ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Колосова Любовь Витальевна

Педагог-психолог

МАУ ДО Центр «Радуга»

Г. Михайловск Свердловская область

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр «Радуга» 
Программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов

Составил: педагог-психолог
Колосова Л.В.

Пояснительная записка
Одной из задач психологической службы является оказание психологической профилактической помощи педагогам с целью предупреждения у них эмоционального выгорания, которое является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен в научный лексикон американским врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Этот термин был применен для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Базой исследования ученый взял своих коллег. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной беспомощности, а позднее он получил новую трактовку. Следует отметить, что эволюция термина происходила около трех десятилетий, пока термин не приобрел современную, хотя и не окончательную, трактовку. Согласно современным походам, под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, системы “человек-человек”.
Определенный вклад в его становления внесла группа ученых под руководством социального психолога Кристины Маслач. Они выделили три основные составляющие:
• эмоциональную истощенность (наличие чувства эмоциональной опустошенности и усталости от работы);
• деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда);
• редукцию профессиональных достижений (возникновение у специалиста чувства некомпетентности и осознание неуспеха в выбранной профессии).
Актуальность программы определяется тем, что профессия учитель относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По данным социальных исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность педагогов вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов (в соотношение с другими профессиями) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О. Серебрякова, 1987).
Не всегда данную проблему определяют термином “эмоциональное выгорание”, но присущие этому явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря интереса к изначально любимой работе, и немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к ученикам, коллегам, и утрата мотивации негативные установки по отношению к своей работе, и, как следствие, снижение эффективности работы, ее интереса, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка, усиление агрессивности, пассивности, чувства вины. Накопившись, эти проявления приводят человека к депрессии, результатом которой становятся попытки избавиться от работы: уйти из школы, сменить профессию, отвлечься любыми доступными, как правило, саморазрушительными способами. Одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога, остается проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала.
Цель программы: обучение педагогов приемам психосаморегуляции с целью профилактики и преодоления эмоционального выгорания.
Задачи.
1. Развитие информационно-теоретической компетентности педагогов.
2. Обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3. Развитие у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.
4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности.
Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 10 часов. Занятия проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 1 академический час. Наполняемость группы составляет 8-9 человек.
Система внутреннего контроля за реализацией программы осуществляется руководителем образовательного учреждения, на основании предоставленных педагогом-психологом промежуточных и итоговых результатов диагностики.
Используемые методы и методики.
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение нервно-психической устойчивости педагогов) (см. Приложение 4).
4. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (см. Приложение 5).
5. Рисуночные тесты «Домик для гномика», «парные картинки», «Геометрическая картина мира»
6. Метод наблюдения.
Условия проведения: занятия проводятся на базе учреждения в групповой форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Материально-техническое оснащение.
- Помещение не менее 18 м2.
- Столы и стулья из расчета на группу.
- Ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений и медитации).
- Магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер.
- Маркерная доска.
- Проектор.
- Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного человека.
Участники программы: педагоги образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.
2. Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.
4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.

№ п\п Тема занятия Цель занятия Кол-во часов
1 2 3 4
Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога (1 ч.)
1 Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. 1. Знакомство с понятием “эмоциональное выгорание” и основными теоретико-методологическими основами выделения его причин.
2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у педагогов. 1
Влияние личностных особенностей педагога на процесс эмоционального выгорания (8 ч).
2 Источники напряжения в профессиональной деятельности. 1. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
2. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки. 1
3 Самооценка и уровень притязаний. 1. Знакомство с понятием “самооценки”, “уровня притязаний” и их влиянием на успешность профессиональной деятельности педагога.
2. Самодиагностика уровня самооценки и уровня притязаний.
3. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. 1
4 Коммуникативная компетентность 1. Знакомство с понятием “общение”, структура общения, вербальное и невербальное общение.
2. Осознание своих коммуникативных особенностей.
3. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности. 1
5 Конструктивное поведение в конфликтах 1. Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте.
2. Осознание своего поведения в конфликте.
3. Формирование навыков консруктивного поведения в конфликтах. 1
Методы психопрофилактики эмоционального выгорания педагогов (5 ч.)
6. Методы профилактики СЭВ 1. Знакомство с теоретико-методологическими основами психопрофилактики “эмоционального выгорания”.
2. Знакомство с методами психопрофилактики эмоционального выгорания у педагогов. 1
7. Целеполагание 1.Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей.
2. Помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. 1
8. Тайм-менеджмент 1. Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени.
2. Анализ использования рабочего времени, его планирование.
3. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени. 1
9. Аутогенная тренировка и саморегуляция 1. Понятие “аутогенной тренировки”, “саморегуляции” как средств снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.
2. Освоение методов предотвращения состояния стресса. Приобретение навыков и умений эмоциональной устойчивости. 1
10. Дыхательная и звуковая гимнастика. 1. Знакомство педагогов с методом “дыхательной и звуковой гимнастики”.
2. Обучение основным приемам дыхательной и звуковой гимнастики. 1
11. Обобщающее занятие 1. Закрепить полученные знания.
2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у педагогов. 1
Всего: 10 ч.

Библиографический список
1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.
3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.
4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.
5. Битянова В. Н. Психология личностного роста / В. Н. Битянова. — М., 1996.
6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. / Психология профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во “Речь”, 2005. – 336 с.
9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.
10. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.
11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. — М., 2000.
12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: Учебное пособие // Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.
14. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005. — 336 с.
15. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
16. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. / Л. М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 320 с.
17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН , 2005. – 329 c.
18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. — М., 2002.
19. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.
20. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
21. Розанова В.А. Психология управления / В. А. Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-синтез””, 2000. – 384 с.
22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. — М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.
23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М. Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А. Тарасов. — М., 2002.
25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. –С.57-64.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.