ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Покидова Тамара Геннадьевна

Педагог-психолог

МАДОУ №224

Г. Кемерово

Психологическая готовность к школе

(консультация для родителей)

Говоря о психологической готовности к школе необходимо помнить, что это не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда. Хотя пропорции, его составляющие могут быть разными – они могут дополнять друг друга и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

Это - МОТИВАЦИОННАЯ, личностная готовность – «внутренняя позиция школьника»;

         -ВОЛЕВАЯ  ГОТОВНОСТЬ;

         - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ;

         - ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.

            Мотивационная готовность – наличие у детей желания учиться. Большинство родителей ответят, что их дети хотят учиться в школе, и, следовательно, мотивационная готовность у них сформирована. Однако, желание пойти в школу  существенно отличается от желания учиться.

Ребенок  хочет идти в школу, почему?

- потому что все его сверстники туда идут;

-потому что покупаются новые красивые вещи;

-потому что новое привлекает, а в школе все новое;

-потому что не надо спать.

Однако, все это не означает, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети 6-7 лет отлично усвоили, что вы можете отказать им в покупке игрушки, но ручку или тетрадь купите без уговоров. Дети видят, что вы можете прервать самую интересную игру ради занятий чтением или письмом, и не мешаете старшим братьям или сестрам допоздна засиживаться за уроками.

Поэтому ребенок и стремится в школу, что это поднимает его на ступеньку выше в его социальном статусе – он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например на новый ранец, пенал, а также закрепленные за ним обязательства – готовить уроки, рано вставать и т.п. Он  еще не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется отказаться  от игры или прогулки, но в принципе, он признает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление  СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».

Такая позиция формируется  у большинства  детей  к 7 годам, однако, если ребенок часто слышит от взрослых разговоры о том, что в школе неинтересно,  трудно, что это пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему не меняется  оттого, что он идет в школу, такая позиция может не сформироваться вообще.

Важно рассказывать детям о том, что значит быть школьником, в чем заключается «взрослость» школьника, какие обязанности ему нужно будет выполнять; на доступных примерах показывать важность уроков, оценок, школьного распорядка, и, конечно, всячески поощрять любознательность ребенка. При этом основой мотивации должно быть само знание, а не его оценка.

Правомерен вопрос: если позиция школьника основывается на внешних атрибутах (новый статус, вещи), в чем же ее ценность, если ребенок устает и разочаровывается при первых трудностях и неудачах?

Дело в том, что мотивационная готовность (или познавательная мотивация) не вырастает на пустом месте., а внешняя сторона – это первый этап мотивационной готовности. Этот интерес недолог и быстро,  в течение 2 – 3 месяцев исчезает. На смену ему должен сформироваться интерес к содержанию занятий, получению новых знаний, а это уже во многом зависит от того, чему и как будет учиться ребенок в школе.

А поскольку мы говорим о состоянии, которое предшествует приходу в школу, то как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление пойти в школу, и готовность соблюдать школьные обязанности и правила и является основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее – это обучение детей навыкам письма, чтения  и счета. Конечно, хорошо, когда у ребенка уже сформированы определенные навыки чтения, счета и письма. Но гораздо важнее – наличие такого уровня психологического развития, который и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать и считать «про себя», то есть «во внутреннем плане».  Часто употребляется термин «знаковая функция сознания», который обозначает более высокий интеллектуальный уровень детей, когда рисунки, чертежи, буквы и цифры замещают реальные предметы.

Поиграйте  с вашим ребенком в игры со знаками – заменителями. Например, для того чтобы посчитать машинки – обозначьте их спичками или пуговицами; нарисуйте палочки или кружочки.

Если ребенок плохо запоминает , например, стихотворение, - научите его пользоваться опорными знаками для обозначения слова, строки или части стиха.

Такие игры помогают развивать память, внимание, организуют деятельность, помогают умению выделять главное и второстепенное, формируют операции обобщения.

Нельзя переоценить также значение словарного запаса, развития речи, а в основе этого лежит, конечно, чтение, обсуждение прочитанного и заинтересованное общение с ребенком.

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Для нормальной адаптации необходимо умение контролировать свою двигательную активность, действовать по указанию взрослого, подчиняться правилам. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинять ему свои непосредственные желания и побуждения. Поэтому важно, чтобы ребенок умел сосредоточиться на инструкции взрослого.

Вы можете развивать такое умение дома, давая детям разные, вначале несложные задания, лучше в игровой форме. При этом нужно попросить ребенка повторить ваши слова, чтобы убедиться, что они услышаны и правильно поняты. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить полученное задание разными способами.

Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети в определенной последовательности рисуют круги, квадраты, прямоугольники, треугольники; или узоры по образцу или на слух.

Можно попросить ребенка вычеркивать определенную букву их газетного текста. Это развивает внимание, сосредоточенность и работоспособность. Если ребенок устал, можно облегчить его задачу, сказав, что ему осталось вычеркнуть 5 – 10 букв.

МОТОРНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Еще одним параметром психологической готовности является двигательная, телесная готовность. Этот параметр является одним из показателей физического развития и психологической готовности, в том числе.

Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, не уставая и выдерживая необходимые нагрузки при письме.

Необходимо также обратить внимание на зрительно-двигательную координацию, так как ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть и писать или рисовать. И, если для развития волевой готовности лучше диктовать графические диктанты на слух, то для развития моторики лучше давать задания на умение копировать. Здесь очень полезным будет и конструирование по заданному образцу.

Развивая мелкую моторику, одновременно мы развиваем и речь ребенка, поскольку этими функциями занимаются одни отделы головного мозга. Поэтому, игры с пуговичками, бусинками, крупой и т.п. в увлекательной форме могут быть очень полезны для общего развития вашего ребенка – моторного, творческого, волевого.

И еще один важный компонент – способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим действиям и знаниям.

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.