выполнила:
Денисова Валентина Константиновна
педагог-психолог
Дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44» (МБДОУ «Детский сад №44»)
РФ
Нижегородская область
г. Нижний Новгород
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»
«Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»
Развивающая программа работы с одаренными детьми в МБДОУ
Составил:
педагог-психолог
Денисова В.К.
г. Нижний Новгород
Паспорт программы
Наименование программы |
Одаренный ребенок |
Основания для разработки программы |
- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27,29,31); - Закон РФ «Об образовании»; - Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г."; - Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";
|
Разработчики программы |
Педагог-психолог Денисова В.К |
Цель программы |
Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. |
Срок реализации программы |
1 год |
Участники |
Педагог-психолог, воспитанники МБДОУ и их родители |
Ожидаемые конечные результаты программы |
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников; - расширение возможностей для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных олимпиадах, творческих выставках и т.д.; - подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками; - повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника. - совершенствование системы работы с одаренными детьми |
Система контроля исполнения программы |
Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
В каждом ребёнке солнце,
только дайте ему светить.
Ш. Амонашвили
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Как показывает статистика: Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к детям с проявлениями талантливости. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2 %детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.
Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги.
Основание для разработки Программы
- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27,29,31);
- Закон РФ «Об образовании»;
- Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
- Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";
Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями одарённых детей. Наличие таких детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Цель программы «Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Задачи программы.
- Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников.
- Выявления и детей с проявлениями талантливости, определение их интересов и способностей.
- Развитие способностей и творческого потенциала и креативности одаренных и высокомотивированных воспитанников.
- Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных олимпиадах, творческих выставках и т.д.
- Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
- Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
- Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы.
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
- Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития.
Содержание работы по программе «Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»
Для реализации программы главным направлением в деятельности нашего детского сада стал ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности. Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки:
- работа с педагогами;
- работа с воспитанниками;
- работа с родителями воспитанников;
Формы работы с детьми:
- индивидуальная диагностика детей;
- индивидуальные и подгрупповые занятия;
- интеллектуальные игры, арттерапия, песочная анимация, «мозговые штурмы»;
- выставки творческих работ, творческие задания (совместно с родителями;
- участие в олимпиадах ДОУ и района;
- оформление визиток и портфолио детей;
- посещение экскурсий и музеев.
Формы работы с родителями:
1.Родительское собрание «Одарённые дети – кто они»
3.Анкетирование родителей «Мой ребенок - одаренный» (Савенков)
- Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности
- Изучение социального заказа родителей одаренных воспитанников
На данном этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от родителей, изучают психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.
При диагностике одарённости взято за основу представление большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик из пособия Ю. А. Афонькиной «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками» (1 этап диагностирования) и методики авторов: В. Синельникова, В. Кудрявцева («Солнце в комнате», «Как спасти зайку» и т.д. – 2 этап).
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной школой, родителями воспитанников.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
- Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
- Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
- Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
- Уровень социальной успешности воспитанников.
План реализации направлений программы «Развитие детей с проявлениями талантливости в ДОУ»
1 этап – Подготовительный
Педагог-психолог:
- Наблюдения
- Беседы
- Диагностические исследования
- Анализ результатов диагностики.
№п/п |
Методики диагностики универсальных способностей для детей |
Ответственнный |
1 |
Методика В. С. Юркевич. Дерево желаний |
Педагог-психолог |
2 |
«Назови слова» адаптированный вариант Н. Я. Кушнир |
Педагог-психолог |
3 |
«Незаконченные рисунки» вариант методики М. В. Ильиной |
Педагог-психолог |
4 |
«Несуществующее животное» |
Педагог-психолог |
5 |
В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате», «Как спасти зайку» |
Педагог-психолог |
6 |
Методика «Лесенка» (Щур) |
Педагог-психолог |
2 |
Оценка психомоторной одаренности. |
Инструктор по физ. культуре |
3 |
Диагностика музыкальных способностей детей Н. А. Ветлугина, О.П. Радынова. |
Музыкальный руководитель |
4 |
Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов) |
Воспитатели, родители |
II этап. Организационно – практический - декабрь – апрель (педагоги, воспитанники, родители)
- Проектная деятельность
- Активно – игровые методы
- Песочная анимация «Сказка на песке»
- Беседы (проблемные, беседы-диалоги)
- Интернет-поиск под определенное задание
- Часы заинтересованного информационного обмена
Педагог-психолог и педагоги: При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как:
- Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.
- Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы со способными воспитанниками в условиях МБДОУ».
- Составление рекомендаций для педагогов
- Педагогическое проектирование;
- Открытые показы, семинары-практикумы
- Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности
Воспитанники:
-Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления;
- Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
- Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств);
- Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
- Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива;
- Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;
- Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.;
Родители:
- Индивидуальная работа педагога - психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.)
- участие родителей в праздниках, развлечениях в ДОО;
- совместное творчество родителей с детьми (визитки, портфолио и т.д.);
- методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности);
- Курс родительских собраний;
- Создание условий для равноправного взаимодействия МБДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование).
При организации мероприятий необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Педагоги в группах являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедрение инновационных технологий на основе проблемного воспитания и развития создает благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход помогает педагогам активизировать образовательный процесс в МБДОУ, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности.
На данном этапе нашей задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности. И для развития творческой и познавательной активности необходимо привлечь родителей и детей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МБДОУ, но и внедрение новых. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста (сочинение произведений совместно с родителями). Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
III Этап
Заключительный (апрель – май)
- Мониторинг детской одаренности. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика.
- Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности МБДОУ.
- Обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете
- печатной продукции (фотографии наглядно-иллюстративный материал);
- Беседы, наблюдение, опросы;
- Выставки авторских работ, конкурсы.
- Анкетирование родителей по результатам проекта.
- Участие родителей в презентации проекта
- Поддержка и поощрение родителей на уровне дошкольного учреждения;
Впечатления детей.
- Конкурс рисунков и поделок по проведенным занятиям и экскурсиям.
- Оформление стенгазеты и фото выставок детских работ.
- Интервьюирование детей.
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей.
№ |
Мероприятие |
Время проведения |
Ответственный |
1 |
Подбор и апробация пакета диагностических методик. |
август сентябрь |
Педагог-психолог |
2 |
Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников |
сентябрь |
Педагог-психолог, специалисты ДОУ |
3 |
Изучение личности педагога |
сентябрь |
Педагог-психолог, ст. воспитатель |
4 |
Консультирование педагогов и родителей |
октябрь апрель |
Педагог-психолог |
5 |
Выступление на родительском собрании по теме «Творческое развитие вашего ребенка»! |
ноябрь |
Педагог- психолог, воспитатели групп |
6 |
Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» |
декабрь |
Педагог-психолог |
7 |
Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» |
январь |
Педагог-психолог |
8 |
Групповое консультирование педагогов по теме «Родители одаренных детей: как с ними общаться? |
февраль |
Педагог-психолог |
9 |
Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях. |
октябрь- апрель |
Педагог-психолог |
10 |
Подготовка детей для участия в интеллектуальной олимпиаде |
март |
Педагог-психолог, воспитатели |
11 |
Мониторинг эффективности работы. |
май |
Педагог-психолог, педагоги ДОУ |
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:
Форма |
Задачи |
Наглядное моделирование |
Развитие умственных способностей ребенка: 1. Ознакомление с пространственными отношениями (игры на ориентирование в пространстве, схемы) 2. Развитие элементов логического мышления (решение логических задач) 3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой (чтение литературы, сочинение продолжения сказок и рассказов) 4. Развитие элементарных математических представлений. 6. Конструирование (использование блоков Дьенеша, танграм, кубики Никитина) 7. Решение проблемных ситуаций 8. Ознакомление с элементарными физическими явлениями (использование опытов) 10. Изобразительное искусство (арттерапия, песочная анимация - составление картин на песке для сказок) |
Спортивные мероприятия |
Развитие физических способностей, спорт.олимпиады |
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам |
Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка, рекомендации родителям по дальнейшему развитию талантов
|
Круглый стол |
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей |
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов необходимо выделить следующие:
- выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;
- повышение качества подготовки детей к школьному обучению;
- увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе;
- увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ;
- внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста;
- удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми в МБДОУ.
Оценка качества реализации программы:
- Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.
- Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).
- Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).
- Анкетирование родителей.
Рекомендуемая литература:
- «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками» / авт.-сост. Ю. А. Афонькина, О.В.Филатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95с.
- Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
- Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
- Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей // Пралеска. – 2004. – №2.
- Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
- М. Г. Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» - Волгоград: учитель, 2009. – 136с.:ил.
- С. Г. Королёва «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/ Волгоград: учитель, 2010. – 114с.
- Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО « Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 80с.
Перейти к публикациям для педагогов