выполнила:
Бондарева Ирина Дикрановна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 "Чебурашка "
г. Туапсе
Развитие умственных способностей у детей старшей группы в системе дидактических игр
Цель: разработка педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования умственных способностей у старших дошкольников в процессе дидактических игр.
Задачи:
1.Разработать содержание и методы по формированию умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
- Создать целостную систему игр по формированию умственных способностей у старших дошкольников.
- Создать игровое развивающее пространство для детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи были проанализированы научные исследования и педагогический опыт по данной проблеме А.А. Столяр, А.М. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой и А.А.Смоленцевой и др.
Таблица 10. Система педагогической работы по формированию умственных способностей посредством дидактической игры
Тема дидактической игры |
Цели, задачи |
Круг |
Цели: закрепить понятия: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые; познакомить с геометрической фигурой – кругом; коррекция произвольной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. |
Квадрат |
Цели: познакомить с новой геометрической фигурой, учить находить ее среди других. |
Дифференциация круг - квадрат |
Цели: познакомить с новой геометрической фигурой – квадратом; учить различать и называть круг и квадрат; закреплять понятия «один» и «много». |
Треугольник |
Цели: познакомить с новой геометрической фигурой; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. |
Треугольники |
Цели: закрепить термин «треугольник»; учить находить знакомые фигуры среди других; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; воспитание мотивации к учению. |
Геометрические фигуры |
Цели: упражнять в умении различать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг; продолжать учить сравнивать предметы по длине и ширине, обозначать словами результат: «длиннее», «короче», «шире», «уже», «равные по ширине», «равные по длине». |
Свойства предметов (цвет и форма) |
Цель: формировать умение выявлять свойства предметов, находить общее свойство предметов (цвет, форма). |
Сравнение геометрических фигур по цвету, размеру и форме (круг, треугольник, квадрат) |
Цели: учить различать и называть знакомые геометрические фигуры. |
Весна в нашем городе |
Цели: закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.). Продолжать учить классификации геометрических фигур (по форме, величине, цвету). Учить простым способам моделирования геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых фигур из частей различных геометрических фигур, придумывания их названий. |
Вечер развлечений «Путешествие в страну чудес» |
Цели: в игровой, непринужденной форме закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.). Продолжать учить классификации геометрических фигур (по форме, величине, цвету). Учить простым способам моделирования геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых фигур из частей различных геометрических фигур, придумывания их названий. |
Математический вечер досуга |
Цели: в игровой, непринужденной форме закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.). Продолжать учить классификации геометрических фигур (по форме, величине, цвету). Учить простым способам моделирования геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых фигур из частей различных геометрических фигур, придумывания их названий. |
Игры на составление объемных фигур из кубиков |
«Монгольская игра» «Колумбово яйцо» «Куб-хамелеон» «Уголки» |
«Целое и части» |
В игре предлагаются детали, которые необходимо распечатать и вырезать. Поля для игры №№1,2,3: необходимо собрать достопримечательности по образцу. Поля №№11,22,33: необходимо собрать постройки по замыслу либо по памяти. |
«Золотое кольцо России» |
Части поля необходимо заламинировать и соединить. |
«Города» |
Карточки для игры необходимо разрезать. Детям предлагается соединить в пары город и тень (контур) этого города. |
«Четвёртый лишний» |
В игре предлагаются поля (размер А4): Волгоград, Краснодар, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, а также разрезные карточки. Необходимо найти лишнее изображение на каждом поле и заменить его, выбрав соответствующую карточку среди разрезных. |
«Поля для игры» |
Предложены различные поля для самостоятельного создания детьми настольных игр. |
Система педагогической работы по формированию умственных способностей в свободной деятельности
В первом блоке мы формировали уверенность в себе, для этого мы использовали игры для положительной самооценки, а также для понимания других людей и самого себя.
Во втором блоке мы через игру формировали чувства, желание, взгляды. Игровые упражнения направлены распознавать по внешним признакам различное состояние и их причины, снятие тревожности и агрессии.
Третий блок мы уделили социальным навыкам. Где в игре мы формировали межличностные отношения детей, нормам и правилам общения, сплочению группы.
Для улучшения и закрепления социально-эмоциональных навыков мы в конце каждого блока использовали игру-драматизацию.
1 блок
«Знакомство»
Цель: активизировать работу детей, установить доверительные отношения внутри группы, выявить лидеров.
План:
- Игра «Рукопожатие»
- Игра «Имя +».
- Игра «Передел земли».
- Игра «Мышка».
«Индивидуальность»
Цель: формирование устойчивой самооценки, введение приемов неспецифической профилактики формирования вредных привычек у старших дошкольников, помощь ребенку в осознании здоровья как главной ценности в жизни, за которую он отвечает.
План:
- Игра «Ты мне нравишься тем, что…».
- Игра «Как мы устроены».
- Игра «Дружная семейка».
- Игра с зеркалом «Похвали себя»
«Мои хорошие привычки»
Цель: формирование здоровых привычек.
План:
- Игра «Я рисую тебя».
- Игра «Марионетка».
- Игра «Замени!».
Закрепление: игра-драматизация «Подарок для мамы»
Цель: формировать устойчивую самооценку, желание понимать других, помочь поверить в свои силы.
2 блок
«Мимические признаки эмоций»
Цель: способствовать повышению положительного эмоционального тонуса, определять эмоциональное состояние.
План:
- Игра «Мои ощущения»
- Игра «Мимическая гимнастика»
- Игра «Где мы были»
«Настроение и их причины»
Цель: способствовать распознавать по внешним признакам эмоциональное настроение и анализировать их причины.
