ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Иванова Светлана Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ № 41 «Ивушка» г. Калуги

Всегда между воспитателями и музыкальным руководителем стояла проблема взаимодействия. Как вести себя воспитателям на музыкальном занятии? На какую их помощь может рассчитывать музыкальный руководитель?
Изложенный материал – итог личных наблюдений за годы работы
в различных ДОО и опыт старших и более опытных музыкальных руководителей, которым они делятся с молодыми коллегами
на методических объединениях.
Итак, что делать и как себя вести должен воспитатель в ходе типового фронтального музыкального занятия? (Позвольте использовать этот термин для обозначения одной единицы образовательной деятельности, пока более адекватного названия ему не предложено.)

Во-первых, воспитатель должен понимать, что музыкальное, а также физкультурное и всякое другое занятие, проводимое специалистом, где занята вся группа детей, - это рабочее время воспитателя. И уходить, оставив детей только со специалистом, - недопустимо. В ходе дальнейшей работы над песенным и танцевальным репертуаром помощь воспитателя будет неоценима.
Очень важен эмоциональный настрой, созданный воспитателем перед занятием. Поэтому перед встречей с музыкой лучше избегать серьёзной работы над дисциплиной.
Дети должны быть обуты строго в чешки, девочки одеты в платья (юбки) – это важно для танцев (гендерные различия), волосы должны быть убраны.
В начале занятия дети строятся по росту мальчик-девочка, у них должно быть постоянное определённое место.

В первой части занятия роль воспитателя довольно велика:
он участвует в показе всех видов упражнений, в разучивании новых движений наряду с музыкальным руководителем.
Поскольку воспитатель не сидит за инструментом, он видит всех детей
и по ходу занятия делает соответствующие замечания и указания.
Воспитатель демонстрирует точные, красивые образцы движений во всех видах упражнений за исключением образных, где мы даём свободу творчества детям. Воспитатель включается в пару с ребёнком, если количество детей нечётное.

Во второй части занятия воспитатель не столь активен.
В процессе слушания он на личном примере показывает, как надо слушать музыку, когда требуется, делает замечания (но только жестом, взглядом, т. к. во время звучащей музыки разговаривать нельзя - нарушается целостность восприятия), следит за дисциплиной. Дети сидят так: девочки – сзади, мальчики – впереди.

В разделе «пение» при разучивании песни воспитатель поёт вместе
с детьми, показывая правильную артикуляцию и грамотное произношение.
Нельзя учить слова песни как стихи — без пения, иначе дети
в дальнейшем так и будут скандировать, а не петь. Если песня уже достаточно хорошо выучена, воспитатель может подпевать лишь в трудных местах.
И только с маленькими детьми (1 и 2 младшие группы) нужно петь постоянно, т. к. они ещё не имеют опыта хорового исполнения.

В играх воспитатель даёт разъяснения, делает замечания по ходу игры; с малышами играет на всех этапах разучивания игры.
В сюжетных играх воспитатель берёт на себя одну из ролей или наблюдает за ходом игры, за соблюдением правил и т. д.
Во время танцев воспитатель показывает новые движения в паре
с музыкальным руководителем – под пение, с ребёнком – под пианино. Когда танец уже выучен, воспитатель подсказывает, где что-то не получается
и над какими движениями нужно поработать в дальнейшем.
В зависимости от возраста детей поведение воспитателя
на музыкальных занятиях различно.
Воспитатель 1-й и 2-й младших групп создаёт соответствующий эмоциональный настрой, он активный участник на занятии, показывает движения в упражнениях и танцах во время разучивания; эмоционально реагирует на содержание песен, мимикой и жестами передаёт их содержание, поёт, играет вместе с детьми, водит хороводы, в сюжетных играх исполняет главные роли. Он видит каждого ребёнка в процессе всего занятия, активно ему помогает; во время пения и слушания сидит напротив детей.
У воспитателя средней группы задачи те же, что и в младшем возрасте, а функции несколько иные: т. к. возросла самостоятельность детей, воспитатель действует по необходимости. Например, дети могут сами маршировать, бегать, а взаимодействовать в парах и выполнять перестроения им ещё трудно. Педагог им что-то напоминает, указывает на ошибки; при разучивании песен, танцев, игр показывает отдельные элементы. Если репертуар выучен, воспитатель тактично даёт оценку деятельности детей, доучивает что-то с ними в группе, контролирует процесс. Воспитатель средней группы сидит напротив детей, всё им показывает, поёт вместе
с ними.
Воспитатель старшей и подготовительной групп в основном выполняет контролирующие функции: следит за тем, как дети поют, танцуют, выполняют упражнения и насколько творчески проявляют себя в различных видах деятельности; отмечает ошибки, чтобы в индивидуальной работе
их исправить, действует по рекомендациям музыкального руководителя. Сидит сбоку от детей, выбирает водящих, распределяет роли, контролирует процесс.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Праздничные утренники - это Новый год, 8 марта и Выпускной вечер, всё остальное – развлечения, поэтому приглашать на развлечения родителей необязательно, они проводятся для детей, а не для публики.
Утренник – это итог совместной работы всего коллектива,
а не бенефис музыкального руководителя. В установке и украшении ёлки
и зала принимает участие весь педагогический коллектив. Обеспечить опрятный внешний вид детей (чешки, причёска, одежда или костюм), поставить нужное количество стульчиков, разложить приготовленные заранее в достаточном количестве атрибуты, в нужное место положить угощение для детей, взять у костюмера, примерить
и проконтролировать степень готовности и пригодности костюмов – всё это обязанность воспитателя. Музыкальный руководитель может
в этом помочь воспитателю, но проконтролировать одну свою группу воспитателю гораздо легче, чем музыканту несколько групп.
На утреннике обязательно присутствие обоих воспитателей группы – одна – ведущая, другая смотрит за детьми, помогает надеть шапочки, раздать атрибуты, вовремя вывести героя. Если один воспитатель играет роль, то помочь можно и нужно попросить младшего воспитателя, проинструктировав его о корректной форме пресечения незапланированных моментов и правильной форме одежды на утреннике - никаких халатов
и шлёпанцев, а нарядный вид и туфли.

Успех утренника зависит от хорошего взаимодействия всех участников образовательного процесса. И тогда все получат удовольствие от совместного творчества!

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.