выполнила:
педагог-психолог
Эсиева Дарья Вячеславовна
МАОУ «Байкаловская СОШ»
Тюменская область
Тобольский район
село Байкалово
Практическое занятие для родителей
«Бесконфликтное общение в семье с детьми»
Цели: 1. Обсуждение с родителями проблемы воспитания детей в семье, показать способы решения конфликтных ситуаций
- Формирование у родителей навыков конструктивного общения с детьми
- Воспитание ценности взаимоуважения, доверия в семье
- I. Вступительное слово
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так происходит не всегда. Нас, родителей, волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этим. Эпиграфом нашего собрания мы взяли слова Владимира Леви: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)
Сегодняшнее собрание мы проведём как практическое занятие по теме «Бесконфликтное общение в семье с детьми». У детей в повседневном общении возникают ссоры, конфликты и со сверстниками, и со взрослыми.
Упражнение «Ассоциации»
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «конфликт с ребёнком» (цвет? погода? животное?)
Как эффективно справиться с конфликтными ситуациями в семье? Давайте познакомимся с принципами общения, которые помогут вам достойно сделать замечание, не унижая достоинства ни своего, ни ребёнка, научат, как преобразовать ваши собственные установки в позитивные. Не забывайте, что умению выходить из трудных ситуаций ребёнок учится у нас.
Приглашаю вас к активному сотрудничеству.
Делая замечание, взрослые могут
- обвинять ребёнка
- поучать
- укорять
- угрожать
- задабривать
- стыдить
- ваши варианты? (ответы родителей фиксируются на доске)
- Работа в группах. Обсуждение ситуаций
Мы предлагаем вам ситуации, из-за которых часто возникают конфликты между родителями и детьми. Ваша задача, прочитать ситуации в группах и решить, какова будет Ваша реакция? (действия)
1 группа. Ребёнок разбросал свои вещи по всей квартире.
2 группа. Ребёнок не вымыл после себя посуду…
3 группа. Ребёнок включил музыку во всю мощь…
4 группа. Ребёнок устроил дома сборище друзей…
5 группа. Ребёнок не выполняет домашние задания…
6 группа. Ребёнок нарушил запрет родителей и ушёл на дискотеку, гулять и др.
- 3. Презентация работы групп (родители высказываются о своих действиях)
А какие конфликтные ситуации возникают в вашей семье? (родители предлагают варианты). Как вы разрешаете данные ситуации?(действия родителей) Пишем на доске.
- Информация «Принципы общения»
Часто в таких случаях родители допускают негативные высказывания в адрес детей: «Ты плохой, мне такой ребёнок не нужен, что ты за неряха и т.д.». Это приводит к следующим последствиям: у ребёнка формируется
- чувство вины,
- повышенная тревожность,
- замкнутость,
- ощущение своей ненужности,
- отчуждение от родителей,
- конфликтность,
- лживость,
- агрессивность…
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с детьми и подростками? Когда у родителей терпение лопнуло, незачем притворяться спокойным, скрывать свою досаду. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения.
Принципы общения
«Я»- сообщения
- Замечания.
Говорить нужно о ситуации, а не о личности
Я чувствую
Я расстроен
Я огорчён
Мне обидно
2 Гнев.
«Я»- сообщения не унизят ничьего достоинства
Мне не нравится
Мне хотелось бы
Я возмущен
Я переживаю
Упражнение «Переделай фразу»
Участникам раздаются карточки. Их задача перефразировать фразу. Вот список выражений, которыми мы часто пользуемся по отношению к ребенку, но они не правильные. Давайте попробуем их исправить.
Не кричи
|
Говори тише. |
Снова беспорядок
|
Уберись, пожалуйста. |
Я кому говорю
|
Услышь меня, пожалуйста. |
Сколько тебе говорить
|
Выполни мою просьбу, пожалуйста. |
Я уже не знаю, как с тобой разговаривать |
Давай найдём решение, которое нас обоих устроит. |
Я сказала - нет |
Я высказала своё мнение, и оно не изменится. |
Потому что я так сказала
|
Потому что решение приняли родители. |
Как мне это надоело, если бы ты только знал! |
Я не настроена это обсуждать сейчас, давай поговорим об этом позже. |
А я не устала?
|
Я понимаю тебя, мы все устали. |
Ты у меня сейчас получишь |
Я огорчена, и могу сделать то, о чём мы будем потом оба жалеть. |
Ты что, с ума сошёл? |
Я очень удивлена, расстроена твоим поступком. |
Садись за уроки |
Сделай сначала уроки, затем займёшься своими личными делами. |
Зачем ты меня обманываешь |
Мне очень важно, чтобы ты всегда говорил правду. |
Я всё отцу расскажу |
Мне придётся рассказать всё отцу. Вероятно, его расстроит твой поступок. |
Все дети как дети, а ты |
Я люблю тебя несмотря ни на что, но твоё поведение меня часто огорчает. |
Не мешай разговаривать
|
Мне трудно беседовать, когда меня прерывают. |
- Практическая работа.
«Шесть шагов беспроигрышного поведения в конфликте».
1шаг. Определить суть конфликта.
2 шаг. Найти совместные варианты решения
3 шаг. Оценить эти варианты
4 шаг. Выбрать наилучший вариант
5 шаг. Выработать пути воплощения его в жизнь
6 шаг. Проследить за воплощением решения
Группам предлагается заново решить конфликтные ситуации с использованием данной методики и «Я»- высказываниями. Выбрать 2 более распространённых ситуации или свой вариант (проработать пример)
Ребёнок хочет на дискотеку, родители не пускают.
- Выступление групп.
- Мозговой штурм «Формула семейной гармонии»
Родителям предлагается высказать своё мнение одной фразой, какие возникают ассоциации со словами «семейная гармония», «семейная дисгармония». Все высказывания фиксируются на доске, из них и выводится формула (например: уважение + доверие +понимание +искренность - злоба- жестокость- грубость = гармония в семье)
- Рефлексия
Родителям предлагается закончить на листках предложения:
- Для меня было неожиданным, новым…
- Я задумался сегодня…
9.Подведение итогов собрания
Учитель благодарит родителей за откровенность и активность и вручает им памятки «Заповеди для родителей»
1.Относитесь к ребёнку, как к личности
- Не унижайте ребёнка
3.Не читайте ребёнку нотации
4.Будьте во всём ему авторитетом
5.Всегда чутко слушайте ребёнка
6.Не стремитесь сделать ребёнку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми
7.Не вымогайте обещаний
- Не потакайте
9.Будьте строгими и добрыми, ибо строгость родителей- прекрасное лекарство: в нём больше сладкого, нежели горького.
Заключительное слово. Обращайтесь чаще в школу за помощью, давайте вместе решать конфликты.
Педагог-психолог: Эсиева Д.В.