ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Толмачева Расиля Ришатовна

МБОУ СОШ № 5

Свердловская область

г. Алапаевск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5

Программа
коррекционно-развивающих занятий «Коммуникативные навыки» для детей с ЗПР

Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
• Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (

Актуальность.
Известно, что общение ребенка с окружающими взрослыми те только условие, но и главный источник его психического развития. Ребенок не может стать нормальными человеком, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Все это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого опыта.
В истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми (например, дети-Маугли). Последствия были трагичными. Такие дети не овладевают способами общения с людьми, социального поведения, обнаруживают низкий уровень психического развития и практически не могут адаптироваться в человеческом обществе.
Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. И чем меньше ребенок, тем большее значение для понимания особенностей формирования психики ребенка.
Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам: к классу, спортивной команде, к отряду скаутов и т.д. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко "плохое" поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание.
Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они "не такие как все", но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.
Общая характеристика коррекционно-развивающей программы
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «коммуникативные навыки» разработана на основе:
• Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие;
• Прутченков Л.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополнен. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001 г.

Программа коррекционно – развивающих занятий «Коммуникативные навыки » обращена к актуальной проблеме социализации детей с ОВЗ.

Цели – способствовать обучению детей основным навыкам общения и функционирования в обществе с целью развития у них положительного отношения к окружающим и эффективной социальной адаптации.
Задачи :
1.. Формирование основных навыков общения
2. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.

Программа основана на следующих принципах:

1.Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
2.Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
3.Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
4.Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
5.Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для детей 8 - 11 лет.
Срок реализации - 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения во 2 и 3 классе 34 занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Общая структура занятия

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.
Практические занятия.
Рассказ педагога и рассказы детей.
Беседы, дискуссии.
Конкурсы, викторины, игры.
Просмотр презентаций Power Point.
Творческие задания.
Прочтение и обсуждение темы произведения.

Виды и формы контроля
Не оценивается.

Метапредметные результаты

1.Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой, краеведением, декоративно-прикладным искусством;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

 

Тематическое планирование.

№ Содержание занятия. Задачи.
1 Упражнение “Знакомство”.
Упражнение “Да и нет”.
Упражнение “Неожиданные картинки”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
2 Упражнение «Приветствие»
Упражнение «Знакомство-2»
Упражнение “Клубочек”.
Упражнение “Я помогаю другим”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
3 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Мы все чем-то похожи”.
Упражнение “Биография друга”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
4 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Дотронься до …”
Упражнение “Таинственный незнакомец”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
5 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Небоскреб”.
Упражнение “Ты мне нравишься”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
6 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Поделись с ближним”.
Упражнение “Ветер дует на …”.
Упражнение “Что я люблю делать”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
7 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Будь дружелюбным”.
Упражнение “Хороший друг”.
Упражнение “Сочиним историю”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
8 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Браво”.
Упражнение “Рецепт приготовления друга”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
9 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Браво”.
Упражнение “Рецепт приготовления друга”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
10 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе”.
Упражнение “Дружба начинается с улыбки”.
Упражнение “Кого не хватает?”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
11 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Смешное приветствие”.
Упражнение “Волшебная палочка”.
Упражнение “Комплименты”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
12 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Десять вопросов”.
Упражнение “Друг к дружке”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
13 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Доброе утро”.
Упражнение “На что похоже настроение”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
14 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Акулы и матросы”.
Упражнение “Что важно для меня”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
15 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Волшебная подушка”.
Упражнение “Строим цифры”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
16 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Копилка хороших поступков”.
Упражнение “Личные письма”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
17 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Любимые вещи”.
Упражнение “Есть или нет”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
18 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Подарок, который невозможно купить”.
Упражнение “Корабль среди скал”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
19 Упражнение «Приветствие»
Упражнение “Сделай родителей счастливыми”.
Упражнение “Передай мяч”.
Упражнение “Откровенно говоря …”.
Прощание. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
20 Заключительное занятие. 1. Снижение личностной тревожности и повышение самооценки.
2. Формирование основных навыков общения.
3. Развитие доверия к окружающим.
4. Формирование чувства принадлежности к группе.
Литература
1. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89, 2004.
2. Кипнис М. Тренинг лидерства. М.: Ось-89, 2004.
3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во “Речь”, 2001.
5. Практика сказкотерапии / Под. ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004.
6. Прутченков Л.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополнен. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.
7. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 1998

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.