ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Рязанцева Олеся Юрьевна

педагог-психолог

ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Советское подразделение

Россия, Самарская область г. Самара

Министерство социально-демографической и семейной политики

Самарской области

Государственное казенное учреждение Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» 

Советское подразделение

 

 

 

Принята на заседании методического совета ГКУ СО «КЦСОН СО»

от «___» _______ 20__ г.

Протокол №_____________

 

 

 

 

Рязанцева Олеся Юрьевна

ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ  ДЛЯ   ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ                                                            «ЧУТКАЯ ДУША»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара, 2019

Содержание

 

 

стр

1.

Пояснительная записка

3

2.

Обоснование необходимости программы

4

3.

Основное содержание программы

7

4.

Учебно-тематический план

8

5.

6.

Календарный учебный график

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

11

 13

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа групповой работы с замещающими родителями (далее Программа)разработана для приемных родителей и опекунов,  находящихся на психолого-педагогическом сопровождении в Комплексном Центре.

Программа направлена на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, ратифицированную Верховным Советом СССР 13.06.1990 г., вступившую в силу в РФ 15.09.1990 г., Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом правок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015 года № 996-р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ от 25.08.2014 №1618-р.

Программа спроектирована в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция), методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с ГАОУ ВО «московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», направленными Министерством образования и науки Российской Федерации 18.11.2015 г. (письмо №09-3242) руководителям органов исполнительной власти Субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.Основанием для разработки программы  также являются Регламент групповой работы ГКУ СО «КСЦОН Самарского округа» (утвержден 15.01.2019 г. директором ГКУ СО «КСЦОН Самарского округа» Ждановой Г.В.).

Программа реализуется на основе личностно-деятельностногоподхода (Л.С. Выготский, В.П. Беспалько, В. И.Я. Лернер, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьева), личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и М.Н. Берулава.), компетентностного подходов (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.).

Программа направлена на оказание комплексной социальной помощи приемным родителям, а также на повышение уровня сформированности родительской компетентности.

Программа является модифицированной  и может служить средством для расширения и систематизации педагогического опыта по созданию модели психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обоснование необходимости программы

Конвенция ООН о правах ребенка, Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье.

Согласно закону «Об опеке и попечительстве» № 48 – ФЗ приёмный родитель обязан воспитывать приёмного ребенка, заботится о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения образования, готовить его к самостоятельной жизни, защищать жизнь и здоровье, уважать человеческое достоинство приёмного ребенка, соблюдать и защищать его права и интересы, обеспечить полноценный регулярный уход за приёмным ребенком в соответствии с его индивидуальными потребностями.

Приемная семья проходит сложные пути развития, на которых возникают трудности в установлении контакта с ребенком, определении педагогических стилей воспитания, формировании эмоциональной близости. Случается так, что на практике родители сталкиваются с такими проблемами во взаимоотношениях с детьми, к которым абсолютно не были готовы. В  процессе воспитания приемного ребенка у замещающих родителей могут появляться сложности и вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справиться с конфликтными ситуациями, не усугубляя при этом травмы, полученные ребенком до помещения его в новую семью.

Успешность решения проблем в замещающих семьях является важнейшей задачей специалистов службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, работа которых направлена на повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания несовершеннолетних.

Одной из форм сопровождения замещающей семьи является групповой формат работы с семьями. Программа групповой работы с замещающими родителями является инструментом, повышающим родительские компетенции, направлена на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителем их замещающих семей. Программа также направлена на профилактику эмоционального выгорания замещающих родителей.

В программе предусмотрены тренинговые занятия с замещающими родителями, которые  позволяют, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.

Общение не только со специалистами, но и в кругу единомышленников,  друг с другом  позволяет, во-первых, снизить уровень эмоционального напряжения и тревоги, во-вторых, убедиться в том, что они не одиноки в своих проблемах, и, в-третьих, поделиться опытом и своими «воспитательскими находками».

Цель программы – повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Задачи программы:

- познакомить замещающих родителей с психологическими, физиологическими особенностями детей соответствующей возрастной категории;

- освоить способы конструктивного разрешения конфликтов, возникающих при воспитании ребёнка;

- способствовать стабилизации эмоционального состояния замещающих родителей;

- формирование у замещающих родителей мотивации на освоение модели позитивного родительства.

