ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Кондрашихина Татьяна Николаевна

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад Радуга»

Ленинградская область

г.Тихвин

Формы работы с семьей в области музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Всем известно, что семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Во все времена семья вносила важный вклад в воспитание и социализацию детей, в воспитание характера, системы взглядов на жизнь, системы ценностей, развитие сфер личности: умственной, эмоциональной и волевой. Идея семейного воспитания была общей для Плутарха и Катона Старшего. Значимость родительского воспитания отмечал Демокрит. Основой педагогики Древнего Китая был опыт семейно-общественного воспитания. Сильны были традиции семьи и дома, семейное образование и в Риме – в эпоху царей. В период расцвета Римской империи имела место государственная система образования. На закате империи домашнее воспитание вновь стало ведущим. Семейное воспитание до семи лет было и в традициях греков.
Все семьи осуществляют свои функции с разным уровнем эффективности. Успех этой деятельности зависит от уровня воспитательных возможностей семьи.
Семейное воспитание на сегодняшний день – это организация родителями условий для свободного развития и защиты внутреннего мира ребенка как основы его личностного становления, культуры приобщения к нравственным ценностям.
Одним из основных показателей становления личности в период дошкольного детства является музыкально-эстетическое развитие ребенка. В настоящее время выдвигается задача разностороннего развития ребенка, воспитание его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных целей, формирование музыкальных способностей и основ музыкальной культуры.
В настоящее время, когда мир музыки представлен очень широкой гаммой разнообразных стилей и направлений, особенно злободневной становится проблема развития у слушателей хорошего вкуса, с помощью которого можно было бы отличать высокохудожественные музыкальные произведения от тех, которые не представляют ценности. В связи с этим необходимо выработать у детей высокие нравственные потребности и многогранные художественные способности. Для этого важно применять в ежедневно в ходе обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства.
В ходе формирования музыкальной культуры происходит воспитание нравственного облика ребенка. Воздействие музыки на моральные чувства детей берут своё начало с тех светлых переживаний, которые связаны с первыми услышанными пьесами, с исполнением несложных песен, с музыкальными играми. Музыкальная культура включает разнообразные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сформировавшееся в этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории).
О том, как важно сделать семейное воспитание целенаправленным, говорили К.Д. Ушинский, П.Ф. Парфенов, П.Ф. Лесгафт, который полагал, что «испорченность» ребенка дошкольного возраста является итогом воспитания в семье, за которую рассчитывается все-таки воспитанник».
Стиль общения родителей с детьми, их тактика воспитания определена общей и музыкальной культурой. От того, насколько высок уровень общественной и музыкальной культуры родителей, зависит степень правильности оценки эмоциональной сферы своих детей, содержательность домашнего досуга, который часто бывает связан с домашним исполнением музыки. Поэтому детские потребности в музыке детерминированы домашней обстановкой развития, увлечениями старших в семье, мотивами их отношения к воспитанию музыкой, свойствами музыкальной среды, где ребенок проходит социализацию.
Родителям важно напоминать, что необходимо включать ребенка в музыку, учить его музицировать, дать ему музыкальное воспитание. То время, которое ребёнок проводит в общении с музыкой, должно быть радостным временем.
Музыкальное воспитание в детском дошкольном учреждении – это организованный педагогический процесс, который ориентирован на формирование музыкальной культуры, совершенствование способностей к музыке детей для того, чтобы выросла творческая личность.
Для более действенных взаимоотношений ДОУ и семьи применяются различные направления и формы организации работы с родителями.
1.Познавательное направление, первоочередными задачами которого являются:
 повышение компетентности родителей по вопросам музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста;
 привлечение семьи в целостное пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.
Здесь можно применять такие формы работы, как общие и групповые родительские собрания; консультации; дни открытых дверей; музыкальные гостиные.
