ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

выполнила:
Хорохордина Марина Александровна
педагог-психолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Сказка»
г. Оленегорск

«Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ»

 (сопровождается презентацией)

           Цель психологического сопровождения: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.

Задачи: 1) Содействовать созданию психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.

 2) Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.

3) Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе, в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.             

4) Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

 

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь».

           Уважаемые коллеги! Одним из главных условий ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. Его осуществление рассматривается как необходимое условие для развития и формирования личности ребёнка, является одним из принципов дошкольного образования «обеспечение полноценного проживания ребёнком всех этапов детства».

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психологического сопровождения образовательного процесса является совместная, организованная деятельность всех специалистов, направленная на обеспечение наибольшей продуктивности образовательной деятельности.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Работу психолога с детьми можно сравнить с работой ювелира. Она требует, как точности, так и творческого подхода. Одно неверное действие может привести к печальному результату. Я понимаю, что это очень большая ответственность и следую главному принципу – «не навреди».

Основными направлениями моей деятельности являются: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение.

А сейчас конкретно остановлюсь на каждом направлении моей работы:

           Психодиагностика. Цель – получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблемы участников воспитательно-образовательного процесса.

      В рамках психодиагностического направления осуществляется:

  1. Адаптация. С целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в детский сад я, совместно с воспитателями, провожу анкетирование родителей, ежедневное наблюдение за эмоциональным состояние детей, фиксирую результаты в адаптационных листах. Совместно с воспитателями групп провожу игры-сюрпризы, игры-забавы, игры с использованием фольклора, музыкальные игры - все это способствует получению положительных эмоции и снижению психоэмоционального напряжения у детей. Также использую программу А.Ю Кремляковой «Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ». Программа направлена на психологическую поддержку детей младшего дошкольного возраста в период адаптации. Рекомендую эту программу молодым специалистам, использую сама, веду углублённую работу с родителями детей трудно адаптирующихся к детскому саду.
  2. Диагностика воспитанников подготовительных групп проводится с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе. Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (сентябрь) и в конце года (март - апрель). Для обследования я использую программу «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет» (Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова). Данная программа включает пакет диагностических методик, позволяющих исследовать информационный, личностно- мотивационный, психофизиологический показатели уровня предшкольной подготовки с учётом требований ФГОС ДО.

После обследования психических процессов, психологической готовности к школе формирую группы для коррекционной работы с детьми, показавшими низкий уровень развития. Родители этих воспитанников приглашаются на консультацию, где мы совместно с ними и педагогами разрабатываем пути решения поставленной проблемы.

  1. С целью раннего выявления проблем в развитии, с детьми средних групп провожу диагностику внимания и работоспособности автора С. Д. Забрамной. Довожу до сведения родителей результат диагностики и вместе с ними выстраиваем алгоритм работы. Работая в тесном контакте с родителями, стала замечать: они более открыты, идут на контакт, чаще обращаются за советом, выполняют все предложения и рекомендации, что дает положительный результат в развитии детей.

Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, тревожные замкнутые дети) проводится с целью учёта и организации дальнейшей помощи участникам воспитательно-образовательного процесса.

Для этого использую стандартные диагностики:

- методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (авторы А. И. Захарова и М. А. Панфиловой)

- тест тревожности (авторы Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

- тест агрессивности «Кактус» (автор М. А. Панфилова),

 - тест «Рисунок семьи» (А. И. Захаров, Н. Н. Кольцова)

- тест «Несуществующее животное» (автор М. З. Дукаревич)

Я убеждена, что вовремя увиденная проблема и своевременно оказанная помощь облегчают дальнейшую жизнь ребенка и помогают родителям в воспитании и развитии детей.

Дошкольный возраст – важный период развития не только познавательных способностей ребенка, но и становление его самосознания, развитие личности ребенка, период начальной социализации.

Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса.

В данном направлении проводится работа по адаптации детей к условиям новой социальной среды. Использую такие приемы как:

-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;

-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка или семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

-содействие благоприятному социально-психологическому климату в образовательном учреждении.

Практика показывает, работа по психопрофилактике необходима в дошкольном учреждении. Именно она способствует раннему выявлению проблем в развитии и воспитании детей, и более четкой корректировке воспитательно-образовательного процесса.

Коррекционная и развивающая работа - одно из важных направлений моей деятельности. Целью психолого-педагогической коррекции считаю - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития. Через игровую деятельность я корректирую личностные качества, поведение моих воспитанников, формирую познавательные процессы, коммуникативные умения.

С детьми старших и подготовительных групп 2 раза в неделю провожу занятия по программе Н. Ю. Куражевой «Цветик – семицветик», которые направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, коммуникативных умений, формирование позитивной мотивации к обучению, развитие познавательных и психических процессов. От того какие дети по характеру в той или иной группе я меняю структуру занятия. Дифференцированно подхожу к подбору материала. Результатом этих занятий стало то, что дети научились выражать свое мнение, обращать внимание на нравственные черты характера сверстников. Моя дальнейшая цель сформировать положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к сверстникам, к будущим учителям, развивать умения выступать публично, нести ответственность за порученное дело.