Принципы реализации программы:

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой замещающей семье, с учётом её потребностей и особенностей;

- добровольное участие приемных родителей в работе коррекционной группы;

- взаимная ответственность специалистов, обеспечивающих работу программы замещающих родителей «Чуткая душа» и родителей за результаты совместной деятельности.

Ожидаемые результаты программы:

- повышение уровня сформированности родительской компетентностив воспитании, развитии детей;

- позитивная родительская позиция по отношению к детям и эмоциональное благополучие замещающих родителей.

 

 

 

Основное содержание программы

Программа групповой работы с замещающими родителями реализуется в течение года. Программа рассчитана на 8 занятий. Занятия проводятся 1раз в 2 недели, длительность занятия – 1,5-2 часа(согласно регламенту).

Программа предполагает следующие содержательные линии: просветительская,развивающая,социализирующая. Просветительская линия реализуется через организацию психолого-педагогического просвещения приемных родителей или по вопросам развития, воспитания, социальной адаптации и др.

Развивающая линия реализуется в групповых занятиях, участниками которых являются замещающие  родители. Развивающая линия направлена на формирование у замещающих родителей арсенала различных техник и способов реагирования для эффективного межличностного взаимодействия с детьми;

Социализирующая линия предполагает организацию занятий для приемных родителей совместно с детьми, нацеленных на расширение социального опыта членов замещающей семьи: взаимодействия, общения, коммуникативных актов.

Таким образом, основными направлениями деятельности групповой работы с замещающими родителями являютсяпрофилактические групповые занятия.

 Программа реализуется на основе инновационных и классических образовательных, психологических и социально-педагогических технологий.

В программе используютсялекционно-семинарские, практические занятия, тренинги.

Группа формируется из замещающих родителей: опекунов и приемных родителей, состоящих на сопровождении КЦСОН. На вводном и итоговом занятии проводится психологическая диагностика при помощи комплекса диагностических методик: «Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис),опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР),Анкета «Психологический тип родителя»(В. В. Ткачева), тест К.Томаса «Поведение в конфликте», анкеты опекунов и приемных родителей, Показатели психолого-педагогического просвещения родителей(И. Л. Хоменко) (Приложение 1).

Программу реализуют специалисты ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»: социальный педагог, педагог- психолог.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Название модуля, темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Модуль «Основы детской психологии и педагогики »

 «Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис), анкеты опекунов и приемных родителей, Показатели психолого-педагогического просвещения родителей (И. Л. Хоменко) 

1.1

Психофизиологические особенности детей разных возрастных групп.

2

1.2

Причины, проявления и пути коррекции различных проблем в поведении детей.

2

1.3

Семья как фактор социализации ребенка, позиция ребенка в современной семье.

2

1.4

Коммуникативные возможности внутрисемейного взаимодействия.

2

2.

Модуль «Родительская компетентность»

Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева), опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)

тест К.Томаса «Поведение в конфликте»

2.1

Позитивное родительство – путь к сотрудничеству и развитию.

2

2.2

Стили семейного воспитания и их влияние на поведение детей.

2

2.3

Способы разрешения конфликтов с детьми.

2

2.4

Расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.

2

 

Содержание учебно-тематического плана

№ п/п

Название модуля, темы

Содержание

1.

Модуль «Основы детской психологии и педагогики »

1.1

Тема: «Возрасты жизни».

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей и подростков, предложить практические рекомендации по их воспитанию.

Ведущий вид деятельности у детей разной возрастной группы. Периодизация.Возрастные кризисы.Ведущий вид деятельности у детей разной возрастной группы. Психические новообразования, социальная ситуация развития ребенка. Особенности игровой и учебной деятельности.

Решить  проблемные ситуации, возникающие в семье, в детском саду, в школе, характерные данному возрасту.

Научить родителей использовать в беседе, разговоре с ребёнком «Я – высказывание»; проговаривать правила, не используя слово «НЕ», учится взрослым узнавать чувства ребёнка и произносить их.

Упражнение «Нельзя»;

Упражнение «Правила для ребенка»

1.2

Тема: «Наказание и поощрение»

Цель: раскрыть приемы конструктивной критики.

 

Понятие о наказании, его виды. Деструктивные паттерны наказания и поощрения. Целесообразность использования наказания.

