ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Подюкова Наталья Владиславовна

МАДОУ №482

Свердловская область

г. Екатеринбург

Подвижные музыкально–дидактические игры в работе с младшими дошкольниками
Применение на музыкальных занятиях с младшими дошкольниками музыкально-дидактических игр способствует формированию детской заинтересованности. Игровая форма работы позволяет достичь высоких результатов в процессе совершенствования певческих навыков, чувства ритма, музыкального слуха, творческих умений детей, коммуникативных навыков.
Регулярное включение в музыкальные занятия музыкально-дидактических игр позволяет вовлечь в процесс обучения всех детей в группе, оказывая влияние на формирование детской личности. В легко доступной форме дошкольники не только смогут освоить программу, но и стать ценителями музыки, научатся понимать и любить музыку. Таким образом, соблюдаются основные принципы ФГОС.
Цель использования музыкально-дидактических игр в работе с младшими дошкольниками – в интересной, понятной для детей форме способствовать развитию музыкальных способностей, расширить понимание детей о различных средствах выразительности в музыке. Музыкально-дидактические игры, в отличие от пособий предполагают подчинение определенным правилам, наличие сюжета, либо игровых действий. Особенность игр состоит в том, что дети могут применять их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Это в значительной степени стимулирует рост познавательной активности детей. Применение дидактических игр в музыкальной деятельности позволяет детям получить более полное представление о различии регистров, динамических оттенков, музыкальных образов, темпа, ладовых особенностях и других средств выразительности в музыке.
Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников, приведенные ниже, позволяют реализовать на практике современные образовательные технологии. Среди которых:
- технологии здоровьесбережения
-личностно-ориентированные технологии
-игровая технология

Описание подвижных музыкально-дидактических игр

Природа и музыка

Игра помогает развивать тембровый слух
Цель: Освоение детьми различия в звучании природных явлений и музыкальных фрагментов.
Игровой материал: Флеш-накопитель или диск с музыкальными отрывками и явлениями природы, фортепиано
Ход игры. Педагог просит детей внимательно послушать фрагмент и отгадать, что звучит музыка или природное явление: дождь, ветер, гроза, метель, журчание речки, шум моря. Вариант 1: Если дети слышат природные звуки – они топают ногами. Если музыку, им нужно хлопать в ладоши. Вариант 2: Если дети слышат звуки природы, то качаются на месте (маятник). Если музыку – кружатся или двигаются в соответствии с характером музыкального фрагмента.
Примечание: На первоначальном этапе детям необходимо подсказывать. В дальнейшем они могут самостоятельно отличать музыкальные фрагменты.

Покажи динамику в музыке

Игра способствует развитию слухового внимания
Цель: Дети осваивают отличия в громкости звучания и показывают это движениями.
Игровой материал: Бубен, фортепиано
Ход игры: Дети могут находиться на стульчиках, либо стоять, повернувшись лицом к педагогу. Педагог стучит в бубен сначала тихо, затем постепенно наращивая силу звука. Бубен можно заменить музыкальными фрагментами, исполняемыми на фортепиано. В зависимости от громкости звучания дети выполняют заранее обозначенные движения.
Вариант 1: На тихий звук нужно ударять пальчиком о пальчик. На громкий звук выполнять хлопки в ладоши. На очень громкий звук выполнять притопы ногами.
Вариант 2: На тихий звук - легко ударять носочками по полу. На громкий звук - притопы. На очень громкий - прыжки на месте.
Примечание: На первых занятиях дети не могут самостоятельно оценить силу звука. Им необходима подсказка педагога. В дальнейшем ребята смогут выполнять задание без подсказки. Детям можно предложить сравнение силы звучания с явлениями природы: ручеек-речка-море; дождик моросит - сильный дождь - гроза и т.д.

 

Тихо-громко

Игра направлена на развитие чувства ритма и динамического слуха
Цель: Отмечать движением изменение динамических оттенков. Игровой материал: Флеш-накопитель или диски с музыкальными произведениями, музыкальный центр, фортепиано.
Ход игры: Повернувшись лицом к педагогу, дети стоят.
Вариант 1: При звучании громкой музыки дети топают. На тихую музыку выполняют шлепки по коленям.
Вариант 2: При звучании громкой музыки дети свободно передвигаются по залу. При звучании тихой музыки - прячутся (садятся на корточки и закрывают ладошками глаза)
Игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Зайчик» Г. Галынина, «Марш» Д. Шостаковича, «Танец» А. Гедике

Слушай и танцуй

Игра помогает сформировать представление о различии жанров в музыке.
Цель: Дети должны научиться отличать смену характера музыки, и показать это в движении.
Игровой материал: Флеш-накопитель или диски с музыкальными произведениями, музыкальный центр, фортепиано
Ход игры: Педагог ставит перед детьми задачу внимательного прослушивания музыкальных отрывков. Под марш выполнять марширующие движения, под лёгкую, быструю музыку – бегать, под плясовую – танцевать, под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку). Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (или включает в записи) отрывки музыкальных произведений. Воспитатель показывает детям смену характера движений. При регулярных проведениях данной игры, дети способны самостоятельно различать смену настроения в музыке.
Рекомендуемый музыкальный материал: Ф. Шуберт «Колыбельная», П.И. Чайковский «Колыбельная», «Утреннее размышление», Г. Глюк «Песня без слов», Г. Свиридов «Марш», С. Прокофьев «Марш», А. Петров «Марш», Гаврилин «Тарантелла», И. Штраус «Вечное движение», Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Р. Н. М. «Я на горку шла», «Ах, ты берёза», «Смоленский гусачок», «Барыня».

