выполнила:
Яшникова Галина Николаевна
МДОУ «ЦРР – детский сад №132»
Челябинская область, город Магнитогорск
Сценарий досуговой деятельности в подготовительных группах по патриотическому воспитанию
«…С чего начинается Родина?»
1. На экране или на стене видео «С чего начинается Родина?» в исп. М.Бернеса.
Дети спокойно входят в зал и занимают места на стульчиках.
Вед: Сегодня, ребята, мы собрались с вами, чтобы еще раз поговорить о России. А знаете ли вы, ребята, почему Россию называют еще и словом «Русь»? Существует много различных мнений , что именно обозначает это слово. Ученые долго спорили, но кто из них прав – никто не знает. Но далеко-далеко на Севере, за лесами и болотами, где еще встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Они называют «русью» светлое, солнечное место. Все светлое так называют: русый парень, русая девушка – это значит светлые, с волосами золотистого цвета. Получается, что Россия – это светлое, солнечное место. 2..(тихо звучит русская народная музыка) Замечательное место для Родины. А как вы думаете, ребята,…(что такое Родина?) – это на случай если не успеет выйти Аленушка.
Музыка звучит громче и в зал входит грустная Аленушка.
Аленушка: Здравствуйте, ребята! (кланяется детям)
День вам добрый, гости дорогие! (кланяется гостям)
Вед: Что, Аленушка, приключилось? Чему ты так опечалена?
Аленушка: Утащила эта, злыдня, баба Яга Иванушку. Где искать его ?
Я и печку с яблонькой спрашивала, и гусей подкармливала – расспрашивала.
Никто мне не ответил. Вот пришла к вам, ребята.
Ведь недаром на Руси говорится:
Человек без них, что дерево без корней.
Догадались, про кого народ говорит?
Они познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей их сто. (Друзей.)
Вед: Ребята, поможем, Аленушке?
Из-за двери слышится громкий голос, затем в зал входит баба Яга, очень озабоченная, она никого не видит, не слышит, разговаривает по телефону.
«А-ле, Кощеюшка…да просыпайся ты, говорю! … Жду тебя, чешуехвостенькой, жду-у. лети ласточкой… не можешь? Как не можешь?! Эх… Входит в зал .
(набирает телефон заново) Водяной, друг! Не узнал?! Да Яга я!... Нет, не русалка.
Нет, какая дискотека? Да вынь ты пиявок из ушей! Я – Яга! Да, Яга на связи!
Да энтот, Ивашка, не хочет моим сыночком быть. Подавай ему родную сторонку! Я ему и болота с лесами показываю, и изумруды с алмазами почти дарю … ну те что в Новый год и туташних детей выманила, а он все …(запнулась, заметила детей)
Все яхонтовый, пришла я.
Баба Яга: Ну что, касатики, соскучились, здрасте!
Не захотели за меня, как символа олимпиады голосовать, а ну и не надо!
Как победили?
Аленушка: Да, баба Яга, наши спортсмены много медалей выиграли, особенно параолимпийцы.
Баба Яга: Ага! И ты уже здесь. Явилась, не запылилась!
Аленушка: Баба Яга, отдай Иванушку! Я для тебя все, что хочешь, сделаю!
Баба Яга: Все? (встает в позу барыни) Хочу Олимпиаду!
Вед: Пожалуйста! «Полюбуйтесь, поглядите на веселых дошколят!
Олимпийские надежды нынче ходят в детский сад!»
3. Звучит музыка «Вперед зовет страна!» - в зал входят дети старшей группы с обручами в руках. Дети подготовительных групп берут в руки флажки с российской символикой.
Все выполняют упражнение. (по окончании старшие ходят за дверь)
Аленушка: Дети очень старались. Баба Яга, отдай Иванушку!
Баба Яга: Отдай, отдай! Вот заладил он про родную сторонку, и говорит, и говорит.
Я ему и болота с лесами показываю, и изумруды с алмазами почти дарю,
а он ни в какую. Вот скажи, чего это такое Родина? 4.-тихо
Аленушка: (с восхищением глубоко вздохнув, разводит руками) …
Баба Яга: (старается опередить ответ) Вот и я не знаю!