Как правильно ограничивать ребенка.

Как надо хвалить ребенка.

Развернутая оценка, безоценочное восприятие.

Работа в парах упражнение «Опять двойка»

Разбор проблемных ситуаций в группе.

Алгоритм запрета и ограничения.

1.3

Тема «Семья как система»

Цель: понимание родителями своей роли в воспитании и обучение ребенка, осознание значимости предполагаемой квалифицированной  помощи.

Понятие семья. Распределение ролей, функций в семье. Стиль взаимодействия родителя и ребенка. Мотивация родителей к самовоспитанию и саморазвитию. Адекватные представления о детских возможностях и потребностях. Сплочение родительского коллектива.

Упражнение «Знакомство».

Упражнение «Семейный портрет».

Рефлексия.

1.4

 Тема: «Гений общения».

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, групповой сплоченности, развитие эмоционально-волевых качеств.

Самоконтроль, способы саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Скульптура».

Упражнение «Запомни и расскажи».

Рефлексия.

2.

Модуль «Родительская компетентность»

2.1

Тема: «Технология позитивного родительства»

Цель:актуализиция воздействия факторов, принадлежащих уровнювлияния семьи.

Осознание себя родителем, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней. Согласование родительских представлений, ролей, позиций, стилей воспитания, установок и ожиданий.

Осознание состояния «Я»-родитель (по Э. Берну).

Упражнение «Переходим на один язык»

Упражнение «Зеркало»

 

2.2

Тема: «Стили семейного воспитания и их влияние на поведение детей».

Цель: ознакомление родителей со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения. 

Способность родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка.

Неадекватные родительские позиций. Формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей;

Упражнение «Нить сближения»

Мозговой штурм«Пословицы и поговорки о семейном воспитании»

Стили воспитания.

Упражнение «Хвасталки»

 

2.3

Тема: «Конфликт в нашей жизни».

Цель: формирование навыков принятия положительных решений в конфликтных ситуациях между родителями и детьми.

Причины, проявления конфликтов.  Профилактика конфликтов. Мини-лекция

«Конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликтов».

Упражнение «Достойный ответ».

Упражнение «Позитивные качества».

Рефлексия «Интересное - полезное».

2.4

Тема «Как защитить ребенка от преступления».

Цель: познакомить родителей с профилактическими мерами против вовлечения ребенка в преступную среду или в качестве жертвы.

Основные причины вовлечения ребенка в преступную среду. Что должен знать родитель. Что должен знать ребенок

Слушать и слышать ребенка. Меры предосторожности.

Упражнение «Что делать, если…»

Упражнение «Каким мы хотим видеть своего ребенка».

 

Календарный учебный график

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

16.00-18.00

груп

2

Психофизиологические особенности детей разных возрастных групп.

ГКУ СО КЦСОН СО Советское подразделение

Комплекс диагностических методик и анкет

 

2

09

16.00-18.00

груп

2

Причины, проявления и пути коррекции различных проблем в поведении детей.

3

10

16.00-18.00

груп

2

Семья как фактор социализации ребенка, позиция ребенка в современной семье.

4

10

16.00-18.00

груп

2

Коммуникативные возможности внутрисемейного взаимодействия.

5

11

16.00-18.00

груп

2

Позитивное родительство – путь к сотрудничеству и развитию.

6

11

16.00-18.00

груп

2

Стили семейного воспитания и их влияние на поведение детей.

7

12

16.00-18.00

груп

2

 Способы разрешения конфликтов с детьми.

8

12

16.00-18.00

груп

2

Расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М: Астрель; 2010. – 238 с
  2. Настольная книга приемного родителя СПБ.: Сенкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. 128 с.;
  3. Прихожан А.М. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  4. Овчарова Р. В.. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт. - 496 с.. 2006
  5. Петрановская Л. В. «Как ты себя ведешь?» Пособие для приемных родителей. АНО «Студио-Диалог», 2009.
  6. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 150 с., илл.
  7. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. – М: Эксмо, 2011. – 336 с
  8. Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. Методическое пособие.— Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2005. — 356 с.
  9. Суркова Л.В. Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 224 с.
  10. Суркова Л.В. Ребенок от 8 – 13 лет: самый трудный возраст. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 224 с.

https://spavochnick.ru 31мая 13:30

http://www.educaltai.ru  12 августа 14:00

http://psyjournals.ru/ 15 августа 15:00

https://bookucheba.com 15 августа 15:30

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Анкета приемного родителя.

