ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Матвеева Анна Павловна

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад Радуга»

Ленинградская область

Город Тихвин

Развитие духовно-нравственной личности дошкольника
через изучение творчества Н.А. Римского-Корсакова.
«Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов…»
(О. Гаджикасимов)

Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Детство - период, наиболее благоприятный в отношении становления музыкальности, поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Какую музыку слушают наши дети? Современные дети не очень любят классику. Они отдают предпочтение громкой, быстрой и диссонансной музыке, так популярной в настоящее время у молодежи (это рок, рэп, поп музыка и др.) Такая музыка негативно воздействует на организм ребенка - дети становятся нервными, агрессивными, легковозбудимыми. Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой - антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в раннем детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Ученые утверждают, что классика способствует развитию творческих способностей ребенка, развивает интеллект и внимание, дает ощущение психологического комфорта. Кроме того, такая музыка не только улучшает эстетическое восприятие, но и память малыша. Специалисты утверждают, что еще находясь в утробе матери, малыш готов к восприятию классики, по его поведению всегда можно понять, какие звуки ему больше нравятся, а какие ему неприятны. Классическая музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень, особенно классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением.
В настоящее время особенную актуальность обретает организация систематической и планомерной музыкально - просветительской работы, с целью подъема общей и музыкальной культуры общества. Учебные заведения различного уровня должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов.
Я, как музыкальный руководитель в дошкольном образовательном учреждении, непосредственно занимаясь художественно - эстетическим развитием дошкольников в детском саду, большое значение уделяю формированию духовно - нравственной личности каждого ребенка и ставлю перед собой следующие задачи:
1. Расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох.
2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
3. Формировать элементы музыкально-эстетического сознания.
4. Развивать музыкальное мышление и воображение детей.
Для решения этих задач я использую такие формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия, беседы - концерты, праздники и развлечения, театрализованные представления, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные.
Я предположила, что реализация этих задач возможна на основе углубленного знакомства детей с творчеством великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, который родился и провел детство в нашем городе Тихвине. В годы своего детства он слушал и запоминал звучащие вокруг него народные песни; наблюдал за обрядами, сопровождавшими различные праздники, например, проводы Масленицы; за красотой леса; слушал пение птиц, что вдохновило его, будучи взрослым, на создание опер по сказочным сюжетам. При их прослушивании рождаются различные фантастические образы. Не случайно музыку Н.А. Римского-Корсакова называют волшебной, а её создателя - чародеем.
В нашем городе работает Государственный мемориальный дом - музей Н.А. Римского - Корсакова, где на занятиях, которые проводят сотрудники музея («В гостях у царя Берендея», «Рождественская сказка Шехеразады», «Чудеса в городе Леденце», «Зеленые святки») можно познакомиться с историей жизни и творчества композитора. На основе произведений Римского - Корсакова детям открывается красота русской природы, глубина чувств, разнообразие русских традиций, потому что музыка композитора проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.
Для детей старшего дошкольного возраста нашего учреждения я организовала совместную работу с музеем, где проводятся интересные занятия, на которых ребята своими глазами могут увидеть, как жил композитор, потрогать предметы, к которым он прикасался, услышать его музыку, а экскурсовод помогает понять музыкальные образы, проникнуться красотой музыки, окунуться в сказку. Этому способствует и обстановка дома - музея.
Знакомство с творчеством Н.А. Римского - Корсакова и занятия вдохновило меня на постановку в детском саду музыкальной сказки «Снегурочка». В творческий процесс были вовлечены дети, сотрудники детского сада, и даже родители. Дети разучивали роли, сотрудники совместно с родителями изготавливали декорации, атрибуты, шили костюмы. Итогом всей работы стало выступление моих воспитанников на празднике «Именины детского сада», где зрителями были родители, дети младших групп, гости из других детских садов, бывшие воспитанники – выпускники и учителя. А также музыкальную сказку мы поставили в Тихвинском территориальном центре социальной защиты и обслуживания населения для ветеранов и пенсионеров, отдыхающих там, и его сотрудников.
Так как Николай Андреевич Римский - Корсаков является мастером музыкальной живописи, знакомство с его музыкой всегда сопровождается картинами и иллюстрациями русских художников. На своих занятиях я использую иллюстрации картин и современные компьютерные презентации (иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» художника В.М.Конашевича, картины М.Врубеля и В.М.Васнецова «Снегурочка», видеоряд картин И.Айвазовского на тему «Море» и другие).
Я работаю в тесном взаимодействии с воспитателями подготовительных к школе групп, интегрируя и сочетая знания на занятиях по рисованию. Во время работы с красками дети слушают музыкальные произведения, и это благотворно влияет на результаты детского творчества. Художественные и музыкальные образы воздействуют на чувства и эмоции детей, создавая более яркое впечатление, которое способствует развитию воображения и эстетического восприятия. Дети передают свои впечатления и эмоции в рисунках, из которых впоследствии организуются выставки: «Краски моря», «Мой любимый герой опер Н.А. Римского - Корсакова», «Я рисую музыку», «Песня Леля», «Сказки Шехеразады».
Занимаясь с дошкольниками углубленно изучением творчества нашего земляка, мой профессиональный опыт постоянно обогащается и пополняется. Это позволяет мне делиться багажом знаний с коллегами в городе, применять результаты работы с детьми на практике.
Наше дошкольное учреждение активно сотрудничает с Детской школой искусств имени Н.А.Римского – Корсакова. Концерты классической музыки в детском саду необходимы как воспитанникам ДОУ, так и учащимся ДШИ, ведь, слыша «живое» звучание музыкальных инструментов, дошкольники духовно обогащаются, а впоследствии некоторые даже стремятся получить музыкальное образование, а учащиеся ДШИ, являясь исполнителями, совершенствуют свои исполнительские навыки. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогащает детей не только в музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, способствует формированию начал музыкальной и художественной культуры. И в этом я вижу свою задачу – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.
Многие выпускники детского сада серьезно занимаются в Детской школе искусств имени Н.А.Римского – Корсакова, активно участвуют и радуют всех нас призовыми местами на Российском конкурсе детско-юношеского творчества «Тихвинский Лель».
Любите и изучайте великое искусство музыки! Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Матвеева А.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад Радуга», г. Тихвин.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.