выполнила:
Иванова Светлана Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ № 41 «Ивушка» г. Калуги
Всегда между воспитателями и музыкальным руководителем стояла проблема взаимодействия. Как вести себя воспитателям на музыкальном занятии? На какую их помощь может рассчитывать музыкальный руководитель?
Изложенный материал – итог личных наблюдений за годы работы
в различных ДОО и опыт старших и более опытных музыкальных руководителей, которым они делятся с молодыми коллегами
на методических объединениях.
Итак, что делать и как себя вести должен воспитатель в ходе типового фронтального музыкального занятия? (Позвольте использовать этот термин для обозначения одной единицы образовательной деятельности, пока более адекватного названия ему не предложено.)
Во-первых, воспитатель должен понимать, что музыкальное, а также физкультурное и всякое другое занятие, проводимое специалистом, где занята вся группа детей, - это рабочее время воспитателя. И уходить, оставив детей только со специалистом, - недопустимо. В ходе дальнейшей работы над песенным и танцевальным репертуаром помощь воспитателя будет неоценима.
Очень важен эмоциональный настрой, созданный воспитателем перед занятием. Поэтому перед встречей с музыкой лучше избегать серьёзной работы над дисциплиной.
Дети должны быть обуты строго в чешки, девочки одеты в платья (юбки) – это важно для танцев (гендерные различия), волосы должны быть убраны.
В начале занятия дети строятся по росту мальчик-девочка, у них должно быть постоянное определённое место.
В первой части занятия роль воспитателя довольно велика:
он участвует в показе всех видов упражнений, в разучивании новых движений наряду с музыкальным руководителем.
Поскольку воспитатель не сидит за инструментом, он видит всех детей
и по ходу занятия делает соответствующие замечания и указания.
Воспитатель демонстрирует точные, красивые образцы движений во всех видах упражнений за исключением образных, где мы даём свободу творчества детям. Воспитатель включается в пару с ребёнком, если количество детей нечётное.
Во второй части занятия воспитатель не столь активен.
В процессе слушания он на личном примере показывает, как надо слушать музыку, когда требуется, делает замечания (но только жестом, взглядом, т. к. во время звучащей музыки разговаривать нельзя - нарушается целостность восприятия), следит за дисциплиной. Дети сидят так: девочки – сзади, мальчики – впереди.
В разделе «пение» при разучивании песни воспитатель поёт вместе
с детьми, показывая правильную артикуляцию и грамотное произношение.
Нельзя учить слова песни как стихи — без пения, иначе дети
в дальнейшем так и будут скандировать, а не петь. Если песня уже достаточно хорошо выучена, воспитатель может подпевать лишь в трудных местах.
И только с маленькими детьми (1 и 2 младшие группы) нужно петь постоянно, т. к. они ещё не имеют опыта хорового исполнения.
В играх воспитатель даёт разъяснения, делает замечания по ходу игры; с малышами играет на всех этапах разучивания игры.
В сюжетных играх воспитатель берёт на себя одну из ролей или наблюдает за ходом игры, за соблюдением правил и т. д.
Во время танцев воспитатель показывает новые движения в паре
с музыкальным руководителем – под пение, с ребёнком – под пианино. Когда танец уже выучен, воспитатель подсказывает, где что-то не получается
и над какими движениями нужно поработать в дальнейшем.
В зависимости от возраста детей поведение воспитателя
на музыкальных занятиях различно.
Воспитатель 1-й и 2-й младших групп создаёт соответствующий эмоциональный настрой, он активный участник на занятии, показывает движения в упражнениях и танцах во время разучивания; эмоционально реагирует на содержание песен, мимикой и жестами передаёт их содержание, поёт, играет вместе с детьми, водит хороводы, в сюжетных играх исполняет главные роли. Он видит каждого ребёнка в процессе всего занятия, активно ему помогает; во время пения и слушания сидит напротив детей.
У воспитателя средней группы задачи те же, что и в младшем возрасте, а функции несколько иные: т. к. возросла самостоятельность детей, воспитатель действует по необходимости. Например, дети могут сами маршировать, бегать, а взаимодействовать в парах и выполнять перестроения им ещё трудно. Педагог им что-то напоминает, указывает на ошибки; при разучивании песен, танцев, игр показывает отдельные элементы. Если репертуар выучен, воспитатель тактично даёт оценку деятельности детей, доучивает что-то с ними в группе, контролирует процесс. Воспитатель средней группы сидит напротив детей, всё им показывает, поёт вместе
с ними.
Воспитатель старшей и подготовительной групп в основном выполняет контролирующие функции: следит за тем, как дети поют, танцуют, выполняют упражнения и насколько творчески проявляют себя в различных видах деятельности; отмечает ошибки, чтобы в индивидуальной работе
их исправить, действует по рекомендациям музыкального руководителя. Сидит сбоку от детей, выбирает водящих, распределяет роли, контролирует процесс.
Перейти к публикациям для педагогов
Праздничные утренники - это Новый год, 8 марта и Выпускной вечер, всё остальное – развлечения, поэтому приглашать на развлечения родителей необязательно, они проводятся для детей, а не для публики.
Утренник – это итог совместной работы всего коллектива,
а не бенефис музыкального руководителя. В установке и украшении ёлки
и зала принимает участие весь педагогический коллектив. Обеспечить опрятный внешний вид детей (чешки, причёска, одежда или костюм), поставить нужное количество стульчиков, разложить приготовленные заранее в достаточном количестве атрибуты, в нужное место положить угощение для детей, взять у костюмера, примерить
и проконтролировать степень готовности и пригодности костюмов – всё это обязанность воспитателя. Музыкальный руководитель может
в этом помочь воспитателю, но проконтролировать одну свою группу воспитателю гораздо легче, чем музыканту несколько групп.
На утреннике обязательно присутствие обоих воспитателей группы – одна – ведущая, другая смотрит за детьми, помогает надеть шапочки, раздать атрибуты, вовремя вывести героя. Если один воспитатель играет роль, то помочь можно и нужно попросить младшего воспитателя, проинструктировав его о корректной форме пресечения незапланированных моментов и правильной форме одежды на утреннике - никаких халатов
и шлёпанцев, а нарядный вид и туфли.
Успех утренника зависит от хорошего взаимодействия всех участников образовательного процесса. И тогда все получат удовольствие от совместного творчества!