выполнила:
Рахманкулова Аврора Марсовна
музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад №205 г. Уфа
Башкортостан
Эстетическая культура дошкольников средством
башкирского музыкального фольклора
Воспитание эстетической культуры ребенка через приобщение его к культуре народной должно осуществляться, начиная уже с младшего дошкольного возраста. В нашей республике в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста башкирскому фольклору отводится значительное место. Прежде всего это связано с возможностью с раннего возраста формировать у ребенка уважение к традициям, языку, искусству и истории своего народа. Музыкальный фольклор является одним из самых действенный и сильнейших средств воспитания, особенно в дошкольном возрасте.
Народное искусство является важным средством воспитания эстетической культуры и формирования активной творческой личности, в котором объединены устный фольклор, музыкальная и изобразительная деятельность. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Формирование эстетической культуры дошкольников должно быть ориентировано на приобщение их к накопленному тысячелетиями эстетическому опыту человечества. И, несомненно, в формировании личностной культуры ребенка огромное значение имеет использование фольклора во всем его разнообразии. Воспитание дошкольников должно опираться на подлинные духовные и эстетические ценности народа. «Фольклор» переводится с английского языка как «народная мудрость» – это народные песни, игры, наигрыши, сказки, легенды. Первая ступень, где национальное воспитание может дать результат – это детский сад!
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам вырази¬тельности, и это воздействие носит естественный, нена¬сильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает вни-мание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его рекомендуется использовать для развития восприятия, эстетического отношения и эстетической оценки. То есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Очевидно, что проблема возрождения национальной культуры и самосознания, воспитание любви к родному краю и гордости за него подрастающего поколения в настоящее время особенно актуальна. В связи с этим важную роль приобретает знакомство дошкольников с культурой своего народа и его обычаями. Однако, родители и воспитатели должны помнить, что воспитание национальной культуры ребенка имеет не только эстетическое, но и этическое значение. Поэтому, осуществляя в дошкольных учреждениях воспитание эстетической культуры средствами башкирского фольклора, важно не забывать и о воспитании у дошкольников уважения ко всем народам нашей многонациональной республики. Сложности решения данной проблемы прежде всего связаны с разнонациональным составом детей в группах и сравнительно маленьким процентом детей башкирской национальности. Ведь любовь к родному краю следует воспитывать у каждого ребенка независимо от его национальной принадлежности. Известно, что ребенок легче всего воспринимает фольклор именно своего народа, но это совсем не значит, что его не надо знакомить с фольклором той республики, на территории которой он проживает.
В русскоязычных детских садах рекомендуется начинать знакомство с башкирским фольклором через сказки и легенды, во время чтения которых желательно использовать башкирскую народную музыку – лирические протяжные песни, танцевальные наигрыши и мелодии. Кроме того, сказка уже сама по себе является средством эстетического воспитания. Хорошо ребенок воспринимает сказки и легенды с использованием кукольного театра или драматизаций. Замечено, что дети с удовольствием смотрят сказку, даже исполняемую на башкирском языке, ведь сказка часто понятна без слов! В младших группах для детей следует предлагають такие сказки, как «Медведь и пчелы», «Лиса – плотник». В старших – «Легенда о курае», «Акбузат», «Детство Салавата» и др.
Одной из эффективных форм приобщения детей к башкирскому фольклору является посещение с ними спектаклей Башкирского театра кукол и Башкирского Национального Молодежного театра, а также приглашение в детский сад профессиональных актеров кукольных театров.
К проблеме воспитания эстетической культуры в детском саду следует подходить комплексно, используя башкирский музыкальный фольклор во всех видах деятельности дошкольников:
-на занятиях,
-в быту детского сада,
-на праздниках и развлечениях,
-в работе с родителями,
-в самостоятельной музыкальной деятельности.
На музыкальных занятиях происходит знакомство с башкирскими музыкальными инструментами – кураем, кубызом, домбырой. Дети знакомятся с их внешним видом, историей присхождения, звучанием. Музыкальные произведения должны звучать как в живом исполнении, так и в грамзаписи.
Также действенным средством национального воспитания дошкольников являются башкирские народные игры. Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Цыплята и кот», «Хоровод в лесу», «Липкие пеньки», «Не выпустим!», «Разноцветные платочки», «Юрта», «Курай» и т.д. Эти игры формируют не только быстроту и ловкость, но и воспитывают такие нравственные качества как дружба, товарищество.
При пении и слушании башкирских песен важно правильно подобрать репертуар. Иногда сложные по своей мелодике башкирские народные песни не вызывают у детей особого энтузиазма, поэтому песни для исполнения должны быть с простой приятной мелодией и простой формой. Удобны для исполнения веселые шуточные башкирские песни, башкирские хороводы.
Башкирские танцы также являются одним из средств формирования у детей задатков эстетической культуры. Интерес и желание танцевать вызывает красочный башкирский костюм. Дети с удовольствием исполняют «Танец с самоваром», «Башкирскую парную пляску», «Дружбу» и т.д.
Особенно ярко эстетическая восприимчивость детей к народному творчеству проявляется на утренниках и народных праздниках. Сочетание разных форм приобщения детей к башкирскому фольклору, дополняя друг друга, увеличивают силу эмоционального воздействия на детей. Планомерная и систематическая работа с башкирским фольклором, несомненно, влияет на пробуждение творческих способностей детей и закладывает прочную основу для эстетического развития личности ребенка.
Во многих детских садах ведется обучение детей башкирскому языку и более углубленно используется башкирский фольклор во всех формах обучения и игровых ситуациях. Этот факт также говорит об усилении внимания к национальному воспитанию дошкольников, способствуя успешному процессу нравственного и национального воспитания и приобщению детей с раннего детства к музыкальному фольклору и культурным традициям родного края.
Таким образом, комплексное использование в работе дошкольных учреждений фольклора способствует процессу культурной интеграции, то есть углублению культурного взаимодействия различных культурных традиций, национальных форм культуры, развитию у дошкольников бережного отношения к иным обычаям и взглядам, что приобретает особую актуальность в условиях многонациональной республики.