Фамилия, имя, отчество приемного родителя_______________________________

Возраст___________

Дата заполнения анкеты : «____»________________20__г.

  1. Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние здоровья приемного ребенка

- практически здоров;

- имеет хронические заболевания (какие именно);

- инвалид                 

  1. Вы с приемным ребенком обращаетесь за медицинской помощью в связи с

- имеющимися заболеваниями;

- профилактикой;

- по симптоматике (температура, кашель, насморк, ушиб и т.д.)

  1. Считаете ли Вы, что за время пребывания в Вашей семье, здоровье приемного ребенка:

- улучшилось;

- нормализовалось;

- осталось без изменений;

- ухудшилось

  1. Считаете ли Вы, что успехи приемного ребенка в сфере образования соответствуют его способностям

- полностью;

- частично;

- не соответствуют

  1. Считаете ли Вы, что приемный ребенок в образовательном учреждении:

- не имеет проблем;

- имеет незначительные трудности;

- имеет значительные проблемы

  1. Укажите, какие дополнительные занятия посещает приемный ребенок (кружок, секция и т.д.)________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Считаете ли Вы, что дополнительные занятия приемный ребенок посещает:

- с удовольствием;

- по настроения;     

- по принуждению

  1. Напишите, какими привлекательными качествами обладает приемный ребенок____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Перечислите, пожалуйста, кто из Вашего ближайшего окружения принимает непосредственное участие в воспитании приемного ребенка (Ваши родители, сестры, братья, дети и т.д.)____________________________________________________________________________________________________________________10. Оцените, пожалуйста, бытовые условия вашего приемного ребенка:

- имеет отдельную комнату;

- имеет выделенное место в комнате с другими детьми;

- имеет выделенное место в комнате с приемными родителями или другими родственниками;

- не имеет закрепленного личного места

  1. У приемного ребенка имеется в достаточном количестве в соответствии с полом и возрастом:

- книг;

- игрушек;

- игр;

- спортивного инвентаря;

- обучающих материалов

  1. Укажите, как часто Вы выделяете время для непосредственного общения с приемным ребенком:

- каждый день;

- почти каждый день;

- не всегда

  1. Укажите, как часто Вы совместно с приемным ребенком осуществляете:

Вид занятий

почти каждый день

раз в неделю

один –два

раза в месяц

один-два раза в год

чтение книг

 

 

 

 

просмотр телевизора

 

 

 

 

игры дома

 

 

 

 

игры на улице

 

 

 

 

развивающие занятия с ребенком

 

 

 

 

выполнение домашних заданий

 

 

 

 

походы в  кино

 

 

 

 

походы в театры, музеи, на выставки

 

 

 

 

посещение концертов

 

 

 

 

прогулки по городу

 

 

 

 

поездки за город

 

 

 

 

экскурсии

 

 

 

 

поход в гости

 

 

 

 

просмотр видео

 

 

 

 

поход в магазины, на рынок

 

 

 

 

домашние дела

 

 

 

 

общее увлечение (спорт, коллекционирование и т.п.)

 

 

 

 

 

  1. Оцените, пожалуйста, как Вы чаще всего чувствуете себя в процессе общения с приемным ребенком:

- довольной(ым);

- недовольной(ым);

- уверенной(ым);

- спокойной(ым);

- встревоженной(ым);

- напряженной(ым);

- огорченной(ым)

  1. Как Вы расцениваете свое общение с приемным ребенком? Как:

- конфликтное;

- доверительное;

- формальное;

- на равных;

- напряженное

  1. Как Вы считаете, требования, предъявляемые Вами к приемному ребенку:

- последовательны и логичны;

- не вызывают разногласий у супругов;

- соответствуют возрасту приемного ребенка;

- соответствуют индивидуальности приемного ребенка;

- понятны приемному ребенку;

- приняты приемным ребенком;

- выполняются приемным ребенком

  1. Укажите, пожалуйста, сферы воспитания и развития приемного ребенка, в которых Вы испытываете наибольшие трудности:

- оздоровление;

- привитие навыков опрятности и самообслуживания;

- обучение;

- нормализация эмоционального состояния;