Водяной – сидит в болоте, Кащей – в замке. Шурале – это татарский, ну или леший – по-русски, по лесу бродит.
Аленушка: (радостно) Так это и есть их Родина!
Баба Яга: Не поняла? Отсюда поподробнее!
Вед: Баба Яга, тебе мы сейчас объясним. У каждого из нас есть еще «малая родина». Ребята, как вы думаете, что – это - малая родина? (дети отвечают)
Да, это место, где вы родились и живете. (вед. выводит детей)
5. Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем!
Дети или один ребенок:
«В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля – своя.
В родных местах и солнце ярче светит
И серебристый голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть другая красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места!
Аленушка : (обращаясь к детям и бабе Яге)
Когда говоришь о России, ты вспомни Уральский свой край.
Березки, луга заливные - могучий и гордый Урал.
И реки, пруды и озера - осколки древних морей.
Леса, города и горы - часть Родины милой моей.
Аленушка: Ребята, а в каком городе вы живете? – ответ детей.
Вед: Наш город Магнитогорск - замечательный. Он имеет свою историю, славен традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми, трудовыми достижениями. Сейчас ребята в песне расскажут о своем родном крае, городе, России.
Баба Яга: Да лучше моего болота нет! Но послушаю.
6. Песня: «Родной край» муз. Гомоновой, слова Романченко Е.Х. - воспитатель
- используется мультимедийное оборудование.
Аленушка: Баба Яга, ты слышала, как ребята любят свой город? – ответ.
Нам с Иванушкой тоже пора домой. Отпусти его!
Баба Яга: Вот заладила! Отдай, отпусти! Это все дети делали, а ты чем удивить меня можешь?
Аленушка: (задумывается) А вот давай в «Йозек» поиграем?
Баба Яга: Это че еще такое?
Аленушка: На Урале ведь разные народы живут, и ребята играют в свои национальные игры. Вот одна из них, татарская, и называется «Йозек» или «Колечко».
Правила несложные. Все сидят со сложенными, как для приветствия, ладонями. Я буду «как бы» вкладывать детям колечко, а ты баба Яга отгадывать, у кого, все-же, окажется колечко? А кому – то я действительно вложу колечко.
Если отгадаешь, обладателю колечка что-то нужно исполнить. Но где его взять? …
А ты говорила про изумруды – нет ли их у тебя?
Баба Яга: Во! Видали чё придумала? – зажимается. Ну да ладно!
Интересно ведь все-таки. А не убежите с вашими, т.е. моими изумрудами?
Игра: «Йозек» - татарская народная игра.- звучит фоном татарская музыка.
(баба Яга с радостью придумывает задание детям: стоять на одной ноге и кричать как петух; танцевать под татарскую музыку – девочке повязать платок по-татарски).
Баба Яга: Мне это уже нравится! Я даже научилась татарской народной песне.
Песня на татарском языке (поет баба Яга)
Вед: В давние времена, когда на Урале не было еще больших, городов люди жили в юртах, шатрах. Им приходилось часто менять место для жилья, поэтому было удобно разобрать юрту и перенести на другое место.
Смотрите! Я вам почти построила юрту. (ставятся стулья, а на них сверху кладется платок – это дом). Сегодня вас много, ребята, и мы не будем пользоваться платками, а оденем вот этот головной убор – тюбетейку на мальчика в каждом доме – он будет хозяином дома.
Дети делятся на 3 кружочка и делают вокруг «дома» хоровод.
Двигаясь по кругу проговаривая под музыку слова:
«Мы ребята Тимербая, соберемся все в кружок,
Поиграем, и попляшем и помчимся на лужок».
Под музыку дети разбегаются в разные стороны, «хозяин дома» переходит в другой дом. (По окончании музыки дети находят свой платок – дом и поднимают его над головой).
Чья юрта быстрее построилась?
Игра: «Мы ребята Тимербая» - башкирская народная игра.
2. Аленушка: Баба Яга, верни мне, пожалуйста, моего братика.
Солнце уже высоко, домой нам надо.
