ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Баркалова Елена Николаевна

Воспитатель

МБДОУ №70 «Солнышко»

Республика Бурятия

город Улан-Удэ

«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)
Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его развитие путём воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, т. к. именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Семья – это привычки и традиции. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.
Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. обычаи – установившиеся, привычные формы поведения;
2. традиции – переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи;
3. отношения: сердечные чувства и настроения;
4. правила – образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки доброй благочестивой жизни;
5. распорядок – установленный порядок в течение дня, недели, года.
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
• Одной из важных традиций являются семейные праздники.
Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов способствует обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры, учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций.
• Семейные истории. Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
• Творческие посиделки в семье. В процессе общения и совместного творчества ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.
• Экскурсия выходного дня. Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений – ребёнок становится вдумчивым, чувствующим зрителем и соучастником.
• Очень хорошей традицией является ведение летописи своей семьи, её предков, которую можно оформлять в фотографиях.
• Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности. Дети обязательно должны тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом случае дети чувствуют искренний интерес к себе.
• Традиция читать на ночь книги и обсуждать прочитанное формирует мировоззрение ребенка, помогает понять причины поступков людей. Дети вместе с взрослыми размышляют о добре и зле, что развивает способность сопереживать, понимать причины, того или иного поступка.
Мы видим, что роль семейных традиций в жизни ребенка очень важна и позволяет: гордиться детям своей семьей; дают возможность проявления положительных эмоций; обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их; сохраняется и укрепляется связь между поколениями; играют огромную роль в системном, планомерном и обдуманном воспитании детей.
Особое внимание уделяется взаимодействию с семьей по вопросам возрождения народных традиций в семейном воспитании. Одной из задач современной системы образования является приобщение новых поколений к исторической памяти народа, а значит, и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.
В Федеральных государственных образовательных стандартах говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход с учетом социального статуса, микроклимата семьи, родительской заинтересованности.
Согласно ФГОС задачами педагога в дошкольном учреждении являются:
• Развить у родителей интерес к данной проблеме, найти способы поддержать этот интерес посредством новых форм работы, в которых родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и с педагогами.
• Развивать интерес у детей к малой родине и Отечеству в целом. Дать им представление о социокультурных ценностях нашего народа, о его традициях и праздниках. Рассказать о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, знакомить детей: с народной игрушкой, одеждой, посудой. Продолжать формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Дать детям элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), через реконструкцию образа жизни разных времен (одежда, утварь, традиции). Расширять представления дошкольников о нашем общем доме на планете Земля.
В своей работе по взаимодействию с родителями предлагаю использовать следующие нетрадиционные формы по духовно-нравственному воспитанию детей:
1. Создание мини-музея «Игрушки из прошлого»
2. Создание кружка «Музыкальное наследие» с использованием традиционных народных музыкальных инструментов
3. Организация семейных праздников и мини-спектаклей
4. Проведение традиционных народных праздников и гуляний
5. Организация клуба «Семейный очаг» в рамках которого проводится мастер-класс
6. Изготовление из различных материалов: ангелов, тряпичной куклы, других поделок
7. Проведение семейных смотров и конкурсов: «Дары природы», «С чем приходит новый год», «Книжки–малышки»
8. Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Моя семья»
9. Организация фотовыставки «Мой папа – солдат», «Мамочка любимая» и т.п.
10. Создание семейных проектов – «Как мы провели лето», «Наши увлечения» и т.п.
На протяжении учебного года необходимо проводить активную работу с детьми по их духовно-нравственному воспитанию посредством: художественно-творческой, досуговой и спортивно-развлекательной деятельности.
На мой взгляд, взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания детей способно сформировать у дошкольников прочный фундамент любви к традиционным культурным ценностям, семье и отечеству.
Уверена, что равноправное творческое и активное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, является залогом полноценного духовно-нравственного развития ребёнка. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их!

Список использованной литературы
1. Болдырева Н.Г., Зверева Л.А., Рябинина С.И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников// Молодой ученый. – 2015. – №22. – С.155.
2. Проскурина Т.Д. Русские писатели XIX века о семье: моногр. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. – 260с.
3. Свалова Е.В. Формирование у воспитанников представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором// Инновационные педагогические технологии: материал IV международ.научн.конф. – Казань: Бук., 2016. - 226

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.