- формирование приемлемого поведения;

- развитие интересов

  1. Как Вы считаете, в каких сферах приемный ребенок достиг наибольших успехов за последние полгода:

- оздоровление;

- привитие навыков опрятности и самообслуживания;

- обучение;

- нормализация эмоционального состояния;

- формирование приемлемого поведения;

- развитие интересов

  1. Напишите, пожалуйста, с какие успехи были достигнуты Вами и приемным ребенком за последние шесть месяцев: __________­­­­­­­­­_____________­­­­­­­­­­________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Какие шаги были для этого предприняты: _______________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Напишите, пожалуйста, в какой ситуации и как Вы последний раз выразили свое одобрение приемному ребенку (конкретно)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Когда это было:

- на этой неделе;

- вчера;

- месяц назад;

- не помню

  1. Напишите, пожалуйста, в какой ситуации и как Вы последний раз выразили свое неодобрение приемному ребенку (конкретно)_____________________________________________________________________________________________________________
  2. Когда это было:

- на этой неделе;

- вчера;

- месяц назад;

- не помню

  1. Считаете ли Вы, что за время пребывания приемного ребенка в семье ваши взаимоотношения с супругом:

- улучшились;

- не изменились;

- ухудшились

  1. Напишите, пожалуйста, что сейчас больше всего беспокоит Вас в приемном ребенке (конкретно)___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие шаги, на Ваш взгляд, следует осуществить для преодоления данных трудностей___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. В какой помощи со стороны центра социальной помощи семье и детям Вы нуждаетесь_________________________________________________________________Подпись приемного родителя__________________

 

 

 

Показатели психолого-педагогического просвещения родителей

(И. Л. Хоменко)

Психолого-педагогическая  компетентность:

  • умение ставить и развивать воспитательные задачи;
  • владение основными приемами по их реализации;
  • умение анализировать свой опыт
  • умение прогнозировать результаты применения воспитательных

стратегий;

  • умение создать обстановку доверия, психологической безопасности и

равноправного сотрудничества;

  • умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка;
  • умение учитывать потребности ребенка не в ущерб себе;
  • устойчивое психоэмоциональное состояние;
  • адекватная самооценка;
  • спокойствие и уверенность;
  • применение оригинальных приемов в воспитании ребенка.

Удовлетворенность:

а) характером взаимодействия с ребенком:

  • проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга;
  • эмоциональная готовность к совместной деятельности;
  • удовлетворенность ее результатами;
  • уважение позиции друг друга, сопереживание сочувствие;
  • стремление к официальному и неофициальному общению;
  • творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и

самостоятельность участников совместной деятельности;

  • осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной

деятельности;

  • инициатива в установлении различных контактов, идущих с обеих

сторон;

  • координация действий на основе взаимного содействия, согласованность;
  • подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
  • способность приходить к согласию по спорным вопросам;
  • учет мнения друг друга при организации работы;
  • действенность и обоснованных и корректных по форме обоюдных

замечаний;

  • изменение способов поведения и действий после высказывания

рекомендаций в адрес друг друга

б) процессом обучения и его результатами:

  • активность на занятиях;
  • способность родителей применять свои знания в повседневной жизни

 

Характеристика уровней результативности педагогического просвещения родителей

(И. А. Хоменко)

Показатели

Уровни результативности

Психолого-педагогическая компетентность

Высокий

Средний

Низкий

Умеет ставить и развивать воспитательные задачи, анализировать свой опыт; наладить с ребенком полноценные отношения сотрудничества; адекватная самооценка, уверенность

 

В основном знает способы продуктивного общения с ребенком, но не всегда может применить их на практике; часто не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему неадекватные требования; не всегда уверен в поставленных целях воспитания и своих возможностях для их осуществления

 

Имеет фрагментарные знания по воспитанию детей; использует традиционные стили воспитания, не задумываясь об их последствиях; действует наобум, в зависимости от своего настроения; самооценка неадекватная, не уверен в себе

 

Удовлетворенность

 

 

 

Имеет хорошее взаимопонимание с ребенком; проявляет заинтересованность в установлении контакта с учителем, считает его единомышленником ; получает удовлетворение от процесса и результата обучения

 

Отношения с ребенком иногда конфликтны, их отдельные стороны дестабилизирую т обстановку в семье; контакты с учителем носят эпизодический характер; прислушивается к мнению учителя в зависимости от ситуации; считает процесс обучения полезным, т.к. удалось решить некоторые

 

Ребенок неуправляем, отношения неустойчивы и противоречивы ; не видит смысла в общении с учителем, не доверяет ему; не испытывает удовлетворения от процесса обучения

 

«Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис)

 

Методика предназначена для изучения общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Инструкция к тесту

Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Читайте по очереди утверждения опросника и выберите ответ, соответствующий вашему отношению к данному утверждению.Старайтесь, чтобы ответов «Трудно сказать» было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.

