выполнила:
Подюкова Наталья Владиславовна
МАДОУ №482
Свердловская область
г. Екатеринбург
Подвижные музыкально–дидактические игры в работе с младшими дошкольниками
Применение на музыкальных занятиях с младшими дошкольниками музыкально-дидактических игр способствует формированию детской заинтересованности. Игровая форма работы позволяет достичь высоких результатов в процессе совершенствования певческих навыков, чувства ритма, музыкального слуха, творческих умений детей, коммуникативных навыков.
Регулярное включение в музыкальные занятия музыкально-дидактических игр позволяет вовлечь в процесс обучения всех детей в группе, оказывая влияние на формирование детской личности. В легко доступной форме дошкольники не только смогут освоить программу, но и стать ценителями музыки, научатся понимать и любить музыку. Таким образом, соблюдаются основные принципы ФГОС.
Цель использования музыкально-дидактических игр в работе с младшими дошкольниками – в интересной, понятной для детей форме способствовать развитию музыкальных способностей, расширить понимание детей о различных средствах выразительности в музыке. Музыкально-дидактические игры, в отличие от пособий предполагают подчинение определенным правилам, наличие сюжета, либо игровых действий. Особенность игр состоит в том, что дети могут применять их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Это в значительной степени стимулирует рост познавательной активности детей. Применение дидактических игр в музыкальной деятельности позволяет детям получить более полное представление о различии регистров, динамических оттенков, музыкальных образов, темпа, ладовых особенностях и других средств выразительности в музыке.
Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников, приведенные ниже, позволяют реализовать на практике современные образовательные технологии. Среди которых:
- технологии здоровьесбережения
-личностно-ориентированные технологии
-игровая технология
Описание подвижных музыкально-дидактических игр
Природа и музыка
Игра помогает развивать тембровый слух
Цель: Освоение детьми различия в звучании природных явлений и музыкальных фрагментов.
Игровой материал: Флеш-накопитель или диск с музыкальными отрывками и явлениями природы, фортепиано
Ход игры. Педагог просит детей внимательно послушать фрагмент и отгадать, что звучит музыка или природное явление: дождь, ветер, гроза, метель, журчание речки, шум моря. Вариант 1: Если дети слышат природные звуки – они топают ногами. Если музыку, им нужно хлопать в ладоши. Вариант 2: Если дети слышат звуки природы, то качаются на месте (маятник). Если музыку – кружатся или двигаются в соответствии с характером музыкального фрагмента.
Примечание: На первоначальном этапе детям необходимо подсказывать. В дальнейшем они могут самостоятельно отличать музыкальные фрагменты.
Покажи динамику в музыке
Игра способствует развитию слухового внимания
Цель: Дети осваивают отличия в громкости звучания и показывают это движениями.
Игровой материал: Бубен, фортепиано
Ход игры: Дети могут находиться на стульчиках, либо стоять, повернувшись лицом к педагогу. Педагог стучит в бубен сначала тихо, затем постепенно наращивая силу звука. Бубен можно заменить музыкальными фрагментами, исполняемыми на фортепиано. В зависимости от громкости звучания дети выполняют заранее обозначенные движения.
Вариант 1: На тихий звук нужно ударять пальчиком о пальчик. На громкий звук выполнять хлопки в ладоши. На очень громкий звук выполнять притопы ногами.
Вариант 2: На тихий звук - легко ударять носочками по полу. На громкий звук - притопы. На очень громкий - прыжки на месте.
Примечание: На первых занятиях дети не могут самостоятельно оценить силу звука. Им необходима подсказка педагога. В дальнейшем ребята смогут выполнять задание без подсказки. Детям можно предложить сравнение силы звучания с явлениями природы: ручеек-речка-море; дождик моросит - сильный дождь - гроза и т.д.
Тихо-громко
Игра направлена на развитие чувства ритма и динамического слуха
Цель: Отмечать движением изменение динамических оттенков. Игровой материал: Флеш-накопитель или диски с музыкальными произведениями, музыкальный центр, фортепиано.
Ход игры: Повернувшись лицом к педагогу, дети стоят.
Вариант 1: При звучании громкой музыки дети топают. На тихую музыку выполняют шлепки по коленям.
Вариант 2: При звучании громкой музыки дети свободно передвигаются по залу. При звучании тихой музыки - прячутся (садятся на корточки и закрывают ладошками глаза)
Игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Зайчик» Г. Галынина, «Марш» Д. Шостаковича, «Танец» А. Гедике
Слушай и танцуй
Игра помогает сформировать представление о различии жанров в музыке.
Цель: Дети должны научиться отличать смену характера музыки, и показать это в движении.
Игровой материал: Флеш-накопитель или диски с музыкальными произведениями, музыкальный центр, фортепиано
Ход игры: Педагог ставит перед детьми задачу внимательного прослушивания музыкальных отрывков. Под марш выполнять марширующие движения, под лёгкую, быструю музыку – бегать, под плясовую – танцевать, под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку). Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (или включает в записи) отрывки музыкальных произведений. Воспитатель показывает детям смену характера движений. При регулярных проведениях данной игры, дети способны самостоятельно различать смену настроения в музыке.
