ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Шамич Ирина Алексеевна
Воспитатель
МДОБУ детский сад №2 «Метелица»
Красноярский край
город Минусинск

Тема: Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей с ОНР по средствам пластилинографии.
Актуальность: С каждым годом все больше детей, страдающих общим недоразвитием речи. Неполное речевое развитие накладывает отпечаток не только на формирование психических процессов (память, внимание…), но и сказывается в отставании в развитии двигательной сферы (у детей наблюдается плохая координация, снижается скорость и ловкость движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики).
Рядом исследований доказано, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление речи всех детей и конечно же детей, страдающих ОНР (т.е. движение руки тесно связано с речью).
Поэтому целесообразно проводить в детском саду работу на развитие мелкой моторики. Это рисование, лепка аппликация, ручной труд.
Я хотела бы остановиться на формировании навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из этих методик является пластилинография.
Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе.
Основной материал здесь пластилин, а основной инструмент – рука.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста. Очень проста в использовании. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Я начала свою работу по обучению детей этой технике со старшей группы. Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, каким бывает пластилин, его разновидности и как с ним работать. Особенно много полезного я узнала из серии книг Г.Н. Давыдовой. В ее книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам. Занятия описаны с учетом возрастных особенностей детей, с использованием выразительного художественного слова, игр и познавательных методов и приемов. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
В своей работе я выделила следующие цели и задачи:
• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке (новизна обстановки, необычное начало работы, возможность выбора и т.д.);
• закрепление простейших приемов лепки (раскатывание, сплющивание и т.д.) и освоение новых (надавливание, размазывание, прищипывание оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей, путем примазывания одной части к другой, смешивание разного цвета);
• обучение умения ориентироваться на бумаге;
• развитие мелкой моторики рук;
• ознакомление с окружающим миром (разделены занятия на тематические циклы);
• развитие эмоций и фантазии;
• развитие пространственного мышления и творческих способностей;
• воспитание у детей художественного вкуса.
Использую разнообразные методы, с учетом индивидуальных особенностей детей:
• наглядные (наблюдение, показ, образец);
• словесные (беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение);
• практические (показ способов изображения и способов действия), общие и индивидуальные;
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить очень сложные задачи. Творчество должно создавать радость, желание заниматься.
Существует много способов, приемов рисование пластилином. Я начала обучение с более простых, таких как:
• рисование пластилиновыми веревочками или «колбасками»;
• рисование мазками (размазывание);
• катание шариков, в дальнейшем выкладывание картинки пластилиновыми шариками;
• рисование по контуру;
• размазывание с объемным эффектом.
Занимаясь пластилинографией у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движение обеих рук становится более согласованными. Рука ребенка готовится к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. У детей развивается «пинцетное» хватание (т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами).
Уровень развития детей стал выше. Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином.

Список литературы
1. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать.[Текст]/ Гаврилина С.Е., Долбишева Н.Л., Куров А.Ю., Куров В.Н., М., 2003-180с.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007.
3. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. –М.: Мозайка-Синтез, 2007
4. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
5. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс.2006

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.