выполнила:
Зырянова Елена Анатольевна
педагог-психолог
ЦДР «Малышариус»
г. Владимир
Понятие «интеллект», перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В специальной литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.
Вообще, интеллект (от латинского intellektus – понимание, понятие) – в широком смысле вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле – мышление. Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.
Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс. Это выражается в целенаправленности и избирательности этих процессов: восприятие проявляется в наблюдении, память фиксирует существенные в том или ином отношении явления и избирательно «подает» их в процессе размышления, воображение входит как необходимое звено в решение творческой задачи, т.е. каждый из психических процессов органически включается в мыслительный акт субъекта.
Интеллект есть высший продукт мозга и представляет собой наиболее сложную форму отражения объективной реальности, возникшую на основе более простых отражения и включающую в себя эти более простые (чувственные) формы.
Качественный скачок в развитии интеллекта человека произошел с возникновением трудовой деятельности и появлением речи. Интеллектуальная деятельность тесно связана с человеческой практикой, служит ей, проверяется ею. Абстрагируясь от единичного, обобщая типичное и существенное, интеллект человека не отходит от реальности, но более глубоко и полно раскрывает закономерности существующего.
Общественный характер человеческой деятельности обеспечивает ее высокую интеллектуальную активность. Она направлена не только на познавание объективной реальности, но и на ее изменение в соответствии с общественными потребностями. Такой характер интеллектуальной деятельности обеспечивает единство собственно познания (мышление), отношения к познаваемому (эмоции) и практического осуществления (воля) данного действия.
Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами, олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
Главная задача педагога - сформировать у воспитанников способность мыслить. От того, насколько сформирован образ (способ) мышления ребенка, зависит не только развитие его математических способностей, но и то, насколько в будущем он сможет разобраться в самом себе, реализовать собственные возможности, используя полученные знания в новых ситуациях.
Развитие мыслительной деятельности воспитанников должно сопровождаться воздействием на эмоциональный тонус, обеспечивать полноценное восприятие и с учетом возрастных особенностей детей.
Следовательно, в основе любой дидактической системы должны находиться факторы, обусловливающие такую организацию мыслительной деятельности обучаемых, которая максимально способствует развитию навыков упорядоченного мышления и упорядоченных способов действия.
Ж.Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7- 8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет.
Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитый интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я.Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у дошкольников.
Б.Г.Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.
Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальная зрелость мышления, то в заданиях по делению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, моторной координации, скорости формирования навыков.
В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные.
Мышление и интеллект - единая, тщательно выстроенная и сбалансированная система генерации новых информационных структур и принятия решений в виде последовательностей кодированных информационных импульсов, действующая в соответствии с физиологическими особенностями индивида. Важный этап работы интеллекта - установление связей и отношений между старой - известной - и новой - полученной в процессе мышления - информацией, т.е. непрестанное расширение своей целостной системы знаний. Эта система должна быть не только разветвленной, но и гибкой. Гипотеза, не удовлетворяющая критериям проверки, должна быть отброшена. Она не становиться одной из ветвей «дерева гипотез». Но и окончательно из памяти не выбрасывается - храниться где-нибудь в дальнем «чулане», на всякий случай.
Исследования последних лет позволили психологам прийти к выводу: интеллект - способность мозга воспринимать, хранить и обрабатывать информацию, а затем принимать решения, исходя из полученных знаний, - нельзя считать неким простым - «одномерным» - устройством, обладающим четко фиксированным набором функций. Возникла и укрепилась точка зрения, представляющая практически любые проявления мозговой активности некоторыми специфическими характеристиками интеллекта. Иначе говоря, понятие интеллекта становиться структурированно само по себе. Предполагается, что каждому типу информации соответствует тип и способ ее обработки мозгом. Естественно, для каждого индивида степени активности и эффективность функционирования таких различных подсистем обработки информации могут заметно отличаться.
Приведем типы интеллекта по Гарднеру (Латыпов Нурали):
вербально-лингвистический интеллект - включает в себя чтение, речь, слух, письмо, каждое из этих занятий может быть охарактеризовано вполне определенным качественным образом; инструмент чтения: анализ произношения звуков, грамматики, знания языков, писем, речей, письменных текстов, в том числе литературных, комментариев, статей и пр., разговоров, диалогов, дискуссий.
визуально-пространственный интеллект - включает умение фиксировать и создавать образы в мозге, располагать их и самому ориентироваться в пространстве, визуализировать; инструмент изучения:
рисунок, набросок, картина, конструирование и решение пространственных головоломок, анализ увиденного, снов, фильмов.
логико-математический интеллект — использует логическое и абстрактное мышление и математические способности, а также умение проводить количественные оценки и упорядочивать структуры; изучается:
построение причинно-следственных связей, дедуктивная и индуктивная логика, анализ фактов, накопление различной информации, организация и упорядочение данных, без данных, последовательностей, таблицы и схемы.
музыкально-ритмический интеллект - содержит анализ звуковых последовательностей, различных музыкальных форм, понятия мелодии, ритма, тона, тембра, громкости, темпа; можно изучить: восприятие различных звуков, их распознавание, в том числе музыки, способа и характера ее использования - оперы, симфонии, хора, сольного пения, типов голосов.
тактильно-кинестетический интеллект - представляет собой форму познания реальности в ощущениях и различных формах движения и телесного контакта; инструмент изучения: физическая активность (спорт, действия), соревнования, ощущения при тактильных взаимодействиях, практика в формах искусства (постановка сцен, пьес), участие в реальных действиях; способность использовать свое тело для выражения эмоций, для создания нового предмета, ощущения или знания;
межличностно - социальный (интерперсональный) интеллект - обусловлен взаимодействием, коммуникацией, обращением, пониманием, симпатией, сочувствием, заботой можно изучать: умение общаться, разговаривать, смеяться, кричать, встречаться, приветствовать, быть в толпе, способность к совместным действиям, желание быть или не быть лидером, сотрудничать в решении проблем, иметь определенную харизму, желание быть ведущим или ведомым.
внутриличностный, интроспективный (интраперсональный)
натуралистический интеллект - тесно связан с физическим миром, определяет способность проводить качественный анализ явлений внешнего материального мира и продуктивно ею пользоваться для различных действий в естественных науках.
В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные. Интеллектуальное развитие зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.