Баба Яга берет ромашку идет по залу и гадает: «Отдать – не отдать!», а следом за ней бежит маленький мальчик-лешик и собирает лепестки.
Лешик: Я живу совсем один средь березок и осин.
Жить тоскливо одному, я не нужен никому.
Мне никто не сварит каши, мне никто не лечит кашель.
Нету мамы у меня, никому не нужен я. (плачет)
(подбегает к бабе Яге) Бабушка, ведь ты не злая, ты – веселая, смешная.
Улыбнись – ка мне скорей, будешь мамою моей?
Баба Яга: Ну, конечно, дорогой, будешь ты сыночек мой? – обнимает его крепко.
Есть сыночек у меня! Значит, мамой стала я? – спрашивает у всех детей.
Я теперь не буду злой, ни коварной, ни плохой.
Вед: Правильно! Не бывает мама злой, мама – солнце и покой!
6. Звучит вступление к песне «Кто вас, дети, крепко любит? – 2 куплета.
(воспитатели начинают раздавать цветы детям – ромашки, незабудки, васильки в соответствии с группой).
Вед: подпевает или проговаривает слова под музыку:
1. «Кто вас, дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит?
Кто заботится о вас? Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас?
Дети: (поют) Мама, дорогая!...- выполняя движения с цветами.
2. Колыбель кто вам качает? Кто вам песни напевает?
Кто вам сказки говорит? И игрушки вам дарит?»
Дети: Мама золотая!
Вед: Баба Яга мы тебя поздравляем! Теперь и у тебя есть сынок.
И на ромашках гадать ты больше не будешь?
Ведь это цветы нашей России. Послушайте, с какой любовью поют о них ребята.
7. «Не рвите цветы» Ю.Антонова
Аленушка: Баба Яга, ребята столько цветов подарили, и сыночек у тебя теперь есть.
Отдай мне моего братца Иванушку.
Баба Яга: Теперь – то, конечно! Твой – то все домой рвался, а энтот со мной будет.
Пойдем, сынок. Я тебе покажу нашу родную сторонку.
- идут к двери, потом резко оборачивается:
До свиданьице забыла сказать. Вы уж на меня старую не серчайте.-кланяется.
Только они ушли за дверь, слышится голос Иванушки: Аленушка, сестрица моя! -
с другой двери бежит Иванушка. Аленушка его обнимает, целует, треплет.
8. Звучит музыка «С чего начинается Родина?» без слов, на ее фоне:
Аленушка: Спасибо, ребята вам. – кланяется.
Без вашей помощи не справилась бы я одна.
Ребёнок: или Аленушка с Иванушкой
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы!
Иванушка: Аленушка, так с чего начинается Родина?
Аленушка: Идти пора, Иванушка. До свидания, ребята! До встречи в сказках!
- на фоне слов они покидают зал.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт…
9. Звучит вступление к песне «У моей России», дети занимают отведенные места .
Дети: От края до края – просторы: равнины, леса и поля.
Седые Уральские горы – Россия – отчизна моя!
Ты – в колыбельных мамы, в надежных руках отца.
Ты – в подвиге наших дедов, сложивших свои сердца!
Ты – в каждой капельке стали, что для страны дает –
Магнитка – столица металла, ее трудовой народ!
Ты – в грандиозных стройках, в успехах своих побед.
И в радости ты, и в горе – даришь надежды свет!
От края до края – просторы: равнины, леса и поля.
От сердца – до сердца, от моря – до моря – Россия – отчизна моя!
9. Песня: « У моей России» муз. Г.Струве. (открыть слайды)
(по окончании закрыть проэктор).
10. Звучит музыка «Моя Россия» - дети выполняют танцевальное упражнение.
Ребенок: Родина – нежное слово! Родина – это семья!
Мама, папа, братишки, сестренки – с самого детства – опора моя!
Вед: Родина - дружное слово! Родина – это добро!
Если кому-то помощь нужна – возьмет под свое крыло!
Родина – гордое слово! Родина – это страна!
Мирным трудом и народным единством Родина наша – Россия – сильна!
8. (поставить музыку чуть дальше середины) Под музыку «С чего начинается Родина?» дети уходят из зала.