Выполнила:
Шайдурова Ольга Ивановна
музыкальный руководитель
МБДОУ д\с№70 «Солнышко»
Бурятия
г. Улан-Удэ
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей.
Каждый музыкальный руководитель, постоянно задумывается о том, какие новые формы и методы обучения он может использовать в своей работе. Задача педагога - воспитать в ребёнке творческое начало, творческое мышление. Сейчас мы педагоги имеем возможность не только выбирать из многих программ и технологий наиболее интересную, но и проявить своё творчество, мастерство и фантазию. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. В своей работе я использую современные технологии, такие как: здоровьесберегающая технология; элементарные формы музыкальной импровизации; эстетотерапия; эвритмия. (Это уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой.
Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии: песенки-распевки; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; пальчиковые игры; музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки, а также музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.
Одной из форм элементарной музыкальной импровизации которую я использую, являются коммуникативные танцы. Коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей с ОВЗ, вовлекая ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук. Координационно-подвижные музыкальные игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. В своей работе нередко использую анимационные танцы и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников. Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)
Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности на занятиях, праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию; во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). Занятия становятся увлекательными и интересными для детей; слушание, пение, дидактические игры всё это подкрепляется видео просмотром презентаций, клипов и др. С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш – в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др.
Следующая форма «Хор рук» интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Игры звуками - выделяют условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума. В музыкальной деятельности с детьми необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, «Ритмяшки» И. Бариновой способствуют развитию у детей чувства ритма и формированию элементарной музыкальной грамотности. Работа над ритмом с помощью этих игр доставляет детям удовольствие, так как проходит в привлекательной для них игровой форме, с использованием доступного, яркого иллюстративного материала. Дети видят яркие картинки, собранные в видеоряд, условно изображающие знакомый им ритмический рисунок, слышат музыку, сопровождающую этот видеоряд, и исполняют этот ритмический рисунок либо звучащими жестами, либо игрой на шумовых музыкальных инструментах. На специализированных музыкально-ритмических занятиях стараюсь развивать не только двигательные навыки детей, (координацию движений, умение управлять своим телом, передавать через мимику, жесты, пантомиму свои чувства), но и память, воображение и т.д. Дети с большим интересом откликаются на игры, этюды психогимнастики, аутотренинга. Её основной акцент – обучение технике выразительных движений, воспитание эмоций, приобретение навыков в само расслаблении. Выразительность движений включает мимику («Солёный чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка»), жесты («Рисунок на стекле», «Что я делаю», «Грязная бумажка»), в пантомимике использую сравнения (Цветы, зоопарк, дождь и т.д.) Упражнения на аутотренинг «Пальма» - расслабление рук, ног; «Легкие и тяжелые руки», «Насос и мяч» и на полное расслабление и напряжение: «Тепло-холодно», «Солнце – снег», «Юг- Северный полюс». Дети учатся расслабляться в этом помогает релаксация на специально подобранную музыку в сопровождении рассказа или сюжета.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
● дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
● дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
● музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Педагог такой творческой профессии, как музыкальный руководитель, должен постоянно пополнять свои знания, накапливать практический и теоретический материал, самосовершенствоваться, расширять свой кругозор, тогда будет радостнее и красочнее связь с детьми.
Литература:
1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
2. Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»
3. Ветлугина Н.А,.Кенеман А.В «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М:Просвещение, 1983
4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.