ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Стельмаченко Лилия Вячеславовна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 142»

Город Чебоксары

Республика Чувашия

Мастер-класс для педагогов-психологов «Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

Стельмаченко Лилия Вячеславовна педагог-психолог
1 квалификационной категории
МБДОУ "Детский сад №142" г.Чебоксары

Цель: познакомить педагогов-психологов дошкольных учреждений с опытом работы по данному направлению.
Содержание:
1 часть Вводная

1. «Сердце». Я всех Вас приветствую с замечательным сердечком. А сердце – символ любви. Прелагаю передать его друг другу. Представьтесь, пожалуйста, и признайтесь в любви кому-либо или к чему – либо.

2. « А вы знаете, что я…». Психолог: Сейчас у нас будет возможность еще больше узнать друг друга. Перекидывая мяч, скажите о своих особенностях, увлечениях, умениях и т.д. о которых возможно мы и незнаем.
3. «Мой образ». Психолог: Мы живем в мире людей и в мире вещей. И многое знаем о качествах вещей, например то, что хрустальная ваза хрупкая, может разбиться, а шерстяная вещь- мягкая и согревает в холода. Мир людей не менее сложен. А потому важно знать как свои особенности, так и то, каковы качества других людей.
Представьте себе, что у вас есть возможность попасть на другую планету. Но не в своем теле, а в виде предмета, растения, животного, птицы. В качестве кого вы себя видите на этой планете, из какого материала вы сделаны, какого цвета? Какими свойствами, качествами обладаете? Каково ваше предназначение? Если вы представили свой новый образ, нарисуйте его. Покажите свой рисунок и расскажите о нем от первого лица.
Упражнение показывает, как участники глубоко могут чувствовать себя и расширять границы представления о себе. В какой мере они осознают свое предназначение, свой потенциал и что они готовы дать миру, в котором живут.

2 часть Основная.
Теоретическая часть.
Психолог зачитывает стихотворение Расула Гамзатова:
Я не ложусь один, ко мне на грудь,
Как женщина, склоняется тревога.
То радость, то печаль спешат ко мне прильнуть,
И страх, как пес, ложится у порога.
Я не один встаю в начале дня.
Сначала просыпается тревога,
Встает печаль и радость до меня,
И страх уже скребется у порога.
1.Актуальность направления:
Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть
состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.
У детей в возрасте 3-5 лет интенсивно развивается воображение, а вместе с этим и вероятность появления воображаемых страхов. В возрасте 5-7 лет дети чувствительны к страху смерти, что способствует перерастанию различных опасений в невротические страхи. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
Устранение отрицательных эмоциональных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей.

2.Диагностика проводится, используя методики:
• «Страхи в домиках» (автор А.И. Захаров, модификация Панфиловой)- определение количества страхов)
• «Выбери нужное лицо» (автор Р.Тэммл, М.Дорки)- выявление уровня тревожности.
• Проективная методика исследования личности ребенка тест «Сказка» (Луиза Дюсс)
3.Особенности проведения коррекционной работы по программе «Я преодолеваю страхи!».
• Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой детей 4-5 человек в кабинете педагога-психолога.
• В каждое занятие включены элементы арттерапии (рисование, коллаж, монотипия, музыкотерапия, сказкотерапия).
• На занятиях используются разнообразные игровые приемы и упражнения, элементы релаксации, рефлексии.

Представление результатов работы.
• Упражнение «Кляксы» (техника монотипия)
• Упражнение «Превращение страха» (техника подрисовывание, изготовление коллажа, страх испарился, рвем и выбрасываем страх, делаем из страха пазл, уменьшение в размерах страшилки и подрисовывание).
• Упражнение «Каляка – маляка» (кляксография)
• Упражнение «Животное, которое боюсь»
• Упражнение «Волшебные краски»
• Упражнение «Мой сон»
• Упражнение «Ночной рисунок»
• Упражнение «Ночной покровитель»
• Упражнение «Сказочная дверь»
• Упражнение «Одиночество»
• Упражнение «Я уже не боюсь»
Также педагоги-психологи были ознакомлены со спецификой индивидуальных коррекционных занятий. Большое внимание уделяется сказкотерапии и арт- терапии.

Практическая часть
Тренинг преодоления страхов
1.Упражнение « Сказка о Волшебной стране чувств».
Участникам предлагается восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.


Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дел о в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

Обработка результатов. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх,
наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от ни
Лично я использую эту методику не только как диагностику, но и как коррекционную работу. Цель: объяснить, что человек является хозяином своих эмоций и может ими управлять.

 


2.Упражнение «Актуализация эмоции страха».

Каждому человеку - и взрослому, и ребенку - иногда бывает страшно. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому – либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом.
3.Упражнение «Маска».
Нарисовать на листе бумаги страх в виде маски. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу фон.
4.Упражнение «Коллективная работа»
Участники делятся на группы по 5-7 человек и работают - это так называемая драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха. Необходимо придумать название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположить их на листе ватмана и дорисуйте «картину». Озвучьте картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Приклеенные на листе маски, надежно отделены от автора, и следовательно, совсем не страшны, а жалкие и смешные. По желанию картина может быть уничтожена, чтобы страхи не могли возродиться.
Заключительная часть
1. Сказка о волшебном городе.
Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.
Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх. Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой.
Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они бояться.
Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них свою молнию. В тот же миг страхи превратились в кучу пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить, не важно как (нарисовать, слепить, рассказать другу…)- нужно только очень этого захотеть.

2.Рефлексия.

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Скачать ЗАЯВКУ

    Или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Языки: русский, английский.

    Заполнить заявку

    Скачать здесь

    Отправить её на электронную почту ped.portal@mail.ru

     

    Оплатить орг.взнос (перейдите по ссылке)

     

    Электронный сертификат о публикации статьи бесплатно

© 2020. публикации для педагогов.