ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Денисова Валентина Константиновна

педагог-психолог

Дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44» (МБДОУ «Детский сад №44»)

РФ

Нижегородская область

г. Нижний Новгород

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

 

 

 

 

 

«Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»

Развивающая программа работы с одаренными детьми в МБДОУ

 

 

 

                                                                                    Составил:

                                                                                                    педагог-психолог

                                                                                          Денисова В.К.

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

Паспорт программы

Наименование программы

Одаренный ребенок

Основания для разработки программы

- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27,29,31);

- Закон РФ «Об образовании»;

- Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

- Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";

 

Разработчики программы

Педагог-психолог Денисова В.К

Цель программы

Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Срок реализации программы

1 год

Участники

Педагог-психолог, воспитанники МБДОУ и их родители

Ожидаемые конечные результаты программы

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников;

- расширение возможностей для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных олимпиадах, творческих выставках и т.д.;

- подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками;

- повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника.

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

 

 В каждом ребёнке солнце,

только дайте ему светить.

Ш. Амонашвили

 

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Как показывает статистика:   Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к  детям с проявлениями талантливости. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2 %детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.

Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги.

Основание для разработки Программы

- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27,29,31);

- Закон РФ «Об образовании»;

- Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

- Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";

 

Пояснительная записка

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.  Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и  обучения одаренных детей в детском саду.

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями одарённых детей. Наличие таких детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения.

Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

 

 

 

Цель программы «Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

 

Задачи программы.

  1. Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников.
  2. Выявления и детей с проявлениями талантливости, определение их интересов и способностей.
  3. Развитие способностей и творческого потенциала и креативности одаренных и высокомотивированных воспитанников.
  4. Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных олимпиадах, творческих выставках и т.д.
  5. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
  6. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
  7. Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
  8. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  9. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.

Механизмы реализации программы.

  1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
  2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
  3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития.

Содержание работы по программе «Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»

Для реализации программы главным направлением в деятельности нашего детского сада стал ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.   Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки:

  • работа с педагогами;
  • работа с воспитанниками;
  • работа с родителями воспитанников;

Формы работы с детьми:

- индивидуальная диагностика детей;

- индивидуальные и подгрупповые занятия;

- интеллектуальные игры, арттерапия, песочная анимация, «мозговые штурмы»;

- выставки творческих работ, творческие задания (совместно с родителями;

- участие в олимпиадах ДОУ и района;

- оформление визиток и портфолио детей;

- посещение экскурсий и музеев.

Формы работы с родителями:

1.Родительское собрание «Одарённые дети – кто они»

3.Анкетирование родителей «Мой ребенок - одаренный» (Савенков)

  1. Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности
  2. Изучение социального заказа родителей одаренных воспитанников

На данном этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от родителей, изучают психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка

  При диагностике одарённости взято за основу представление большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик из пособия Ю. А. Афонькиной «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками» (1 этап диагностирования) и методики авторов: В. Синельникова, В. Кудрявцева («Солнце в комнате», «Как спасти зайку» и т.д. – 2 этап).

 

 

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной школой, родителями воспитанников.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
  6. Повышение ответственности воспитателей  детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  7. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  8. Создание атмосферы заинтересованности и добро­желательного отношения к одаренным детям.

 

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях  разного уровня и творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
  2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам  деятельности.
  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
  4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  5. Уровень социальной успешности воспитанников.

 

 

План реализации направлений программы «Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»

1 этап –  Подготовительный

Педагог-психолог:

  1. Наблюдения
  2. Беседы
  3. Диагностические исследования
  4. Анализ результатов диагностики.

 

№п/п

Методики диагностики универсальных способностей для детей

Ответственнный

1

Методика В. С. Юркевич. Дерево желаний

Педагог-психолог

2

«Назови слова» адаптированный вариант Н. Я. Кушнир

Педагог-психолог

3

«Незаконченные рисунки» вариант методики М. В. Ильиной

Педагог-психолог

4

«Несуществующее животное»

Педагог-психолог

5

В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате», «Как спасти зайку»

Педагог-психолог

6

Методика «Лесенка» (Щур)

Педагог-психолог

2

Оценка психомоторной одаренности.

Инструктор по физ. культуре

3

Диагностика музыкальных способностей детей Н. А. Ветлугина, О.П. Радынова.

Музыкальный руководитель

4

Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов)

Воспитатели, родители

 

II этап. Организационно – практический - декабрь  – апрель  (педагоги, воспитанники,  родители)

  • Проектная деятельность
  • Активно – игровые методы
  • Песочная анимация «Сказка на песке»
  • Беседы (проблемные, беседы-диалоги)
  • Интернет-поиск под определенное задание
  • Часы заинтересованного информационного обмена

Педагог-психолог и педагоги: При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как:

- Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.

- Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы со способными воспитанниками в условиях МБДОУ».

- Составление рекомендаций для педагогов

- Педагогическое проектирование;

- Открытые показы, семинары-практикумы

- Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности

 

Воспитанники:

-Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления;

- Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств);

- Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

- Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива;

- Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.;

 

Родители:

- Индивидуальная работа педагога - психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.)

- участие родителей в праздниках, развлечениях в ДОО;

- совместное творчество родителей с детьми (визитки, портфолио и т.д.);

-  методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности);

- Курс родительских собраний;

- Создание условий для равноправного взаимодействия МБДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование).

    При организации мероприятий необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

      Педагоги в группах являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедрение инновационных технологий на основе проблемного воспитания и развития создает благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход помогает педагогам активизировать образовательный процесс в МБДОУ, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности.

      На данном этапе нашей задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности. И для развития творческой и познавательной активности необходимо привлечь родителей и детей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МБДОУ, но и внедрение новых. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста (сочинение произведений совместно с родителями).  Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

III Этап

Заключительный (апрель – май)

  • Мониторинг детской одаренности. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика.
  • Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности МБДОУ.
  • Обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете
  • печатной продукции (фотографии наглядно-иллюстративный материал);
  • Беседы, наблюдение, опросы;
  • Выставки авторских работ, конкурсы.
  1. Анкетирование родителей по результатам проекта.
  2. Участие родителей в презентации проекта
  3. Поддержка и поощрение родителей на уровне дошкольного учреждения;

Впечатления детей.

- Конкурс рисунков и поделок по проведенным занятиям и экскурсиям.

- Оформление стенгазеты и фото выставок детских работ.

- Интервьюирование детей.

 

 

 

 

 

Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения  талантливых детей.

Мероприятие

Время

проведения

         Ответственный

1

Подбор и апробация пакета диагностических методик.

август

сентябрь

Педагог-психолог

2

Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

                  сентябрь

Педагог-психолог, специалисты ДОУ

3

Изучение личности педагога

сентябрь

Педагог-психолог,

ст. воспитатель

4

Консультирование педагогов и родителей

октябрь

апрель

Педагог-психолог

5

Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»!

ноябрь

Педагог- психолог,

воспитатели групп

6

Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей»

декабрь

Педагог-психолог

7

Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»

январь

Педагог-психолог

8

Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться?

февраль

Педагог-психолог

9

Отслеживание эмоционального настроя детей  на занятиях.

октябрь- апрель

Педагог-психолог

10

Подготовка детей для участия в интеллектуальной олимпиаде

март

Педагог-психолог, воспитатели

11

Мониторинг эффективности работы.

май

Педагог-психолог, педагоги ДОУ

 

Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:

 

Форма

Задачи

Наглядное моделирование

Развитие умственных способностей ребенка:

1. Ознакомление с пространственными отношениями (игры на ориентирование в пространстве, схемы)

2. Развитие элементов логического мышления (решение логических задач)

3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой (чтение литературы, сочинение продолжения сказок и рассказов)

4. Развитие элементарных математических представлений.

6.  Конструирование (использование блоков Дьенеша, танграм, кубики Никитина)

7.  Решение проблемных ситуаций

8.  Ознакомление с элементарными физическими явлениями (использование опытов)

  10.  Изобразительное искусство (арттерапия, песочная анимация - составление картин на песке для сказок)

Спортивные мероприятия

Развитие физических способностей, спорт.олимпиады

Работа по индивидуальным образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка, рекомендации родителям по дальнейшему развитию талантов

 

Круглый стол

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

 

 

В качестве критериев оценки ожидаемых результатов необходимо выделить следующие:

  • выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;
  • повышение качества подготовки детей к школьному обучению;
  • увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе;
  • увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ;
  • внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста;
  • удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми в МБДОУ.

Оценка качества реализации программы:

  1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.
  2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).
  3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).
  4. Анкетирование родителей.

Рекомендуемая литература:

  1. «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками» / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, О.В.Филатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95с.
  2. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
  3. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
  4. Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей // Пралеска. – 2004. – №2.
  5. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
  6. М. Г. Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» - Волгоград: учитель, 2009. – 136с.:ил.
  7. С. Г. Королёва «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/ Волгоград: учитель, 2010. – 114с.
  8. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО « Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 80с.

 

 

  Перейти к  публикациям для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.