ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Колоколова Зоя Витальевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад№70 «Солнышко»

р. Бурятия

г.Улан-Удэ

Конспект открытого занятия по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе «Традиции добра».

Цель: Помочь детям понять духовно-нравственную культуру народов Прибайкалья бурят и русских.
Задачи:
-формировать представление об обычаях и традициях бурятского народа;
-расширить представления детей о жизни и труде крестьян, о семейном укладе Сибиряков;
- закреплять знания детей о русской избе и жилище бурят – юрте;
- воспитывать уважение к культурам других народов живущих рядом;
-воспитывать любовь к родному городу.
Активизация словаря: хадааг, острог, неприятель, русская изба, юрта, Улан-Удэ(Красная –Уда),войлок, купец, крестьяне, улус, «Красна изба пирогами».
Предварительная работа: рассматривание предметов старины у русских и бурят, экскурсия в этнографический музей, Квест - игра в музее истории города «Тайны старинного сундука», рассматривание картин и обсуждение, русского драматического театра и театра бурятской драмы, чтение русских народных сказок и бурятских народных сказок, проведение русских и бурятских народных игр: хороводов и ехора, беседы о прошлом и настоящем времени.
Оборудование: иллюстрации русской и бурятской деревень, макеты юрты и избы, волшебная свеча, музыкальное сопровождение, хадааг- пояс двух цветов, русская печка, самовар, юрта, игрушки животные, картинки разрезных музыкальных инструментов в конвертах, мнемотаблица, мяч, иллюстрации достопримечательностей города, стрелочки из картона пронумерованные.
Ход: Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь (входят два ребенка мальчик и девочка в народных костюмах, плачут.
Воспитатель: Ребята, почему вы плачете? Мы хотим домой! А вы знаете, где ваш дом? (Ответы детей: я живу в юрте, а я в русской избе).А как называется ваш город?(ответы детей). Мы к вам попали из Верхнеудинска вчера мы играли в заброшенной избе и нашли игрушку (Показ игрушки), мы ее подкинули вверх три раза, она загорелась и погасла ,вот так мы оказались у вас и по дороге видели много зданий! Как мы можем помочь детям?(ответы детей). Дети: чтоб вернуться назад, нужно выполнить несколько заданий и свеча вернет нас в прошлое, но нам необходима помощь.
Воспитатель: Не волнуйтесь ребята наши дети умные и сообразительные, мы поможем вам выполнить задания.
Послушайте, я расскажу вам историю города. Когда-то давным-давно, на правом берегу реки Селенга при впадении в неё реки Уда, русскими казаками было построено зимовье, под названием Удинский острог. Острог – это деревянная крепость, обнесенная со всех сторон высокой стеной. (Вывешиваю иллюстрацию с изображением Удинского острога.) Избы в нём были деревянные, рубленные. По углам острога возвышались сторожевые башни, на которые поднимались его защитники. Как вы думаете, зачем? (Чтобы смотреть, наблюдать.)Верно, чтобы наблюдать за окрестностями, сторожить: не идёт ли неприятель? Как вы понимаете слова неприятель? (ответы, верно - враги).Так родился наш город. Давайте ребята, мы на некоторое время вернемся в прошлое выполняя задания. Закроем глаза (звучит музыка). Отправляемся путешествие в прошлое.

Ой, ребята, что это?( Ответы-старинная изба и юрта). Посмотрите внимательно, что вы видите? (ответы детей: дома, улицы, люди ).А из чего строили дома в деревне?(ответы).Нет, дома строились из бревен- назывались бревенчатыми. А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить, свою деревню, уберечь от врагов, строили на холме, чтобы вокруг было все видно. «Рубить избу» - означает строить избу. А строили ее топорами, без единого гвоздя потому, что железо стоило дорого и было по карману только купцам. Кого называли купцами? (ответы)
Загадка: «Дом без крыши и трубы» (ответы)
Раньше буряты жили в поселеньях - улусы. Каждый улус состоял из несколько юрт. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань из чего шьют валенки).Первое задание мы выполнили идем дальше.
Ребята, вот следующее задание в конвертах. Сейчас нам нужно разделиться на 4 подгруппы по 5 человек. В конвертах лежат задания нужно из нескольких частей собрать картинку и рассказать, что получилось..( Картинки музыкальные инструменты, ответы детей).Второе задание выполнили, идем дальше.
Воспитатель: Как вы понимаете поговорку «У леса жить – голодным не быть»? (Лес кормит, потому что в нём живут звери и птицы. Их мясо употребляют в пищу. В лесу много ягод, грибов, орехов. Люди их едят, на зиму запасают.) А почему острог поставили на берегу реки? (В реке много рыбы, а рыба – это еда. По реке можно плыть в другие города и торговать.)
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи» (ответы детей). «Дерево держится корнями, человек друзьями» (ответы детей). Правильно, молодцы! Вот и еще одно задание выполнили.
А сейчас следующее задание: поиграем в игру «Только хорошее».
Цель: помочь детям формировать представления о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Ход: педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В том случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога.
У бурят и русских есть свои обычаи и традиции. У бурят есть интересный обычай. Буряты в знак дружбы менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями и всегда помогали друг другу. Обменяйтесь поясами ребята. В нашей игре победила дружба. Молодцы!
Расскажите детям о зданиях которые они видели?(ответы детей: Эти здания достопримечательности нашего города Улан-Удэ: театр бурятской драмы, театр оперы и балета, русский драматический театр, кукольный театр «Ульгэр», музей истории города Улан-Удэ, этнографический музей народов Забайкалья, также у нас много памятников: черный тюльпан, мать – Бурятия.
А вот таблица! Что на ней изображено?(ответы).Давайте расскажем стихотворение по мнемотаблице про наш любимый город Улан-Удэ!
Улан-Удэ любимый город! Тебе уже немало лет!
Улан-Удэ ты так мне дорог, Улан-Удэ дороже нет!
Вокруг тебя поля и горы, леса и реки и моря
Улан-Удэ ты так мне дорог!
Улан-Удэ дороже нет!
Молодцы! Мы выполнили еще одно задание.
Раньше люди были очень гостеприимными и ходили друг к другу в гости. В каждой избе пекли хлеб, пироги и приговаривали «Красна изба пирогами»,как вы понимаете эту поговорку?(ответы). Вот и в нашей деревне, пусть всегда будет покой, уют и сладкие пироги.(Выпечка из соленого теста заранее сделать с детьми).А сейчас мы с вами раскрасим нашу выпечку гости присоединяйтесь к нам!(Дети садятся за столы и раскашивают пирожки под музыкальное сопровождение).Похвалить детей! Вот и все задания выполнены. (Музыка заиграла и свеча загорелась ).Вот ребята мы помогли детям вернуться домой, а нам пора в детский сад. Сейчас закроем глазки (музыкальное сопровождение), а волшебный шар поможет нам оказаться в группе (вывести из группы Дандара и Веронику).
Рефлексия: Наше путешествие закончилось и мы будем передавать волшебную свечу по кругу пожелав добрые слова друг другу.
Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:
1. Князева О.Л., Маханова М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методического пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство – Пресс, 1998. – 304 с.: ил.
2. «Наследие. И быль, и сказка…» пособие по нравств. – патриот. Воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры / Соловьева Е.В., Л.И Царенко- М.: Обруч, 2011.-144 с.

публикация статей для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.