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз,
Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка, гирлянда,
свеча, флажок, радость, смех, поздравлять, праздновать, встречать, дарить, получать, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, розовый,белый,оранжевый, разноцветный, пушистый, треугольный, круглый, квадратный, вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа, я¸ мы, ты, вы, один, два, три, четыре, пять. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия оттеночных цветов.
Закреплять словарь прилагательных-признаков.
Закреплять порядковый счет и использование личных местоимений и наречий.
12 – я неделя Домашние животные и их детеныши Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза,
свинья, овца, баран, кролик, кошка, собака, котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, рога, хвост, пятачок, ухо, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, поить, мыть, чистить, убирать, давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый,
белый, серый, черный, рыжий, вверху, внизу, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, один, два, три, четыре, пять. Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять названия частей предметов. Закреплять словарь прилагательных-признаков. Закреплять порядковый счет и использование личных и порядковых местоимений и наречий, Учить понимать обобщающие значения слов.
13 –я неделя Дикие животные и их детеныши Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь,
медвежонок, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, сутки, утро,
день, вечер, ночь, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, вверху, внизу, впереди, сзади, у, с. Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять названия частей предметов. Закреплять порядковый счет и использование личных и порядковых числительных и наречий. Учить понимать обобщающие значения слов.
Учить использовать простые предлоги.
14 – я неделя Домашние птицы и их детеныши

Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята,
гусь, гусят, индюк, индюшата, корм, зерно, кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать, пруд, разноцветный, голосистый, пестрый, вверх,
внизу, спереди, сзади, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, я¸ мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, у, с. Закреплять предметный и глагольный словарь по теме.
Закреплять словарь прилагательных-признаков. Закреплять использование личных местоимений, порядковых числительных и наречий.
Учить понимать обобщающие значения слов.
Учить использовать простые предлоги.
15 – я неделя Транспорт Транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, ехать, плыть, лететь, везти, большой, маленький, огромный, красный,
желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый, много, мало, вчера, сегодня, завтра, больше, меньше, столько же, один, два, три, четыре, пять,
он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с. Накапливать и уточнять предметный и глагольный словарь по теме. Закреплять названия частей предметов.
Закреплять использование личных местоимений, порядковых числительных и наречий.
Учить понимать обобщающие значения слов.
Учить использовать простые предлоги.
Развитие артикуляции
Игрушки и предметные картинки для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики. Комплексы упражнений: «Веселая артикуляционная гимнастика», «Веселая мимическая гимнастика», «Веселые дразнилки для малышей».
Развития дыхания
Комплексы дыхательных упражнений: «Веселая дыхательная гимнастика». Дыхательные тренажеры, игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки).

Развитие словаря
Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: «Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Кухня. Посуда», «Зима. Зимующие птицы», «Новый год», «Домашние птицы и их детеныши», «Домашние животные и их птицы», «Транспорт». Игры и упражнения: «Правильно-неправильно», «Умные машины», «Во саду ли, в огороде».

Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи
Игры и упражнения: «Давайте отгадаем», «Найди маму «В огороде у козы Лизы», «Один и два», «Посмотри и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Чудесный мешочек», «Разноцветные флажки», «Обезьянка», «Сосчитай-ка», «Погода и природа», «Волшебные часы», «Разноцветные корзинки», «Синий – красный», «Утенок гуляет», «Мир растений», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?», «Один, одна, одно».

Развитие фонематического слуха и слухового внимания
Игры и упражнения: «Где звенит?», «Эхо», «Телеграф», «Живые звуки», «Какой звук?», «Хлопки».
Развитие общей и мелкой моторики
Игры для развития общей моторики: «Повтори, как я», «Передай предмет», «Кольцеброс», «Дартс», «Прокати мяч в ворота», «Пройди по дорожке», «Передай мяч», «Скрути веревочку».
Игры для развития мелкой моторики: кубики, матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики, конструкторы, волчки, игры-шнуровки, пазлы, комплексы упражнений пальчиковой гимнастики для каждой лексической темы.
Развитие когнитивных функций
Игры и упражнения: «Ассоциации», «Съедобный-несъедобный», «Часть и целое», «День и ночь», «Найди отличия», «Цвет, форма, размер», «Что изменилось», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Чего не стало?».

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.