ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Чеховская Наталья Петровна

учитель – логопед

МАОУ «ОК «Лицей №3»

имени С.П. Угаровой»

г. Старый Оскол

 Логопедическая тема: Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Лексическая тема: Бытовая техника
Цель: закрепление знаний учащихся об изученных буквах.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- актуализировать знания о гласных второго ряда.
Коррекционно – развивающие:
- дифференцировать согласные звуки по твердости - мягкости;
- развивать мелкую, общую моторику и координацию движений;
- совершенствовать навыки координации в пространстве;
Коррекционно – воспитательные:
- развивать способность к переключению, самоконтролю;
- развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению;
- формировать навыки самоанализа.
Оборудование:  доска, магнитные буквы, слоговая таблица, карточки с загадками, карточки со словами, карточки с предложениями, звуковые линейки, фишки, таблица-опора для характеристики звуков, рабочие тетради, цветные ручки, предметные картинки с изображением бытовой техники, листы самооценки на каждого ученика.
Ход занятия.

I Орг. момент:
- Здравствуйте ребята, я рада сегодня вас видеть!

- Послушайте внимательно стихотворение.
Сказочный, волшебный дом.
Азбука-хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные -
Гласные, согласные.

  1. Определение темы и цели занятия.
    - Этот волшебный дом опустел. В нем нет необходимой мебели и бытовой техники, потому что гласные в их названиях поссорились, не хотят дружить между собой. Нам нужно им помочь, расселить гласные 1 и 2 ряда по этажам.

- Вспомните, какие гласные оставляют впередистоящий согласный твердым?
- А какие гласные смягчают впередистоящий согласный?

- Назовите парные гласные.
- Для чего нам нужно различать схожие на слух звуки?
Верно, чтобы правильно писать и читать обозначающие их буквы. Если мы с вами выполним все задания верно, то дом снова наполнится необходимой техникой и мебелью.

- Посмотрите на лист самооценки. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на занятии?

 

- Правильно, мы будем внимательно слушать и различать схожие на слух звуки, правильно произносить их, читать и писать обозначающие их буквы.
- Вспомните гласные первого ряда.
- С какими согласными они дружат?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?
- Сформулируйте вывод об обозначении твердости / мягкости согласных .
-  Возьмите свои листы - самооценки и оцените свою работу в первой строке.
 
III. Упражнения для развития артикуляторно - акустических дифференцировок.
Чтение по слоговой таблице.

ПА

СЭ

ТЁ

ДИ

ТО

ВТУ

ПЯ

ПО

ДЫ

СЕ

ЛЮ

ЛУ

 

- Будьте внимательны, прочтите слоги и ответьте на вопросы:

- Найдите столбик, в котором все гласные обозначают твердость согласных
- Найдите столбик, где все гласные обозначают мягкость согласных.
- Прочтите 2 строку снизу, найдите лишний слог.

- Прочтите 2 столбик справа, найдите лишний слог.
- А теперь прочтите все слоги в таблице, в которых гласные обозначают твердость согласных.
- Прочтите все слоги в таблице, в которых гласные обозначают мягкость согласных.
IV. Отгадывание загадок
- прочтите и отгадайте загадки:

Привезли на кухню ящик -
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает.

Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул.

Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел - там пыли нет,
Пыль и сор - его обед.

Вот так дом: Одно окно,
Каждый день в окне—кино.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь — обыкновенная.


V.Слоговой звукобуквенный анализ и синтез.
Каждый ребенок работает со своим словом, затем проверка каждого.

- Молодцы, теперь давайте оценим свою работу на второй строке листа самооценки.
VI. Физ.минутка

 «Теремок»

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на места)
VII. Сопоставление лексического значения слов, различающихся твердостью / мягкостью согласного.
- Может ли один звук или буква изменить слово?
- Давайте проверим (на доске карточка со словами-паронимами: мал - м…л)
- Заменим гласную 1 ряда « а» на её парную 2 ряда. Какое слово получилось? (мял). Произнесите эту пару слов. Чем различаются эти слова?  Какие различия на письме. Сделайте вывод.
Работа по карточкам, для проверки обмениваются с соседом. 

Каждый ученик читает свою пару слов и объясняет, чем слова отличаются друг от друга. Логопед сопровождает объяснение детей показом на доске.
VIII. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Посмотрите на эти предложения. Нужно прочитать, вставить пропущенные буквы.
Текст на доске: 
Мама гл…дит бр…ки ут…гом. На пл…те закипел чайн…к. Кино показали по т…левизору. Саша отн…с продукты в холодильн…к. По рад…о  передавали концерт. Папа поджарил сухар…ки в тостере.

(Вставить пропущенные буквы, затем проверка)

- Молодцы, ребята! Оцените себя на листе самооценки на третьей строке.
IX. Итог занятия.
- Назовите гласные 1 и 2 ряда.
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Что было трудно?
- Что легко?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Какие гласные обозначают твердость согласных?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.