выполнила:
Жданова Ольга Алексеевна
воспитатель
МБДОУ»Брусничка»
ЯНАО. г.Тарко Сале
Организация работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении.
За последние десятилетия по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом Дэвид Бланкет»
Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?
Кто он, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья? В ФЗ № 273 ст.2 «Об образовании в Российской Федерации» чёткое определение: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (т.е. рекомендация ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребенка. Совместное воспитание и обучение необходимо начинать еще в дошкольном возрасте.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Дети с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться и развиваться в обычном детском саду, вместе со своими сверстниками. Для интегрированного обучения этих детей необходимо полное снятие дистанции между детьми, равноправное партнерство в различные деятельности. Дети с особыми образовательными потребностями учатся у других детей даже больше, чем у взрослых. Чтобы установить и облегчить контакты между детьми, необходима целенаправленная работа учителей, создание и использование в этих целях подходящих ситуаций.
Очень важно вовлекать детей с нарушенным развитием в активное общение со сверстниками. Признание и симпатия со стороны других, переживание себя как "принадлежащего к группе" оказывают огромное влияние на индивидуальное развитие.
Успех образовательной интеграции предполагает создание развивающей среды. Это очень важная задача детского сада. Необходимо привести всю предметно-пространственную среду с учетом ее структурных и функциональных компонентов, в соответствие с общими и особыми потребностями дошкольного возраста. Детей с нарушенным слухом очень важно рассадить на занятии так, чтобы они постоянно хорошо видели освещенные лица говорящих. В связи с этим целесообразно располагать таких детей спиной или боком к окну, а учителю размещаться так, чтобы его лицо было обращено к свету. Для детей с плохим зрением садить ближе.. Важно уделить внимание освещению рабочего стола. Для детей, передвигающихся на кресле-каталке, надо сделать пандусы вместо лестниц, дополнительные перила и т.д. В такой среде дети имеют возможность проявить самостоятельность; приобретают умения и навыки, полезные в повседневной жизни (уход за растениями, навыки личной гигиены, выход за покупками и т.д.
Для обеспечения комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях детского сада должны регулярные занятия со специалистами. (учитель-логопед, педагог-психолог, специалист по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья) Специалисты, развивая способности ребенка, используя все имеющиеся у него резервы развития, Осуществляя коррекционно-реабилитационную работу, наблюдают, исследуют и диагностируют глубину нарушений, причины и виды затруднений, возникающих у ребенка в процессе динамики его развития.
Необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.
Адаптированная образовательная программа, выступает составной частью основной образовательной программы детского сада, и служит основой для создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Важным условием для удовлетворения специальных образовательной потребностей детей являются личностные качества и профессиональной компетентности педагогов.
Родители должны в полной мере участвовать в коррекционной работе, проводимой дошкольным учреждением, выполнять рекомендации педагогов, логопедов, психологов. Наблюдая за ребенком в детском саду и беседуя с педагогами и специалистами, родители могут лучше узнать своего ребенка, чтобы способствовать его развитию дома в семье
Не следует забывать, что при оценке динамики продвижения ребенка со особыми образовательными потребностями необходимо сравнивать его не с другими детьми, а, главным образом, с самим собой, с его достижениями на предыдущем этапе развития.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 2015 годы» (в ред. 09.09.2014
- Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. 80 с.
- Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2012. С. 185 - 207 1,11 п. л.
- Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. 2004. № 6. С. 28?31.Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
- В.В. Лебединский. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 1985.
В.И. Олешкевич «Факторы успешности совместного обучения» -- Минск: «Четыре четверти», 2007.