выполнила:
Колоколова Зоя Витальевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад№70 «Солнышко»
р. Бурятия
г.Улан-Удэ
Конспект открытого занятия по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе «Традиции добра».
Цель: Помочь детям понять духовно-нравственную культуру народов Прибайкалья бурят и русских.
Задачи:
-формировать представление об обычаях и традициях бурятского народа;
-расширить представления детей о жизни и труде крестьян, о семейном укладе Сибиряков;
- закреплять знания детей о русской избе и жилище бурят – юрте;
- воспитывать уважение к культурам других народов живущих рядом;
-воспитывать любовь к родному городу.
Активизация словаря: хадааг, острог, неприятель, русская изба, юрта, Улан-Удэ(Красная –Уда),войлок, купец, крестьяне, улус, «Красна изба пирогами».
Предварительная работа: рассматривание предметов старины у русских и бурят, экскурсия в этнографический музей, Квест - игра в музее истории города «Тайны старинного сундука», рассматривание картин и обсуждение, русского драматического театра и театра бурятской драмы, чтение русских народных сказок и бурятских народных сказок, проведение русских и бурятских народных игр: хороводов и ехора, беседы о прошлом и настоящем времени.
Оборудование: иллюстрации русской и бурятской деревень, макеты юрты и избы, волшебная свеча, музыкальное сопровождение, хадааг- пояс двух цветов, русская печка, самовар, юрта, игрушки животные, картинки разрезных музыкальных инструментов в конвертах, мнемотаблица, мяч, иллюстрации достопримечательностей города, стрелочки из картона пронумерованные.
Ход: Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь (входят два ребенка мальчик и девочка в народных костюмах, плачут.
Воспитатель: Ребята, почему вы плачете? Мы хотим домой! А вы знаете, где ваш дом? (Ответы детей: я живу в юрте, а я в русской избе).А как называется ваш город?(ответы детей). Мы к вам попали из Верхнеудинска вчера мы играли в заброшенной избе и нашли игрушку (Показ игрушки), мы ее подкинули вверх три раза, она загорелась и погасла ,вот так мы оказались у вас и по дороге видели много зданий! Как мы можем помочь детям?(ответы детей). Дети: чтоб вернуться назад, нужно выполнить несколько заданий и свеча вернет нас в прошлое, но нам необходима помощь.
Воспитатель: Не волнуйтесь ребята наши дети умные и сообразительные, мы поможем вам выполнить задания.
Послушайте, я расскажу вам историю города. Когда-то давным-давно, на правом берегу реки Селенга при впадении в неё реки Уда, русскими казаками было построено зимовье, под названием Удинский острог. Острог – это деревянная крепость, обнесенная со всех сторон высокой стеной. (Вывешиваю иллюстрацию с изображением Удинского острога.) Избы в нём были деревянные, рубленные. По углам острога возвышались сторожевые башни, на которые поднимались его защитники. Как вы думаете, зачем? (Чтобы смотреть, наблюдать.)Верно, чтобы наблюдать за окрестностями, сторожить: не идёт ли неприятель? Как вы понимаете слова неприятель? (ответы, верно - враги).Так родился наш город. Давайте ребята, мы на некоторое время вернемся в прошлое выполняя задания. Закроем глаза (звучит музыка). Отправляемся путешествие в прошлое.
Ой, ребята, что это?( Ответы-старинная изба и юрта). Посмотрите внимательно, что вы видите? (ответы детей: дома, улицы, люди ).А из чего строили дома в деревне?(ответы).Нет, дома строились из бревен- назывались бревенчатыми. А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить, свою деревню, уберечь от врагов, строили на холме, чтобы вокруг было все видно. «Рубить избу» - означает строить избу. А строили ее топорами, без единого гвоздя потому, что железо стоило дорого и было по карману только купцам. Кого называли купцами? (ответы)
Загадка: «Дом без крыши и трубы» (ответы)
Раньше буряты жили в поселеньях - улусы. Каждый улус состоял из несколько юрт. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань из чего шьют валенки).Первое задание мы выполнили идем дальше.
Ребята, вот следующее задание в конвертах. Сейчас нам нужно разделиться на 4 подгруппы по 5 человек. В конвертах лежат задания нужно из нескольких частей собрать картинку и рассказать, что получилось..( Картинки музыкальные инструменты, ответы детей).Второе задание выполнили, идем дальше.
Воспитатель: Как вы понимаете поговорку «У леса жить – голодным не быть»? (Лес кормит, потому что в нём живут звери и птицы. Их мясо употребляют в пищу. В лесу много ягод, грибов, орехов. Люди их едят, на зиму запасают.) А почему острог поставили на берегу реки? (В реке много рыбы, а рыба – это еда. По реке можно плыть в другие города и торговать.)
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи» (ответы детей). «Дерево держится корнями, человек друзьями» (ответы детей). Правильно, молодцы! Вот и еще одно задание выполнили.
А сейчас следующее задание: поиграем в игру «Только хорошее».
Цель: помочь детям формировать представления о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Ход: педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В том случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога.
У бурят и русских есть свои обычаи и традиции. У бурят есть интересный обычай. Буряты в знак дружбы менялись поясами и становились на всю жизнь друзьями и всегда помогали друг другу. Обменяйтесь поясами ребята. В нашей игре победила дружба. Молодцы!
Расскажите детям о зданиях которые они видели?(ответы детей: Эти здания достопримечательности нашего города Улан-Удэ: театр бурятской драмы, театр оперы и балета, русский драматический театр, кукольный театр «Ульгэр», музей истории города Улан-Удэ, этнографический музей народов Забайкалья, также у нас много памятников: черный тюльпан, мать – Бурятия.
А вот таблица! Что на ней изображено?(ответы).Давайте расскажем стихотворение по мнемотаблице про наш любимый город Улан-Удэ!
Улан-Удэ любимый город! Тебе уже немало лет!
Улан-Удэ ты так мне дорог, Улан-Удэ дороже нет!
Вокруг тебя поля и горы, леса и реки и моря
Улан-Удэ ты так мне дорог!
Улан-Удэ дороже нет!
Молодцы! Мы выполнили еще одно задание.
Раньше люди были очень гостеприимными и ходили друг к другу в гости. В каждой избе пекли хлеб, пироги и приговаривали «Красна изба пирогами»,как вы понимаете эту поговорку?(ответы). Вот и в нашей деревне, пусть всегда будет покой, уют и сладкие пироги.(Выпечка из соленого теста заранее сделать с детьми).А сейчас мы с вами раскрасим нашу выпечку гости присоединяйтесь к нам!(Дети садятся за столы и раскашивают пирожки под музыкальное сопровождение).Похвалить детей! Вот и все задания выполнены. (Музыка заиграла и свеча загорелась ).Вот ребята мы помогли детям вернуться домой, а нам пора в детский сад. Сейчас закроем глазки (музыкальное сопровождение), а волшебный шар поможет нам оказаться в группе (вывести из группы Дандара и Веронику).
Рефлексия: Наше путешествие закончилось и мы будем передавать волшебную свечу по кругу пожелав добрые слова друг другу.
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:
1. Князева О.Л., Маханова М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Программа. Учебно-методического пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство – Пресс, 1998. – 304 с.: ил.
2. «Наследие. И быль, и сказка…» пособие по нравств. – патриот. Воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры / Соловьева Е.В., Л.И Царенко- М.: Обруч, 2011.-144 с.