Куда вы, детки, разбежались?

Цель: развитие звуковысотного слуха, певческих способностей. Игровой материал: карточки не большого размера, где изображены цыплята, гусята, утята. Карточки размером больше, на которых присутствуют курицы, гуси, утки. Флеш-носитель, музыкальный центр, фортепиано.
Ход игры: Дети стоят стайкой возле одной из стен зала, у каждого в руках одна карточка с изображением цыплят, гусят или утят. Педагог объявляет о начале игры и рассказывает: «В одном большом дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами и утка с утятами. Как-то раз испортилась погода, подул сильный ветер и начался проливной дождь. Все жители двора испугались и спрятались. Мамы-птицы поняли, что их дети потерялись. Мама-курица стала звать детей первой». Музыкальный руководитель показывает карточку и поет на нотах «ми», «соль» первой октавы: «Вы, цыплята, отзовитесь, своей маме покажитесь! Ко-ко-ко, убежали далеко!» Дети, в чьих руках карточки цыплят поднимают их и отвечают (поют на ноте «соль» первой октавы): «Ко-ко-ко, мы здесь!». Воспитатель помогает детям на первых занятиях с ответом. Дети подходят к педагогу, отдают карточки, и переходят к другой стене зала, где изображают утят на фоне музыки и садятся.
Педагог продолжает рассказ: «Обрадовалась курочка, что нашла своих цыплят! Далее своих детей начала звать утка: «Вы, утята, отзовитесь, своей маме покажитесь! Кря-кря-кря, кря-кря-кря долго прятаться нельзя!». Дети, в чьих руках карточки утят, поднимают их и отвечают (поют на ноте «соль» первой октавы): «Кря-кря-кря, мы здесь!». Дети подходят к педагогу, отдают карточки, и переходят к другой стене зала, где изображают утят на фоне музыки, затем садятся.
Педагог говорит: «Обрадовалась мама-утка! Последней своих детей стала звать гусыня». На нотах «ми», «соль» первой октавы поет: «Га-га-га, мои гусята, где вы, милые ребята?». Дети, которые держат карточки с изображением гусят, поднимают их и поют на ноте «соль» первой октавы: «Га-га-га, мы здесь!». Затем подходят к педагогу, отдают карточки и присоединяются к остальным детям.
Педагог: «Так мамы нашли своих детей и все были очень рады!».
Примечание: В этой игре музыкальному руководителю должен помогать воспитатель. В качестве музыкального сопровождения можно использовать «Птичник» К. Сен-Санса.

Чудесный мешочек
Цель: развитие у детей музыкальной памяти
Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек; в нем игрушки: зайка, мишка, кошка, собачка, птичка, петушок.
Ход игры: Педагог говорит детям, что сегодня к ним пришли гости, только никто не знает, где они спрятались. Педагог предлагает детям поискать гостей. Вместе с детьми находит необычный мешочек и предлагает посмотреть, не здесь ли гости. Педагог заглядывает в мешочек и говорит: «А вот и наши гости! Кто в мешочке, чтоб узнать, музыкальные загадки нужно отгадать!»
Детям проигрываются на фортепиано знакомые мелодии, характеризующие персонажей. Дети узнают музыку. Педагог достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Под музыку, свободно двигаясь, дети изображают повадки данного персонажа. Игра продолжается, пока все гости не выберутся из мешочка.
Примечание. Игру можно проводить для закрепления пройденного материала. В мешочек достаточно положить 3-4 игрушки.

Сова на охоте

Игра помогает развивать музыкальный слух и способность передачи образов движениями.
Цель: Совершенствование музыкального восприятия и образного мышления.
Игровой материал: обручи, маска совы или игрушка
Ход игры: Дети под музыку изображают заранее обозначенный персонаж (птиц, мышек или зайчат). Под музыку свободно двигаются, танцуют. С остановкой музыки птицам, зайчатам или мышкам необходимо спрятаться в гнезда или норки (обручи, разложенные на полу). Сова вылетает на охоту (педагог в маске или с игрушкой). Она ищет того, кто не спрятался. Игра повторяется 2-3 раза.
Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка в соответствии
с характером образа: И. С. Бах «Шутка», К. Сен-Санс «Птичник», Ж. Ф. Рамо «Пение птиц», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», Э. Григ «Птичка» и др.
Примечание: На первых занятиях воспитатель помогает детям придумывать движения. Обручей должно быть по количеству меньше, чем число детей. С повторением количество обручей можно сокращать.

Регулярное использование на занятиях описанных музыкально-дидактических игр позволяет эффективно раскрывать музыкальные способности у детей младшего дошкольного возраста, повышать эмоциональный настрой, снимать напряжение, а также развивать коммуникативные навыки. Подобная деятельность оказывает положительное влияние на становление детской личности. Соответственно, реализуются основные требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.