ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

выполнила:

Зырянова Елена Анатольевна

педагог-психолог

ЦДР «Малышариус»

г. Владимир

 

Понятие «интеллект», перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В специальной литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.

Вообще, интеллект (от латинского intellektus – понимание, понятие) – в широком смысле вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле – мышление. Мы в своей работе остановимся на определении интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс. Это выражается в целенаправленности и избирательности этих процессов: восприятие проявляется в наблюдении, память фиксирует существенные в том или ином отношении явления и избирательно «подает» их в процессе размышления, воображение входит как необходимое звено в решение творческой задачи, т.е. каждый из психических процессов органически включается в мыслительный акт субъекта.

Интеллект есть высший продукт мозга и представляет собой наиболее сложную форму отражения объективной реальности, возникшую на основе более простых отражения и включающую в себя эти более простые (чувственные) формы.

Качественный скачок в развитии интеллекта человека произошел с возникновением трудовой деятельности и появлением речи. Интеллектуальная деятельность тесно связана с человеческой практикой, служит ей, проверяется ею. Абстрагируясь от единичного, обобщая типичное и существенное, интеллект человека не отходит от реальности, но более глубоко и полно раскрывает закономерности существующего.

Общественный характер человеческой деятельности обеспечивает ее высокую интеллектуальную активность. Она направлена не только на познавание объективной реальности, но и на ее изменение в соответствии с общественными потребностями. Такой характер интеллектуальной деятельности обеспечивает единство собственно познания (мышление), отношения к познаваемому (эмоции) и практического осуществления (воля) данного действия.

Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами, олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Главная задача педагога - сформировать у воспитанников способность мыслить. От того, насколько сформирован образ (способ) мышления ребенка, зависит не только развитие его математических способностей, но и то, насколько в будущем он сможет разобраться в самом себе, реализовать собственные возможности, используя полученные знания в новых ситуациях.

Развитие мыслительной деятельности воспитанников должно сопровождаться воздействием на эмоциональный тонус, обеспечивать полноценное восприятие и с учетом возрастных особенностей детей.

Следовательно, в основе любой дидактической системы должны находиться факторы, обусловливающие такую организацию мыслительной деятельности обучаемых, которая максимально способствует развитию навыков упорядоченного мышления и упорядоченных способов действия.

Ж.Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7- 8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет.

Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитый интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я.Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у дошкольников.

Б.Г.Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.

Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого. Следует отметить, что если в заданиях по определению вербального интеллекта оцениваются способность к логическому обобщению, умение строить умозаключения, самостоятельность и            социальная зрелость мышления, то в заданиях по делению невербального интеллекта оценивается развитие других психических процессов и свойств - внимания, восприятия, моторной координации, скорости формирования навыков.

В            целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные.

Мышление и интеллект - единая, тщательно выстроенная и сбалансированная система генерации новых информационных структур и принятия      решений            в          виде    последовательностей           кодированных информационных импульсов, действующая в соответствии с физиологическими особенностями индивида. Важный этап работы интеллекта - установление связей и отношений между старой - известной - и новой - полученной в процессе мышления - информацией, т.е. непрестанное расширение своей целостной системы знаний. Эта система должна быть не только разветвленной, но и гибкой. Гипотеза, не удовлетворяющая критериям проверки, должна быть отброшена. Она не становиться одной из ветвей «дерева гипотез». Но и окончательно из памяти не выбрасывается - храниться где-нибудь в дальнем «чулане», на всякий случай.

Исследования последних лет позволили психологам прийти к выводу: интеллект - способность мозга воспринимать, хранить и обрабатывать информацию, а затем принимать решения, исходя из полученных знаний, - нельзя считать неким простым - «одномерным» - устройством, обладающим четко фиксированным набором функций. Возникла и укрепилась точка зрения, представляющая практически любые проявления мозговой активности некоторыми специфическими характеристиками интеллекта. Иначе говоря, понятие интеллекта становиться структурированно само по себе. Предполагается, что каждому типу информации соответствует тип и способ ее обработки мозгом. Естественно, для каждого индивида степени активности и эффективность функционирования таких различных подсистем обработки информации могут заметно отличаться.

Приведем типы интеллекта по Гарднеру (Латыпов Нурали):

вербально-лингвистический интеллект - включает в себя чтение, речь, слух, письмо, каждое из этих занятий может быть охарактеризовано вполне определенным качественным образом; инструмент чтения: анализ произношения звуков, грамматики, знания языков, писем, речей, письменных текстов, в том числе литературных, комментариев, статей и пр., разговоров, диалогов, дискуссий.

визуально-пространственный интеллект - включает умение фиксировать и создавать образы в мозге, располагать их и самому ориентироваться в пространстве, визуализировать; инструмент изучения:

рисунок, набросок, картина, конструирование и решение пространственных головоломок, анализ увиденного, снов, фильмов.

логико-математический интеллект — использует логическое и абстрактное мышление и математические способности, а также умение проводить количественные оценки и упорядочивать структуры; изучается:

построение причинно-следственных связей, дедуктивная и индуктивная логика, анализ фактов, накопление различной информации, организация и упорядочение данных, без данных, последовательностей, таблицы и схемы.

музыкально-ритмический интеллект - содержит анализ звуковых последовательностей, различных музыкальных форм, понятия мелодии, ритма, тона, тембра, громкости, темпа; можно изучить: восприятие различных звуков, их распознавание, в том числе музыки, способа и характера ее использования - оперы, симфонии, хора, сольного пения, типов голосов.

тактильно-кинестетический интеллект - представляет собой форму познания реальности в ощущениях и различных формах движения и телесного контакта; инструмент изучения: физическая активность (спорт, действия), соревнования, ощущения при тактильных взаимодействиях, практика в формах искусства (постановка сцен, пьес), участие в реальных действиях; способность использовать свое тело для выражения эмоций, для создания нового предмета, ощущения или знания;

межличностно - социальный (интерперсональный) интеллект - обусловлен взаимодействием, коммуникацией, обращением, пониманием, симпатией, сочувствием, заботой можно изучать: умение общаться, разговаривать, смеяться, кричать, встречаться, приветствовать, быть в толпе, способность к совместным действиям, желание быть или не быть лидером, сотрудничать в решении проблем, иметь определенную харизму, желание быть ведущим или ведомым.

внутриличностный,  интроспективный  (интраперсональный)

натуралистический интеллект - тесно связан с физическим миром, определяет способность проводить качественный анализ явлений внешнего материального мира и продуктивно ею пользоваться для различных действий в естественных науках.

В целом интеллект предстает как структура способностей, среди которых мыслительные играют самую важную роль, но не единственную, поскольку очень большое значение для общего интеллекта имеют свойства внимания, памяти, восприятия. Однако в современной психологической литературе достаточно часто два понятия - интеллект и мышление - рассматриваются как синонимичные. Интеллектуальное развитие зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую,           обогащающую,            систематизирующую           роль    выполняют умственное воспитание и обучение.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.