План:
- Игра «Я – разведчик»
- Игра «Угадай настроение»
- Игра «Дорисуй портрет»
«Работа с прогнозированием»
Цель: способствовать формированию эмоциональной сферы, помочь детям научиться прогнозировать последствия своих поступков; показать приёмы перевода агрессии в конструктивное русло.
План:
- Игра «Настройка».
- Игра «Тух-тиби-дух».
- Игра «Ворвись в круг».
«Развитие навыков работы в группе»
Цель: сплочение группы, развитие навыков работы в группе.
План:
- Игра «Обнимашки».
- Игра «Я желаю тебе…».
Закрепление: игра-драматизация по русской народной сказке «Как коза избушку построила»
Цель: формировать эмоциональную сферу ребенка, читать и понимать чувства, передавать заданное эмоциональное состояние через жесты и мимику.
3 блок
«Вежливость»
Цель: раскрыть понятие «вежливый человек», повторить основные правила этикета (приветствие, прощание, благодарность).
План:
- Игра «Жирафы».
- Игра «Пожалуйста».
«Дружба»
Цель: развивать умение взаимодействовать друг с другом внутри группы, способствовать её сплочению через игру, конкретизировать понятие «дружба».
План:
- Игра «Статуя дружбы».
- Игра «Интеллектуальный клуб».
- Игра «Сосед слева, сосед справа».
- Игра «Неожиданные картинки».
- Игра «Чем мы похожи?».
- Игра «Пианино».
«Счастливая страна»
Цель: сформировать навыки, необходимые для успешного взаимодействия между сверстниками, сплочение группы. Выявить детские жизненные ценности и осуществить их коррекцию в случае негуманных, асоциальных установок.
План:
- Игра «Театр кабуки».
- Игра «Счастливая страна».
- Игра «Хорошо и плохо»
Закрепление: игра-драматизация «Мишуткина находка»
Цель: способствовать формированию межличностных отношений, этического поведения, доброжелательного и гуманного отношения.
Итоговая игра-драматизация: «Красная Шапочка и добрый волк»
Цель: формировать доброжелательное и гуманное отношение к окружающему миру, с почтением относится к пожилым людям, проявлять этическое поведение, воспроизводить эмоциональное состояние героя.
Все полученные во время дидактических игр знания закреплялись в индивидуальной работе.
В ходе проведения дидактических игр с целью руководства поисковой деятельностью детей воспитатель пользуется различными приемами, способствующими воспитанию у них положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но в то же время быстроты реакции, отказа от выработанного пути поисков. Интерес детей поддерживается желанием достичь успеха, для чего нужна активная работа мысли.
В руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность. Возможны и такие примеры, как частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение аналогичных ситуаций.
Работу с родителями следует вести одновременно с включением упражнений и игр в жизнь детей группы. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.
Решением задач создания предметно-развивающей среды стали модель и описание разработок по предметно-развивающей среде.
Для решения поставленных задач пополнили предметно-развивающую среду следующим материалом:
- карточки с запрограммированными комплексными заданиями с геометрическими задачами с доминирующей определенной задачей,
- карточки с эвристическими задачами и заданиями,
- карточки, схемы, материалы по теме "Веселая геометрия": "Геометрия в природе", "Симметрия в природе", "Осевая симметрия" и др.;
- наборы в трех измерениях: геометрические фигуры;
- наборы в трех измерениях: геометрические тела;
- шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур по определенным темам и графическим знакам;
- материалы для развития пространственных и временных
представлений (схемы, таблицы, иллюстрации, модели, макеты,
чертежи, дидактические, мнемотехнические игры); - подборки, антологии занимательных нетрадиционных задач и
вопросов; - кроссворды, шарады, чайнворды, головоломки.
Для практической деятельности в старшей группы приобрели:
- графитные и пластиковые доски;
- фланелеграфы;
- тетради на печатной основе с математическими и
познавательными заданиями; - альбомы, тетради в клетку, тетради раскрасок (для штриховки);
- наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек;
- палочки по десяткам: 10 десятков и 20 штук "свободных";
-наборы из природного и бросового материалов для практической и математической деятельности (шнуры, нитки, палочки, чурбачки, пуговицы, спички, ленточки), семена декоративных растений и пр.
В группе подобрали занимательный математический материал. Ведь главное место в жизни ребенка - игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Познавательные игры имеют большое значение для развития геометрического мышления дошкольников, развития их психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также способствуют развитию важных качеств личности - самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.
Дидактические игры геометрического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску. В геометрических играх формируют правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.
В ходе формирующего эксперимента нами применялась «Модель четырёх вопросов», которую мы представляли в ходе игровой деятельности. Так в первую очередь предлагался детям вопрос «Что мы знаем о....?», то есть нами актуализировались имеющиеся знания по способу и теме драматизации.
Далее предлагался следующий вопрос по типу «что с этим делать?». Например, мы активно использовали данную постановку вопросов при выполнении ОД «Театр теней», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Под грибком». Далее дети высказывали свои идеи,тем самым обогащаясь образовательный процесс и делая его целостным.
Далее предлагался следующий вопрос по типу «что мы хотим знать о....?». Цель данного вопроса: создать условия для мотивации к деятельности по открытию нового знания. Затем «что нужно сделать, чтобы узнать?» для создания условий для самостоятельного планирования деятельности по открытию нового знания.
Зачастую ставились проблемные вопросы «С чего начнём подготовку к спектаклю: с изготовления афиши или выходных билетов?«, Чтобы воплотить эти идеи в жизнь, у нас есть всего лишь картонная коробка и несколько кубиков». Данные приёмы помогали проявить инициативность во время игровой деятельности.