выполнила:
Ходусова Анна Юрьевна
воспитатель
г. Туапсе
Особенности организации и руководства подвижными играми детей дошкольного возраста
Проведение подвижных игр включает в себя неограниченные возможности для комплексного использования разнообразных методик, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое управление играми.
Особое значение имеют подготовка воспитателей и педагогов ДОУ, педагогическое наблюдение и предвидение. Стимулируя интерес ребенка к игре, соблазняя его игровой деятельностью, воспитатель замечает и выделяет важные факторы его развития и поведения; определяет (иногда отдельными ударами) реальные изменения в знаниях, умениях и способностях. Важно помочь детям закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные. Педагогическое наблюдение, любовь к детям позволяет учителю тщательно выбирать методы управления своей деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создать радостную, гостеприимную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, умственных, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка. [17, с. 11]
Обязательным условием успеха подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная активность тренирует нервную систему ребенка, помогает сбалансировать процессы возбуждения и торможения. [12, с.20]
Выбор подвижных игр зависит от условий труда каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных навыков; Состояние здоровья каждого ребенка, его индивидуальные типологические особенности, время года, распорядок дня, место проведения игр, интересы детей. [10, с. 9]
При выборе сюжетных мобильных игр следует учитывать формирование представлений о сюжете, разыгрываемом у детей. Обязательным условием подготовки воспитателей и педагогов ДОУ к проведению подвижных игр является предварительное изучение движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. [18, с. одиннадцать]
Воспитатели и педагоги ДОУ обращают внимание на правильное, непринужденное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета проводится предварительная работа: читает произведения искусства, организует наблюдения за природой, животными, деятельностью людей разных профессий (водителей, спортсменов); просматривает видеоролики, фильмы и киноленты, беседы; уделяет большое внимание подготовке игровых атрибутов - он создает атрибуты с детьми или у детей (в зависимости от возраста). [12, с. 86]
Важно правильно организовать игру по отношению к содержанию, порядку выполнения заданий. В игру можно играть одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог ДОУ меняет способы организации игр, в зависимости от их структуры и характера, расположения движений. Он думает о том, как собирать детей в игре и создавать игровые атрибуты.
Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и длится 1,5-2 минуты. Объяснение предметной мобильной игры, как уже отмечалось, дано после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах. Тема тематических подвижных мобилизующих игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, природные явления, имитация привычек животных. В ходе объяснения новой игры детям дается игровая цель, которая способствует активизации мышления, пониманию правил игры, формированию и улучшению двигательных навыков. При объяснении игры используется короткий образный рассказ. Он изменен для того, чтобы лучше преобразовать ребенка в игровой образ, развить выразительность, красоту, грацию движения, фантазию и воображение. Сюжетная линия похожа на сказку, которая вызывает у детей восстанавливающее воображение - визуальное восприятие всех ситуаций в игре и действия, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому использование эта техника требует планирования и продумывания учителя предыдущей работы, чтобы у детей было представление о сюжете, который играют. [12, с. 87]
Рассказы используются во всех возрастных группах. Для педагога ДОУ часто бывает трудно найти объяснение игры. Чтобы облегчить задачу, вы можете использовать стихи. Например,
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка:
«Ко-ко, не ходите далеко».
Дети - «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему - «кошке», «курочка» (педагог) говорит:
На скамейке, у дорожки.
Улеглась и дремлет кошка.
«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:
Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».)
И цыпляток догоняет. [17, с. 103]
Объясняя не сюжетную игру, педагог ДОУ раскрывает последовательность игровых действий, правила игры и сигнал. Он указывает местоположение игроков и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах со ссылкой на объект, в более старых группах - без него). При объяснении игры он не должен отвлекаться на комментарии детей. С вопросами он проверяет, как дети поняли игру. Если они понимают правила, игра веселая и захватывающая.
Объясняя игры с элементами соревнования, воспитатель разъясняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, что подразумевает не только скорость, но и качественное выполнение («Кто быстрее доберется до флага», «Какая команда не бросит мяч»). правильный Выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и желание совершенствоваться.
Комбинируя игру в группах, командах, педагог ДОУ учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды отбираются дети одинаковой силы; для активизации неуверенных, застенчивых детей объединяет их со смелыми и активными детьми [17, с. 104]
Интерес детей к играм с элементами соревнования возрастает, если они одеты в форму, они выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат расчета определяет оценку качества выполненных заданий и коллективных действий каждой команды. Игра в игры с элементами соревнования требует большого педагогического такта, объективности и справедливости при оценке действий команд, которые способствуют дружелюбию и дружеским отношениям в отношениях детей.
Руководство движущей силы игры также состоит в распределении ролей. Ведущий может назначить, выбрать с помощью счетного устройства или предложить детям самим выбрать лидера, а затем попросить их объяснить, почему они назначают роль этому конкретному ребенку; может взять на себя инициативу или выбрать кого-то, кто хочет быть за рулем. В младших группах воспитатель сначала играет роль лидера, делая его эмоционально, образно. Постепенно роль лидера начинают «мерить» дети.
Во время игры воспитатель обращает внимание на выполнение правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если он недостаточно точно понял объяснения, он действительно хотел выиграть, был невнимателен. Педагог ДОУ должен следить за движениями, отношениями, стрессом, эмоциональным состоянием детей в игре.
Е.А. Тимофеева указывает, что значительное внимание следует уделить вариантам мобильных игр подвижной направленности, которые позволяют не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственную. и физические задачи; улучшить движения, улучшить психофизические качества детей. [10, с. 92]
Изначально воспитатель сам придумывает варианты игры или выбирает из коллекций подвижных игр. Это должно постепенно усложнять правила. Например, интонация педагога меняет интервал сигнала: «Один, два, три, лови!», «Один - два - три - лови!»; он может изменить местоположение детей и пособий по физическому воспитанию в игре; выберите несколько ведущих, включите в игру правила, требующие выносливости ребенка, самоконтроля и т. д.
Постепенно другие дети участвуют в составлении вариантов, что способствует развитию детского творчества.
Ведя игру, воспитатель формирует правильную самооценку, дружеские отношения, дружбу и взаимопомощь, учит детей преодолевать трудности.
Подводя итоги игры, педагог отмечает детей, которые хорошо выполнили свои роли, проявили изобретательность, выносливость, взаимопомощь, креативность. Отмечая действия детей, не выполненные условия и правила игры, он выражает уверенность, что в следующий раз дети постараются и будут играть лучше.
Таким образом, анализируя особенности организации и руководства подвижными играми детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Для старших дошкольников характерно преимущественное использование словесных методов и как вспомогательных - наглядных и игровых. Подвижная игра должна использоваться в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и их возможностями.