Варианты ответов:

  • Да, это так.
  • Нет, это нетак.
  • Трудносказать.

1.Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.

2.Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3.Я многого не успеваю сделать.

  1. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случаетсяв нашейсемье.
  2. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).
  3. Дома мне часто приходитсянервничать.

7.Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

 8.Некоторые члены семьи считают меня бестолковым(бестолковой).

  1. Когда я дома, все время из-за чего-нибудьпереживаю.
  2. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

11.Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12.Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.

13.Нередко чувствую себя лишним (лишней)дома.

14.Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15.Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

  1. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого незаметил.
  2. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
  3. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.
  4. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
  5. Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышлоплохо.
  6. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.

Ключ к тесту

  1. Субшкала В – вина (семейная вина членасемьи)

o Ответы «Да»: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (от 0 до 7баллов)

  1. Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность членасемьи)

o Ответы «Да»: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (от 0 до 7баллов)

  1. Субшкала Н – напряженность (семейнаянапряженность)

o Ответы «Да»: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (от 0 до 7баллов)

  1. Общий уровень семейнойтревожности:
  • Сумма значений субшкал вины, тревожности и напряжённости (от 0 до 21 балла) Если ответ «Не знаю» получен на три и более утверждения, опросник не подлежит интерпретации.

За каждое совпадение ответов с ключом начисляется один балл.

Наличие у респондента каждого параметра констатируется при результатах по данной шкале: 5 и более баллов. Проблема в той или иной семейной области считается диагностированной, если по соответствующей шкале набрано 5 и более баллов (от 5 до 7 положительных ответов).

Так же, методика позволяет определить

Уровень общей семейной тревожности = вина + тревожность + напряженность.

Интерпретация результатов теста

Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи) – неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в семье.

Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи) – ощущение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого.

Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность) – ощущение,

что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида.

 

 

Шкалы опросника «Взаимодействие «родитель-ребенок»

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей проставлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительной позиции. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6-я шкала: отсутствие comрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: несогласие – согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника – детскую и взрослую – можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8-я шкала: непоследовательность – последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия.

В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д, Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9-я шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности – негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей, 10-й шкале.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника – для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие – согласие» и «авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) мы ввели две новые шкалы:

7-я шкала: «тревожность за ребенка».

9-я шкала: «воспитательная конфронтация в семье».

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Многие авторы обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения невротических реакций у детей. А. И. Захаров выделяет также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» имеет три формы – одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов з каждой.

Следующая задача, которая стояла перед нами, была связана с оценкой валидности и надежности опросника. Оценка проводилась по всем трем формам опросника ВРР, но для простоты описания мы приводим данные по одной форме – для родителей дошкольников и младших школьников.

 

 
   


Вариант для родителей дошкольников и младших школьников

Инструкция. Отметьте степень согласия последующими утверждениямипо 5-балльной системе. Оценивайте утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

 

Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что ним (ней) происходит.

Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем о том, что нравится.

Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.

В нашей семье часто бывают конфликты.

Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

Я его (ее) очень редко ругаю.

Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

Считаю, что для него (нее) главное – это слушаться меня.

Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

Я не разделю его (ее) увлечений.

Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.

Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

Я часто думаю, что с моим ребенком может слушаться что-то ужасное.

Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

Мне нравится наши с ним (ней) отношения.

Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

Думаю, я лучше него (нее) знаю, что ему (ей) нужно.

Я всегда сочувствую свою ребенку.

Мне кажется, я его (ее) понимаю.

Я бы хотел(а) в нем (в ней) многое изменить.

При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

Я предъявляю к нему много требований.

По характеру я мягкий человек.

Я позволю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

Мне нравится его (ее) характер.

