выполнила:
Воспитатель
Никифорова Галина Ивановна
МАДОУ «Колобок»
Ямало – Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для старших дошкольников «Зимующие птицы»
Задачи:
- Познакомить детей с непростой жизнью птиц в зимнее время.
- Развивать умение отвечать полным предложением на вопросы, обогащать словарный запас.
- Воспитывать у детей желание помогать птицам, подкармливать их по мере возможности.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
чтение произведения Е. Чарушина « Воробей»;
загадывание загадок о птицах.
Словарная работа: клёст.
ХОД:
- Ребята отгадайте загадку: маленький мальчишка
В сером армячишке
Собирает крошки
Он боится кошки. (Воробей).
Молодцы отгадали правильно. А вот послушайте ещё одну.
Стучу, голова болит
А не стучу – голодный. (Дятел).
О ком говорится в этих загадках?
- о птицах.
- о каких птицах?
- правильно о зимующих.
- Почему они называются зимующими? (ответы детей). - На улице какое время года? (ответы детей).
Как вы думаете ребята, что для птиц страшнее: голод или холод? Почему расскажите? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ). - Правильно и холод и голод страшен птицам. Но холод не так страшен , как голод.
- у птиц к зиме вырастает подпушек под пёрышками (мелкие пёрышки, пушок).
Самое страшное для птиц это голод.
– А почему у птиц зимой появляются такие трудности с кормом? Давайте вспомним, чем питаются птицы?
Где могут добывать себе корм зимой в природе?
-Максим как ты думаешь?
- А как думает Дима ?
( ягоды на деревьях, кустарниках, семена травянистых растений).
Что может произойти с кормом? Представьте себе, что выпало много снега? Да ребята, очень часто корм в природе заканчивается или его засыпают обильные снега.
Вот тогда и наступает для птиц тяжёлое время. Если птицам в этот период не помочь, они начнут гибнуть.
Что же делать? Как же им помочь?
-Кто должен помогать? (ответы детей). Я ребята часто замечала, что очень много птиц собирается в людных местах. Там где много людей. Как вы думаете почему? Они просят помощи у людей. Мы люди должны помочь зимующим птицам.
- Дима расскажи, как мы можем помочь зимующим птицам?
- А как думает Ксюша?
- Правильно мы можем сделать для них кормушки и подкармливать птиц.
А можем просто бросить семечек в тех местах, где собираются птицы. А каких птиц мы можем подкармливать зимой? Какие птицы зимуют у нас?
(ворона, воробей, дятел, синица, сорока, сова.) Я знаю ещё зимующую птицу Клёст. У неё очень удивительный клюв - крестообразный.
А сейчас я прочитаю рассказ. Слушайте внимательно, а потом ответите на вопросы. (читаю текст). О какой птице рассказывает автор? (ответы детей).
Как выглядит клёст?
-Какой у него клюв?
-Чем питаются клесты?
-Где зимуют клесты?
-Почему птенцы клеста появляются зимой?
( ответы детей).
Физкультминутка:
Воробьи- воробушки, (похлопывание руками по бокам)
Серенькие пёрышки! (махи руками вверх- вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучим кулачками друг о друга).
У меня с ладошки (дуем на раскрытые ладони).
Нет, с ладошки не клюют (развели руки в стороны пожали плечами).
И погладить не дают.(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо).
Как бы нам поладить, чтоб дались погладить. (хлопки в ладоши)
Посмотрите, что нам передал сторож.
Письмо от «Незнайки». Вот, что он пишет.
Здравствуйте дорогие ребята!
Пишет вам незнайка. У меня большое горе. Знайка задал мне несколько вопросов, а я не знаю, как на них ответить.
Помогите, мне, пожалуйста!
Поможем ребята?
Слушайте вопросы такие:
- Каких зимующих птиц ты знаешь?
(ворона, воробей, дятел, синица, сорока, сова, клёст).
- В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (ворона утром , а сова ночью.)
- Какой клюв у дятла и у клеста?
( у клеста - крестообразный, у дятла - большой, крепкий,).
-Чем питаются зимой снегири и клесты?
(снегири - семенами растений и ягодами рябины.
Клесты - семенами еловых и сосновых шишек.)
Молодцы ребята. Завтра мы напишем Незнайке письмо с ответами.
- А сейчас расскажите, о ком мы с вами говорили? (о зимующих птицах).
- Почему птиц называют зимующими?
-Как мы можем помочь зимующим птицам?
- как вы думаете, какую птицу, можно назвать самой смелой, не боящейся морозов? Почему? (клёст).
(ответы детей).
На этом наше занятие окончено.