Когнитивные формы организации общения воспитателей с семьей можно применять для того, чтобы познакомить родителей с особенностями музыкального развития детей, целесообразными образовательными методами и приемами для становления у родителей практических навыков и призваны выполнять ведущую роль в развитии психолого-педагогической культуры родителей, а значит, содействуют модификации взглядов родителей на воспитание ребенка в домашних условиях, формируют рефлексию. Родители наблюдают детей в обстановке, которая отличается от домашней, а также следят за ходом его общения с прочими детьми и взрослыми. Участвуя в родительских собраниях, музыкальный руководитель понятно и доступно информирует взрослых о том, что значит музыкальное искусство в интеллектуальном, духовном, эстетическом и физическом развитии детей.
Опыт работы в дошкольных учреждениях обнаруживает, что музыкальные гостиные, как форма работы, является очень действенной, способствует объединению родителей, детей и коллектива детского сада, тем самым улучшить отношения между родителями и детьми, по-новому открыть духовный мир детей, усовершенствовать эмоциональный контакт между ними и родителями.
2. Задачами наглядно – информационного направления являются ознакомление родителей с важнейшими течениями музыкально эстетического воспитания дошкольников в области музыкального воспитания; пропаганда знаний в сфере музыкальной эстетики; привлечение и возбуждение интереса родителей к эстетическому воспитанию своего ребенка.
Формами работы по этому направлению могут быть папки-передвижки по музыкальному воспитанию; информационные проспекты для родителей; фотоотчеты о музыкальных мероприятиях; информация на сайте детского сада.
Данное направление предоставляет возможность предоставить родителям сведения, раскрывающие вопросы музыкального воспитания в доступной форме, родители получают возможность беспристрастнее оценить работу воспитателей в целом, преобразовать методы и приемы семейного воспитания, деликатно упомянуть об обязанностях родителей и ответственности.
Так, в «музыкальных уголках» родители могут получить с информацию и общие знания о музыкальном воспитании и развитии ребенка, особенностях возраста, степени развития и задачах, которые стоят на конкретном этапе музыкального воспитания. Здесь же родители имеют возможность познакомиться с репертуаром, изучить тексты песен, загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, голосовые упражнения и артикуляционную гимнастику.
3.Значительную роль играет и направление досуга, где главными задачами являются: установление эмоционального контакта между воспитателями, родителями, детьми; привлечение семьи в целостное пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.
Для того, чтобы данные задачи были решены, можно использовать такие формы работы, как: праздники, совместные досуги; конкурсы; концерты.
Применение таких форм содействует тому, что при наличии положительной эмоциональной атмосферы родители открываются для диалога, потом педагогам легче устанавливать с ними контакты. Близкие отношения ребенка со взрослыми членами семьи обогащает семейные связи в эмоциональном плане, фиксирует традиции семьи, устанавливает преемственность между поколениями.
Участие семей в конкурсах, проводимых воспитателями, значительно обогащает досуг семей, объединяет всех в совместных делах. Результатом конкурса может стать концерт, где все, кто принимает в нём участие, показывают итоги своего труда, раскрывают тайны и получают награды.
Для эффективной работы руководителя музыкального воспитания, установления целостности в детском образовании, необходимо придерживаться принципа преемственности, подразумевающего непрерывность работы руководителя по музыкальному воспитанию и родителей.
Ещё одним принципом является принцип научности, когда весь материал для консультаций основывается на современных научно-методических разработках в сфере музыкального воспитания;
Принцип доступности, когда все советы и консультации доступны и удобны для родителей;
Принцип сотрудничества – отношения с родителями основываются на взаимопонимании взаимопонимания и уважении;
Принцип комплексности подразумевает применение в работе с родителями методы и приемы в комплексе.
Принцип систематичности, когда сотрудничество руководителя музыкального воспитания с родителями происходит систематически в продолжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Подводя итог, можно сказать, что организация взаимодействия детского сада с семьей – работа сложная, не обладающая готовыми технологиями и рецептами. Её успех состоит в интуиции, инициативе и терпении педагога, его умении стать компетентным помощником в семье. Нужно помнить, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в коллективной деятельности комплексный подход к воспитанию и подготовке детей к школе.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.