Я часто критикую его (ее) по мелочам.

Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

Считаю, что мой долг – оградить его (ее) от всяких опасностей.

Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).

Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.

Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

Я приветствую его (ее) поведение.

Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее) в сущности, за одно и тоже.

Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот.

Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

 

Регистрационный бланк

 

Ф. И. О.          возраст           образование              

Ф. И. ребенка                                    возраст          

 

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

1

 

 

13

 

 

25

 

 

37

 

 

49

 

 

 

2

 

 

14

 

 

26

 

 

38

 

 

50

 

 

 

3

 

 

15

 

 

27

 

 

39

 

 

51

 

 

 

4

 

 

16

 

 

28

 

 

40

 

 

52

 

 

 

5

 

 

17

 

 

29

 

 

41

 

 

53

 

 

 

6

 

 

18

 

 

30

 

 

42

 

 

54

 

 

 

7

 

 

19

 

 

31

 

 

43

 

 

55

 

 

 

8

 

 

20

 

 

32

 

 

44

 

 

56

 

 

 

9

 

 

21

 

 

33

 

 

45

 

 

57

 

 

 

10

 

 

22

 

 

34

 

 

46

 

 

58

 

 

 

11

 

 

23

 

 

35

 

 

47

 

 

59

 

 

 

12

 

 

24

 

 

36

 

 

48

 

 

60

 

 

 

 

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР

Все три формы опросника (детская и взрослая) обрабатываются по исходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

 

ответы

1

2

3

4

5

баллы

5

4

3

2

1

 

 

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения 1,13,25,37,49; к 10-й шкале – 12,24,36,48,60; к 3-й шкале – 3,4,15,16,27,28,39,40,51,52 и т.д.

 

 

Ключ к опросникам ВРР для родителей и младших школьников

 

 

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

 

1

 

13

***

25

 

37

 

49

 

 

2

 

14

***

26

 

38

***

50

***

 

3

***

15

 

27

 

39

***

51

 

 

4

***

16

 

28

 

40

 

52

***

 

5

 

17

 

29

 

41

***

53

 

 

6

***

18

***

30

 

42

 

54

***

 

7

***

19

***

31

***

43

***

55

 

 

8

 

20

 

32

 

44

 

56

 

 

9

***

21

 

33

 

45

 

57

***

 

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

 

11

 

23

 

35

 

47

 

59

 

 

12

 

24

 

36

 

48

***

60

 

 

 

Шкалы опросника для родителей и старших дошкольников

Нетребовательность – требовательность.

Мягкость – строгость.

Автономность – контроль.

Эмоциональная дистанция – близость.

Отвержение – принятие.

Отсутствие сотрудничества – сотрудничество.

Тревожность за ребенка.

Непоследовательность – последовательность.

Воспитательная конфронтация в семье.

Удовлетворенность отношений с ребенком

 

Анкета «Психологический тип родителя»

(В. В. Ткачева)

Правила пользования анкетой

Для определения психологического типа родителя необходимо подсчитать сумму баллов в каждой из колонок.

Утвердительные ответы под номерами 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 определяют психосоматический тип родителя (П).

Утвердительные ответы под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 выявляют невротичный тип родителя (Н).

Авторитарный тип родителя (А) определяется утвердительными ответами под номерами: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме утвердительных ответов (+), полученной в одной из колонок.

Психологические портреты родителей

  1. Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа относятся две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние. Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком.

Авторитарные родители создают родительские    ассоциации     общества,устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом. Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенномпротивопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка). «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям,а не мык ним» —это высказывание может оказаться девизом многих из такихродителей.В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям. Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными», — считаютони. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

  1. Портрет родителя невротичного (тревожно-сензитивного) типа

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть,то и есть.Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителейэтой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние. Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!». Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле:пустьвсе идет в жизни, как идет. Они не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности.Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего. В плане воспитания эти родители также часто проявляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье.Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера. Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

  1. Портрет родителя психосоматичного типа

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная- незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Иногда такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным родителям, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей. Психосоматичные родители, так же, как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному приемному ребенку.

