ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Костенок Юлия Анатольеквна

МБДОУ № 26

с. Тишнекамск

Включение ИКТ в образовательный процесс дает воспитателям ДОУ возможность перейти от объяснительного и иллюстративного метода обучения к методу деятельности, в котором дошкольник становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует сознательному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

Объект исследования – применение информационно-компьютерных технологий на занятиях по развитию речи.

Предмет исследования – выявление педагогических условий по эффективному использованию информационных компьютерных технологий на занятиях по развитию речи у старших дошкольников.

Цель исследования – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

Задачи исследования:

  • Проанализировать теоретические и методические основы использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по развитию речи.
  • Выявить особенности речевого развития у детей дошкольного возраста на основе психолого-педагогической диагностики с целью определения индивидуальной траектории обучения и развития в условиях использования ИКТ.
  • Разработать и апробировать содержание, организацию и методику использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Выявить педагогические условия по эффективному использованию информационных компьютерных технологий на занятиях по развитию речи у старших дошкольников.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение педагогического опыта.

Эмпирическая база исследования: МДОБУ ЦРР №19 г.Сочи.

Под педагогическими условиями мы подразумеваем совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную среду (или среду) для успешного функционирования модели формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках речевого развития с помощью ИКТ.

  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные и мультипликационные фильмы
  • Компьютерная учебная программа «Веселая информатика для малышей»
  • Мультимедийные презентации (как наглядный материал к занятию (карты, настенные, иллюстрации, (Из Истории компьютера», «Устройство компьютера», «Правила поведения», «Правильная осанка при работе на компьютере»)
  • Подборка мультимедийных звуковых презентаций;
  • «Гимнастика для глаз», «Буквы и звуки», «Цвет и формы», «Живое и неживое» и т. д.

Цель констатирующего этапа экспериментальной работы: определение комплекса диагностических методик и выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня развития речи детям был дан перечень заданий.

1.Задание «Быть осторожным»

  1. Задание «Скажи обратное».
  2. Задание «Объяснить действия».

4.Задание «Выберите слово»

В КГ на высоком уровне 2 (8%) детей. Средняя степень сформированности развития речи был выявлен у 6 детей (24 %), они слушают и понимают речь, участвуют в процессе общения с детьми, зачастую по инициативе других; Умение использовать формы речевого этикета нестабильно, они не всегда знают, как договориться и вести диалог.

 Низкая степень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 17 детей (68%), они малоактивны и малоразговорчивы в процессе общения с детьми они не могут вести диалоги и договориться со сверстниками. В ЭГ на высоком уровне 2 (8%) воспитанников. Средняя степень сформированности развития речи был выявлен у 5 детей (20 %). Низкая степень сформированности коммуникативных умений был выявлен у 18 детей (72%).

Сравнительный анализ успешности выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаков.

Таким образом, работу по развитию речи детей старшей группы ЭГ мы будем проводить по специально подобранной системе педагогической работы по развитию речи посредством ИКТ на занятиях и в свободной деятельности.

Целью формирующего эксперимента является практическое обоснование эффективности ИКТ, которые будут способствовать коррекции коммуникативных умений на занятиях по развитию речи.

По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный срез с целью определения эффективности процесса сформированности коммуникативных умений у детей старшей группы.

Цель: выявить степень развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

Для решения задач мы провели повторную диагностику аналогичную констатирующему эксперименту.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы показал изменение показателей развития речи у детей старшего дошкольного возраста в лучшую сторону. На основании полученных данных можно сделать вывод о развивающем потенциале разработанной нами программы с детьми старшего дошкольного возраста. Таким образом, упражнения, проведенные с детьми в процессе обучения развития речи при работе с ИКТ, положительно повлияли на развитие речи.

Таким образом, воспитательные возможности ИКТ огромны: их тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Посредством ИКТ, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Исходя из данного исследования, стоит отметить, что информационные технологии в системе образования постепенно занимают приоритетные позиции. Признавая, что компьютер — новомощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.