Дети средних групп тоже не остаются без моего внимания. Я считаю, если ребенок с детства научится налаживать контакты с другими людьми, то и в жизни ему будет легче адаптироваться в социуме. Для этого 1 раз в неделю я провожу групповые занятия по развитию коммуникативных способностей, которые проходят в спортивном зале детского сада, использую специально подобранные подвижные игры и упражнения. На занятиях мы учимся понимать эмоции других людей, договариваться, развивать знания о своём «Я», тренируемся преодолевать конфликты в общении друг с другом. Дети уже научились устанавливать доброжелательные отношения, делать комплименты, замечать положительные качества других и выражать это словами.

Для реализации ФГОС ставлю перед собой цели и задачи, которые подразумевают систему психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно имеющимся рекомендациям узких медицинских специалистов, разрабатываю индивидуальные маршруты воспитания и обучения, которые предназначены для проведения коррекционно-развивающей работы с такой категорией детей. Мною ведется интенсивная работа с семьями воспитанников, где обсуждаются возможные варианты решения проблемы, определяются наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы.

В конце каждого учебного года, анализируя коррекционно-развивающую работу, я все больше убеждаюсь, что созданные условия дошкольном учреждении, а также организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса способствуют формированию у воспитанников положительных черт характера, уверенности в себе и своих силах, самоуважении, толерантности, коммуникативных умений, эмоционального благополучия.

В оказании психологической помощи при решении проблем всех участников образовательного процесса оказывается психологическое консультирование. Профессиональная деятельность педагога осуществляется посредством общения. От того, насколько эффективен этот процесс, зависят результаты педагогического труда. В работе с педагогами большое внимание уделяю формированию коммуникативной компетентности, считаю, что воспитателю важно научиться читать эмоции ребенка и правильно на них реагировать, давать позитивные установки, вселять ребенку веру в собственные силы. Ему просто необходимо уметь грамотно разрешать педагогические ситуации и находить общий язык с любым участником образовательного процесса.

Наряду с этим, профессия воспитателя относится к разряду стрессовых и эмоционально напряженных. Рабочий день педагога не заканчивается за порогом детского сада, ограниченный временными рамками, он находится в состоянии постоянного эмоционального напряжения, профессионального стресса. Все эти 5 факторы деформируют личность, приводят к эмоциональному выгоранию, что влияет на все стороны жизни и препятствует эффективному общению. Уставший педагог не имеет желания самосовершенствоваться, углублять свои знания.

Одно из важных мест в своей профессиональной деятельности уделяю профилактике «эмоционального выгорания». Основными и приоритетными формами работы в этом направлении считаю тренинги с использованием арттерапии, психогимнастических и телесных упражнений. Особенно приятно видеть, как изменяется настроение и отношения внутри коллектива после таких занятий. Но работа с педагогами не заканчивается только на профилактике «Эмоционального выгорания», это еще и:

  • систематизированное психологическое просвещение педагогов;
  • групповые и индивидуальные консультации с педагогами по актуальным темам;
  • участие и активная работа в психолого-педагогическом консилиуме детского сада (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
  •      медико-педагогические совещания, консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка";
  • проведение семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр с педагогическим коллективом с целью личностного и профессионального роста.
  • недели физического и психологического здоровья.

На мой взгляд, чем больше психолог взаимодействует с педагогами, тем выше уровень доверия к нему, как профессионалу: педагоги идут на консультацию, используют рекомендации на практике. А это уже половина успеха в достижении общих целей.

Психологическое просвещение в нашем образовательном учреждении проходит через следующие мероприятия:

  • выступления на родительских собраниях;
  • семинары – практикумы;
  • создание информационных папок-передвижек для родителей «Страничка психолога»;
  • Оформление информационного стенда «Для вас, родители»;
  • информирование через сайт детского сада.

Проводимая работа с семьями воспитанников в рамках психологического просвещения способствует не только повышению компетентности родителей и педагогов, но и дает возможность осуществлять взаимодействие, основанное на уважительном, доверительном отношении между участниками образовательного процесса.

Таким образом, созданная система в образовательном учреждении психологического сопровождения образовательного процесса помогает оказывать своевременную, квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания детей. И прав был В. А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 

 

 

Список литературы:

  1. Афанасьева, Н. В. Комплексное сопровождение детей в учреждениях образования [Текст] / Н. В. Афанасьева // Управление образованием. – 2006. - № 11. - С. 28 – 36.
  2. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - СПб., 1996. – 91 с.
  3. Волосовец, Т. Е. Методические рекомендации по психолого – педагогическому сопровождению обучающихся в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования [Текст] / Т. Е. Волосовец // Воспитание школьников. - 2004. - №5. - С. 2-9.
  4. Калугина, Т. Г. Концептуальные основы здоровьеразвивающего сопровождения образовательного процесса [Текст] / Т. Г. Калугина // Образование. - 2001. - №2. - С.31-47
  5. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.
  6. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.

    Перейти к  публикациям для педагогов    

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.