ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Сафоненко Ольга Васильевна

преподаватель

Брянский филиал «Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова»

Г.Брянск

 

О.В. Сафоненко, преподаватель русского языка и литературы Брянского филиала «Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова»

 

Актуальные вопросы речевой культуры

 современной языковой практики.

Статья посвящена наболевшим проблемам речевой культуры в современном обществе. В последнее время мы вынуждены констатировать тот факт, что наша речь  всё чаще допускает бесцеремонное проникновение слов из других языков в лексикон россиян, позволяя вульгарную, грубую, излишне громкую речь.

Мы очень мало читаем, предпочитая фильмы – книге, развлекательные телепередачи – познавательным. А самая значительная наша проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы. Нет, к огромному сожалению, того чувства нормированности, которое присуще богатейший языковым ресурсам русского языка.

Замечательные слова о красоте и величии нашего языка принадлежат его великому мастеру и знатоку Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь бережно с этим орудием – в руках умелых оно способно творить чудеса». Сегодня эти слова можно расценить как некий  наказ из прошлого нам, сегодняшним – любить и обращаться бережно. Язык – живое существо, он очень болезненно реагирует на все негативное, что происходит вокруг нас.

Важно помнить, что русский язык – наш государственный язык. Нация существует до тех пор, пока жив язык. А мы слишком расточительны, владея таким богатством! Любезно позволяем словам из других языков бесцеремонно проникать в наш лексикон, позволяем себе эмоционально-грубую,  в чём-то даже дикую речь, порой не осознавая её смысла, а лишь руководствуясь чрезмерными эмоциями и «красиво» звучащими  иноязычными словами и речевыми оборотами.

В настоящее время  наша речь пребывает в хаотическом состоянии, потому что правила речевого общения усваивать неоткуда. Они, к сожалению, не исходят из семьи, школы и т. д. «Образцы» речевого поведения мы получаем со страниц бульварных газет, с экранов телевидения, где телеведущие самых популярных ток-шоу не стесняются в выражениях. Нам свойственно сегодня употребить выражения, типа: саммит, монетаризм, рейтинг, роуминг, хакер, чартер, шоумен,  причём,    большинству слушателей  вполне ясно, о чём идёт речь.

Для многих нормой речевого общения стала жаргонная лексика, которая все больше пополняется тюремным жаргоном. Читать стало немодным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы просто не выдерживают никакой критики. Складывается такое ощущение, что подрастающее поколение, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. Отсюда – отсутствие языкового чутья и вкуса.

Нынешнее состояние языка вызывает обеспокоенность. Сейчас остро возникла угроза не только сохранению лучших традиций в языковой культуре, но и чистоте русского языка. А мы, к сожалению, не ценим своё филологическое богатство, являясь слишком  расточительными!  Многие любезно позволяют словам из других языков бесцеремонно врываться в наш лексикон. Стоит ли удивляться, что данный момент вместо русских соков у нас теперь «джусы», вместо звуковых дорожек - «саунд – треки», вместо домов «хоумы» да «хаузы». Врезались в родной язык и некие неблагозвучия, вроде «мерчендайзеров» и «эдукацентров», появляются чуждые нашему языку грамматические явления. Реклама, СМИ намеренно уродуют  нашу речь, позволяя себе вульгарные, грубые, излишне громкие  фразы.

Небрежная и  нарочито грубая речь недвусмысленно говорит о приземлённом восприятии окружающих говорящим, о том, что он слепо и неразборчиво подражает современной языковой моде.  В этом случае даже говорить не приходится о внутреннем такте, душевной мягкости, о хорошем, тонком языковом вкусе. Нередко довольно одного оброненного слова, неверно поставленного ударения, чтобы составить представление о культурном уровне человека, о его отношении к товарищам и коллегам.

Очень часто можно слышать вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику. Одни относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, другие - равнодушны к речевому поведению окружающих, третьи - считают такую лексику вполне нормальной, т. е, уже привыкли.

Откуда же тогда берет свои корни речевая распущенность, которую мы, к сожалению, мы так часто сейчас наблюдаем? О сквернословии в устах молодежи, как о настоящей болезни, которую надо лечить всеми возможными способами, надо больше говорить в учебных заведениях, обсуждать в СМИ,обратить внимание всех на проблемы речевой культуры, заставить задуматься над собственным речевым поведением, следовать ее высоким образцам.

         На мой взгляд, в виду сложившейся ситуации, надо искать образцовую речь, искать свой идеал культуры речевого поведения. Полезно видеть разницу между культурой самого языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным нормативным языком. Что значит владеть культурой языка? Уметь склонять числительные, знать, что нужно говорить звонит, есть, а не кушать, помнить, что глаголы одеть и надеть имеют разные оттенки значения, что предлог благодаря управляет не родительным, а дательным падежом, что нужно быть в ладах с орфографией и многое-многое другое. Это основа основ, поэтому надо владеть культурой языка - основой культуры речевого поведения.

Вероятно, настоящей культуре речевого поведения никакой учебник не научит, хотя есть много учебно-методических пособий: специальных руководств, словарей, грамматик, а также много других изданий справочного характера.

Благодаря учебным и справочным пособиям по “Русскому языку и культуре речи” можно самостоятельно подойти к главной задаче культуры речевого поведения: не только умело пользоваться правильным языком, но уметь правильно им пользоваться.

В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Русский язык переживает в настоящий момент кризис, причем очень глубокий. Жаргоны, многочисленные заимствования, употребление ненормативной лексики вследствие снижения культуры - таково современное состояние нашего языка. Причины тому - демократизация общества, начавшаяся в конце 1980-х, и продолжающаяся по сей день. Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают на-гора огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать?

Уместно будет отметить, что русский язык постоянно претерпевал новые изменения, оставаясь самим собой. И современное состояние языка - лишь один из этапов его развития, пусть и кризисного, но все-таки развития. Наша задача состоит лишь в том, чтобы не допустить полного опошления языка.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

3.Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.

4.Голуб И. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.

5.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6.Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.

7.Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. – М., 1999.

8.Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.

9.Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.

10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1990.

11.Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.

12.Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2002.

13.Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. – М., 2000.

14.Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.

15.Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991. Ч. 1.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.