выполнила:
Поплевина Елена Александровна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 70,
г.Улан-Удэ
ИГРУШЕЧКИ ГОВОРУШЕЧКИ
Аннотация: в данной статье рассматривается использование многофункциональной ширмы для работы с детьми логопедической группы
Ключевые слова: развитие речи, мелкой моторики, игры.
Введение
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая и правильная речь – это очень важное условие всестороннего, полноценного развития детей. Она способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ей, человек развивается. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проблема в том, что, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы способствуем не только правильному развитию речи, но и развитию творческого воображения, мышления, зрительной памяти. Через различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность, ловкость, гибкость, что в дальнейшем помогает детям овладеть навыками письма.
Конечно же, если детей попросить, просто поиграть с горохом, палочками и т.д., что-то выложить - они это сделают, но это будет не так интересно и увлекательно. А вот если предложить игры, изготовленные из подручных материалов самим ребёнком, главной останется уникальность — ведь они будут выполнены с огромной нежностью и каждая по-своему будет уникальна. Для развития мелкой моторики есть множество различных игр. В своей статье я представлю многофункциональное пособие, которое стало обобщением моей работы в нём представлены несколько вариантов игр, которые я разработала и сделала своими руками из подручных материалов.
Цель: создание условий в детском саду для развития речи и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду логопедического кабинета;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством игр;
3. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Описание работы
В данном пособии я обобщила опыт своей работы за полтора года. В него вошли игры на развитие мелкой моторики:
1. Шнуровки
2. Коврик на развитие мелкой моторики «Путешествие в сказку».
3. Дидактическая игра «Собери цветок».
4. Шнурочки правильного произношения
5. Волшебные бусы из солёного теста, которые слепили сами дети.
6. Коврик «Разноцветные фигуры»
7. Рамки с вкладышами
8. Дидактическая игра по дифференциации звуков.
9. Дидактическое пособие «В гостях у сказки»
Каждое из представленных дидактических пособий направлено на коррекцию и развитие тех или иных качеств дошкольника. Так, например, занимаясь со шнуровками, ковриком на развитие мелкой моторики «Путешествие в сказку», бусами из солёного теста мы развиваем мелкую моторику, координацию, внимание, память, осваиваем навык шитья, подготавливаем руки к письму, развиваем усидчивость, внимания и умение добиваться поставленной цели.
В дидактической игре «Собери цветок» учимся составлять целый предмет из частей.
Шнурочки правильного произношения помогают автоматизировать звуки и слогов в словах. (при каждом повороте называть звук, слог)
Коврик «Разноцветные фигуры» помогает ребёнку запомнить такие понятия, как вправо-влево, вверх-вниз; учит ориентироваться на коврике, закрепить цвета и фигуры.
В дидактической игре «рамка с вкладышами» ребёнку нужно разместить вкладыши разной формы и величины в соответствующие гнезда
Дидактическая игра по дифференциации звуков развивает фонематического восприятия, дифференциация звуков, обогащение словарного запаса.
Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Театральные игры являются важнейшим фактором, развития у детей связной речи. В театральной игре «В гостях у сказки» каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и др... Придумывают небольшие сценки, диалоги действующих лиц, сказки знакомятся с приемами кукловождения.
Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Весь подготовленный материал, играет положительную роль в развитии мелкой моторики, а также в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
Использованная система, как показывает практика даёт положительный результат в работе по развитию речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»
2. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики-развиваем речь»
3. Кольцова М. Ребёнок учится говорить., М., 1998.
4.Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.
5.Прищепина С., Попкова Н. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей// Дошкольное воспитание.-2005.-№1.
6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1999.
Перейти к публикациям для педагогов