Бланк анкеты

Ф.И.О._________________________________

Дата рождения__________________________

Дата обследования_______________________

П

Н

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Всего

Всего

Всего

 

Доминирующий психологический тип: ________________________________

Педагог-психолог:

Поведение в конфликте: Тест К. Томаса

Данный тест является классическим и очень доступным инструментом для диагностирования предрасположенности индивида к тем или  иным формам социального поведения в условиях конфликта.
Тест был разработан американским психологом К.Томасом  в 1976году.
Впервые в России тест был адаптирован и применен Н.В.Гришиной в 1978 г.

Основные стили поведения

В условиях социального конфликта К.Томас выделяет два основных стиля поведения:

  • «Настойчивость» (от англ. assertiveness – напористость, самоуверенность), характеризующийся, прежде всего, защитой собственных интересов.
  • «Сотрудничество» (от англ. cooperativeness), который подразумевает внимательное отношение субъекта к интересам других участников конфликта.
    Пять стратегий поведения в конфликте

Соответственно двум основным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте:

  • Соперничество / Соревнование (+Настойчивость, -Сотрудничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.
  • Избегание (-Настойчивость, -Сотрудничество) — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы.
  • Приспособление (-Настойчивость, +Сотрудничество)—

 пренебрежение собственными интересами ради интересов других.

  • Компромисс (±Настойчивость, ±Сотрудничество) — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок или поиска альтернативного решения.
  • Сотрудничество / Кооперация (+Настойчивость, +Сотрудничество) — альтернативное решение конфликта, (полностью) удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон.

Содержание теста

Каждый из пяти способов реагирования в конфликтной ситуации сгруппированы суждениями в 30 пар. В каждой паре предлагается отметить то утверждение, которое представляется наиболее подходящим. Оценки суммируются по пяти шкалам и сравниваются между собой для определения склонности индивида к выбору в конфликтных ситуациях.

Инструкция:

Предлагаемый вопросник состоит из двойных высказываний: аи б. Внимательно прочитайте каждое высказывание и отметьте то, которое в бóльшей степени соответствует Вашим обычным поступкам и решениям.

Опросник:

1.а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

4.а) Я стараюсь найти компромиссное решение

б) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

5.а) Улаживая спорную ситуацию, я пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7.а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.а) Я твердо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом,  сохранить наши отношения.

  1. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я пытаюсь убедить собеседника в преимуществах своей позиции.

14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.а) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Чаще всего я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.а) Первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно

20.а) Я предпочту немедленно разрешить наши разногласия.

б) Я постараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным кинтересамдругого.

б) Я всегда стремлюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.а) Я пытаюсь найти решение, которое находится посередине между нашими позициями.

б) Я отстаиваю свои интересы

23.Я  озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого достичь компромисса.

25.а) Я пытаюсь убедитьдругого в своей правоте

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого

26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь соблюсти интересы каждого из нас.

27.а) Зачастую, я стараюсь избежать спора.

б) Если это сделает другого счастливым, я позволю  ему настоять на своем.

28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я стараюсь найти у собеседника поддержку.

29.а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

  1. а) Я стараюсь не задеть чувств другого

б) Я занимаю такую позицию в переговорах, чтобы успеха добились  оба.

Ключ
Стратегия : Ответы (1 совпадение = 1 балл)

Сотрудничество: 2Б 5А 8Б 11А 14А 19А 20А 21Б 23А 26Б 28Б 30Б

Приспособление: 1Б 3Б 4Б 11Б 15А 16А 18А 21А 24А 25Б 27Б 30А

Соперничество: 3А 6Б 8А 9Б 10А 13Б 14Б 16Б 17А 22Б 25А 28А

Компромисс: 2А 4А 7Б 10Б 12Б 13А 18Б 20Б 22А 24Б 26А 29А                

Избегание: 1А 5Б 6А 7А 9А 12А 15Б 17Б 19Б 23Б 27А 29Б

Сумма баллов по каждой шкале даёт представление об определённой стратегии действий в условиях конфликта. Каждая из пяти стратегий оказывает соответствующее влияние на характер протекания конфликта и возможность достижения сторонами своих целей в его результате:

  • в случае Избегания / Ухода от конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха; конфликт не разрешается, оказывая дальнейшее влияние на взаимоотношения сторон, через некоторое время, разгораясь вновь;• в случаях Соперничества, Приспособления и Компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;
  • и только в ситуации Сотрудничества / Кооперации все стороны оказываются в выигрыше.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.