Рекомендуемый музыкальный материал: Ф. Шуберт «Колыбельная», П.И. Чайковский «Колыбельная», «Утреннее размышление», Г. Глюк «Песня без слов», Г. Свиридов «Марш», С. Прокофьев «Марш», А. Петров «Марш», Гаврилин «Тарантелла», И. Штраус «Вечное движение», Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Р. Н. М. «Я на горку шла», «Ах, ты берёза», «Смоленский гусачок», «Барыня».
Куда вы, детки, разбежались?
Цель: развитие звуковысотного слуха, певческих способностей. Игровой материал: карточки не большого размера, где изображены цыплята, гусята, утята. Карточки размером больше, на которых присутствуют курицы, гуси, утки. Флеш-носитель, музыкальный центр, фортепиано.
Ход игры: Дети стоят стайкой возле одной из стен зала, у каждого в руках одна карточка с изображением цыплят, гусят или утят. Педагог объявляет о начале игры и рассказывает: «В одном большом дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами и утка с утятами. Как-то раз испортилась погода, подул сильный ветер и начался проливной дождь. Все жители двора испугались и спрятались. Мамы-птицы поняли, что их дети потерялись. Мама-курица стала звать детей первой». Музыкальный руководитель показывает карточку и поет на нотах «ми», «соль» первой октавы: «Вы, цыплята, отзовитесь, своей маме покажитесь! Ко-ко-ко, убежали далеко!» Дети, в чьих руках карточки цыплят поднимают их и отвечают (поют на ноте «соль» первой октавы): «Ко-ко-ко, мы здесь!». Воспитатель помогает детям на первых занятиях с ответом. Дети подходят к педагогу, отдают карточки, и переходят к другой стене зала, где изображают утят на фоне музыки и садятся.
Педагог продолжает рассказ: «Обрадовалась курочка, что нашла своих цыплят! Далее своих детей начала звать утка: «Вы, утята, отзовитесь, своей маме покажитесь! Кря-кря-кря, кря-кря-кря долго прятаться нельзя!». Дети, в чьих руках карточки утят, поднимают их и отвечают (поют на ноте «соль» первой октавы): «Кря-кря-кря, мы здесь!». Дети подходят к педагогу, отдают карточки, и переходят к другой стене зала, где изображают утят на фоне музыки, затем садятся.
Педагог говорит: «Обрадовалась мама-утка! Последней своих детей стала звать гусыня». На нотах «ми», «соль» первой октавы поет: «Га-га-га, мои гусята, где вы, милые ребята?». Дети, которые держат карточки с изображением гусят, поднимают их и поют на ноте «соль» первой октавы: «Га-га-га, мы здесь!». Затем подходят к педагогу, отдают карточки и присоединяются к остальным детям.
Педагог: «Так мамы нашли своих детей и все были очень рады!».
Примечание: В этой игре музыкальному руководителю должен помогать воспитатель. В качестве музыкального сопровождения можно использовать «Птичник» К. Сен-Санса.
Чудесный мешочек
Цель: развитие у детей музыкальной памяти
Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек; в нем игрушки: зайка, мишка, кошка, собачка, птичка, петушок.
Ход игры: Педагог говорит детям, что сегодня к ним пришли гости, только никто не знает, где они спрятались. Педагог предлагает детям поискать гостей. Вместе с детьми находит необычный мешочек и предлагает посмотреть, не здесь ли гости. Педагог заглядывает в мешочек и говорит: «А вот и наши гости! Кто в мешочке, чтоб узнать, музыкальные загадки нужно отгадать!»
Детям проигрываются на фортепиано знакомые мелодии, характеризующие персонажей. Дети узнают музыку. Педагог достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Под музыку, свободно двигаясь, дети изображают повадки данного персонажа. Игра продолжается, пока все гости не выберутся из мешочка.
Примечание. Игру можно проводить для закрепления пройденного материала. В мешочек достаточно положить 3-4 игрушки.
Сова на охоте
Игра помогает развивать музыкальный слух и способность передачи образов движениями.
Цель: Совершенствование музыкального восприятия и образного мышления.
Игровой материал: обручи, маска совы или игрушка
Ход игры: Дети под музыку изображают заранее обозначенный персонаж (птиц, мышек или зайчат). Под музыку свободно двигаются, танцуют. С остановкой музыки птицам, зайчатам или мышкам необходимо спрятаться в гнезда или норки (обручи, разложенные на полу). Сова вылетает на охоту (педагог в маске или с игрушкой). Она ищет того, кто не спрятался. Игра повторяется 2-3 раза.
Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка в соответствии
с характером образа: И. С. Бах «Шутка», К. Сен-Санс «Птичник», Ж. Ф. Рамо «Пение птиц», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», Э. Григ «Птичка» и др.
Примечание: На первых занятиях воспитатель помогает детям придумывать движения. Обручей должно быть по количеству меньше, чем число детей. С повторением количество обручей можно сокращать.
Регулярное использование на занятиях описанных музыкально-дидактических игр позволяет эффективно раскрывать музыкальные способности у детей младшего дошкольного возраста, повышать эмоциональный настрой, снимать напряжение, а также развивать коммуникативные навыки. Подобная деятельность оказывает положительное влияние на становление детской личности. Соответственно, реализуются основные требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом.