выполнила:
Костенок Юлия Анатольеквна
МБДОУ № 26
с. Тишнекамск
Включение ИКТ в образовательный процесс дает воспитателям ДОУ возможность перейти от объяснительного и иллюстративного метода обучения к методу деятельности, в котором дошкольник становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует сознательному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Объект исследования – применение информационно-компьютерных технологий на занятиях по развитию речи.
Предмет исследования – выявление педагогических условий по эффективному использованию информационных компьютерных технологий на занятиях по развитию речи у старших дошкольников.
Цель исследования – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретические и методические основы использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по развитию речи.
- Выявить особенности речевого развития у детей дошкольного возраста на основе психолого-педагогической диагностики с целью определения индивидуальной траектории обучения и развития в условиях использования ИКТ.
- Разработать и апробировать содержание, организацию и методику использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить педагогические условия по эффективному использованию информационных компьютерных технологий на занятиях по развитию речи у старших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение педагогического опыта.
Эмпирическая база исследования: МДОБУ ЦРР №19 г.Сочи.
Под педагогическими условиями мы подразумеваем совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную среду (или среду) для успешного функционирования модели формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках речевого развития с помощью ИКТ.
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные и мультипликационные фильмы
- Компьютерная учебная программа «Веселая информатика для малышей»
- Мультимедийные презентации (как наглядный материал к занятию (карты, настенные, иллюстрации, (Из Истории компьютера», «Устройство компьютера», «Правила поведения», «Правильная осанка при работе на компьютере»)
- Подборка мультимедийных звуковых презентаций;
- «Гимнастика для глаз», «Буквы и звуки», «Цвет и формы», «Живое и неживое» и т. д.
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: определение комплекса диагностических методик и выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня развития речи детям был дан перечень заданий.
1.Задание «Быть осторожным»
- Задание «Скажи обратное».
- Задание «Объяснить действия».
4.Задание «Выберите слово»
В КГ на высоком уровне 2 (8%) детей. Средняя степень сформированности развития речи был выявлен у 6 детей (24 %), они слушают и понимают речь, участвуют в процессе общения с детьми, зачастую по инициативе других; Умение использовать формы речевого этикета нестабильно, они не всегда знают, как договориться и вести диалог.
Низкая степень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 17 детей (68%), они малоактивны и малоразговорчивы в процессе общения с детьми они не могут вести диалоги и договориться со сверстниками. В ЭГ на высоком уровне 2 (8%) воспитанников. Средняя степень сформированности развития речи был выявлен у 5 детей (20 %). Низкая степень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 18 детей (72%).
Сравнительный анализ успешности выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаков.
Таким образом, работу по развитию речи детей старшей группы ЭГ мы будем проводить по специально подобранной системе педагогической работы по развитию речи посредством ИКТ на занятиях и в свободной деятельности.
Целью формирующего эксперимента является практическое обоснование эффективности ИКТ, которые будут способствовать коррекции коммуникативных умений на занятиях по развитию речи.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез с целью определения эффективности процесса сформированности коммуникативных умений у детей старшей группы.
Цель: выявить степень развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Для решения задач мы провели повторную диагностику аналогичную констатирующему эксперименту.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы показал изменение показателей развития речи у детей старшего дошкольного возраста в лучшую сторону. На основании полученных данных можно сделать вывод о развивающем потенциале разработанной нами программы с детьми старшего дошкольного возраста. Таким образом, упражнения, проведенные с детьми в процессе обучения развития речи при работе с ИКТ, положительно повлияли на развитие речи.
Таким образом, воспитательные возможности ИКТ огромны: их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Посредством ИКТ, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Исходя из данного исследования, стоит отметить, что информационные технологии в системе образования постепенно занимают приоритетные позиции. Признавая, что компьютер — новомощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.