ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Рахманкулова Аврора Марсовна
музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад №205 г. Уфа
Башкортостан

Эстетическая культура дошкольников средством
башкирского музыкального фольклора

Воспитание эстетической культуры ребенка через приобщение его к культуре народной должно осуществляться, начиная уже с младшего дошкольного возраста. В нашей республике в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста башкирскому фольклору отводится значительное место. Прежде всего это связано с возможностью с раннего возраста формировать у ребенка уважение к традициям, языку, искусству и истории своего народа. Музыкальный фольклор является одним из самых действенный и сильнейших средств воспитания, особенно в дошкольном возрасте.
Народное искусство является важным средством воспитания эстетической культуры и формирования активной творческой личности, в котором объединены устный фольклор, музыкальная и изобразительная деятельность. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Формирование эстетической культуры дошкольников должно быть ориентировано на приобщение их к накопленному тысячелетиями эстетическому опыту человечества. И, несомненно, в формировании личностной культуры ребенка огромное значение имеет использование фольклора во всем его разнообразии. Воспитание дошкольников должно опираться на подлинные духовные и эстетические ценности народа. «Фольклор» переводится с английского языка как «народная мудрость» – это народные песни, игры, наигрыши, сказки, легенды. Первая ступень, где национальное воспитание может дать результат – это детский сад!
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам вырази¬тельности, и это воздействие носит естественный, нена¬сильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает вни-мание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его рекомендуется использовать для развития восприятия, эстетического отношения и эстетической оценки. То есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Очевидно, что проблема возрождения национальной культуры и самосознания, воспитание любви к родному краю и гордости за него подрастающего поколения в настоящее время особенно актуальна. В связи с этим важную роль приобретает знакомство дошкольников с культурой своего народа и его обычаями. Однако, родители и воспитатели должны помнить, что воспитание национальной культуры ребенка имеет не только эстетическое, но и этическое значение. Поэтому, осуществляя в дошкольных учреждениях воспитание эстетической культуры средствами башкирского фольклора, важно не забывать и о воспитании у дошкольников уважения ко всем народам нашей многонациональной республики. Сложности решения данной проблемы прежде всего связаны с разнонациональным составом детей в группах и сравнительно маленьким процентом детей башкирской национальности. Ведь любовь к родному краю следует воспитывать у каждого ребенка независимо от его национальной принадлежности. Известно, что ребенок легче всего воспринимает фольклор именно своего народа, но это совсем не значит, что его не надо знакомить с фольклором той республики, на территории которой он проживает.
В русскоязычных детских садах рекомендуется начинать знакомство с башкирским фольклором через сказки и легенды, во время чтения которых желательно использовать башкирскую народную музыку – лирические протяжные песни, танцевальные наигрыши и мелодии. Кроме того, сказка уже сама по себе является средством эстетического воспитания. Хорошо ребенок воспринимает сказки и легенды с использованием кукольного театра или драматизаций. Замечено, что дети с удовольствием смотрят сказку, даже исполняемую на башкирском языке, ведь сказка часто понятна без слов! В младших группах для детей следует предлагають такие сказки, как «Медведь и пчелы», «Лиса – плотник». В старших – «Легенда о курае», «Акбузат», «Детство Салавата» и др.
Одной из эффективных форм приобщения детей к башкирскому фольклору является посещение с ними спектаклей Башкирского театра кукол и Башкирского Национального Молодежного театра, а также приглашение в детский сад профессиональных актеров кукольных театров.
К проблеме воспитания эстетической культуры в детском саду следует подходить комплексно, используя башкирский музыкальный фольклор во всех видах деятельности дошкольников:
-на занятиях,
-в быту детского сада,
-на праздниках и развлечениях,
-в работе с родителями,
-в самостоятельной музыкальной деятельности.
На музыкальных занятиях происходит знакомство с башкирскими музыкальными инструментами – кураем, кубызом, домбырой. Дети знакомятся с их внешним видом, историей присхождения, звучанием. Музыкальные произведения должны звучать как в живом исполнении, так и в грамзаписи.
Также действенным средством национального воспитания дошкольников являются башкирские народные игры. Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Цыплята и кот», «Хоровод в лесу», «Липкие пеньки», «Не выпустим!», «Разноцветные платочки», «Юрта», «Курай» и т.д. Эти игры формируют не только быстроту и ловкость, но и воспитывают такие нравственные качества как дружба, товарищество.
При пении и слушании башкирских песен важно правильно подобрать репертуар. Иногда сложные по своей мелодике башкирские народные песни не вызывают у детей особого энтузиазма, поэтому песни для исполнения должны быть с простой приятной мелодией и простой формой. Удобны для исполнения веселые шуточные башкирские песни, башкирские хороводы.
Башкирские танцы также являются одним из средств формирования у детей задатков эстетической культуры. Интерес и желание танцевать вызывает красочный башкирский костюм. Дети с удовольствием исполняют «Танец с самоваром», «Башкирскую парную пляску», «Дружбу» и т.д.
Особенно ярко эстетическая восприимчивость детей к народному творчеству проявляется на утренниках и народных праздниках. Сочетание разных форм приобщения детей к башкирскому фольклору, дополняя друг друга, увеличивают силу эмоционального воздействия на детей. Планомерная и систематическая работа с башкирским фольклором, несомненно, влияет на пробуждение творческих способностей детей и закладывает прочную основу для эстетического развития личности ребенка.
Во многих детских садах ведется обучение детей башкирскому языку и более углубленно используется башкирский фольклор во всех формах обучения и игровых ситуациях. Этот факт также говорит об усилении внимания к национальному воспитанию дошкольников, способствуя успешному процессу нравственного и национального воспитания и приобщению детей с раннего детства к музыкальному фольклору и культурным традициям родного края.
Таким образом, комплексное использование в работе дошкольных учреждений фольклора способствует процессу культурной интеграции, то есть углублению культурного взаимодействия различных культурных традиций, национальных форм культуры, развитию у дошкольников бережного отношения к иным обычаям и взглядам, что приобретает особую актуальность в условиях многонациональной республики.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.