ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнили:

Дашивец Ирина Валентиновна

Бабыкина Светлана Сергеевна

воспитатели

МАДОУ ДС №378, г. Челябинск

 

Обл. Челябинская, г. Челябинск

 

Речь и общение дошкольника

 

Речь во всем ее видовом разнообразии является необходимым компонентом общения, в ходе которого она фактически формируется. Важнейшей предпосылкой улучшения речевой активности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей появлению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественная трансформация полностью опосредована участием взрослых.

            Основным видом деятельности дошкольника является игра и общение, поэтому игровое общение является необходимой основой, в которой происходит формирование и совершенствование речевой деятельности ребенка. Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных типов речевой деятельности (диалогической, монологической и письменной), позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, которая является конкретным продолжением не только умственной работы, но и познавательной деятельности, а не обусловлено либо практическими потребностями, либо внешней оценкой.

Речь выполняет самые разнообразные функции в жизни человека - общение, передача накопленного опыта, регулирование поведения и деятельности. Все функции речи диалектически взаимосвязаны: они образованы друг с другом и функционируют друг с другом.

Для того чтобы эти функции выглядели современно и в полной мере реализованы, необходимы соответствующие условия. Когда ребенок только начинает говорить, ему часто трудно использовать свою речь для организации общения. Просто невозможно передать ему опыт предыдущего и современного поколения с помощью слова, без визуальной эффективной поддержки. Как регулятор деятельности ребенка, речь в этот период также функционирует очень ограниченно. Для выполнения всех своих функций речь проходит сложный и длительный путь развития, который тесно связан с общим умственным развитием ребенка - обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоциональной и волевой сферы.
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формируя необходимость понимания сначала взрослым, а затем сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и мероприятий, организуемых взрослыми вместе с ребенком. Первой и особенно важной формой совместной деятельности является субъект, основы которого закладываются в младенчестве, в период эмоционального и личного общения взрослого с ребенком. Предметная деятельность формируется после того, как ребенок освоил предметные действия, а не знания о них.            При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Важную роль играют действия взрослого, которому ребенок пытается подражать. Именно имитация действий взрослого человека является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительный эмоциональный, содержательный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой общения со сверстниками, которая возникает и разворачивается позже.            Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей. Он возникает в основном в совместной деятельности и может быть осуществлен по-разному. Если сама деятельность имеет примитивный характер, слабо развита, то общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и практически не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее занятия, тем более необходимым для ребенка становится устное общение. Общение со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.

Первой отличительной чертой общения со сверстниками является их особенно яркая эмоциональная напряженность. В общении дошкольников с детьми наблюдаются почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркиваются яркие выразительные интонации, чем в общении между ребенком и взрослым, который имеет более сдержанный эмоциональный характер.

            Вторая особенность - нестандартность детских высказываний, из-за отсутствия строгих правил и норм. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых фраз. Общаясь друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учится говорить как следует, как и все остальное, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

Третья особенность - преобладание инициативных заявлений над ответными. В контактах с другими детьми для ребенка гораздо важнее говорить самому, чем слушать другого. Поэтому как таковые разговоры между сверстниками практически невозможны: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. При общении со взрослым ребенок предпочитает больше слушать, чем говорить самому.

            Четвертое отличие состоит в том, что общение со сверстниками гораздо богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны, чем если бы взрослый был партнером. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, потому что это взрослый, который много знает и знает, что хорошо, а что плохо, как это должно быть и как этого не делать. То есть в общении со взрослыми ребенок постоянно управляется и направляется к ним.            Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. Ребенок, общаясь с другими, осваивает значения слов и правила построения предложений, получает возможность присоединиться к общему человеческому опыту, что значительно увеличивает объем индивидуального опыта. Однако в дошкольном возрасте создаются только предпосылки для полной реализации этих задач на последующих этапах развития. Младший дошкольник, в очень ограниченных пределах, может усваивать информацию, используя слово. Он понимает только ту информацию, которая относится к известным, четко воспринимаемым объектам, людям в привычных ситуациях.

Ребенок приобретает познавательный опыт прежде всего в самых разнообразных видах деятельности. Первое самостоятельное занятие дошкольника - субъекта - знакомит его с миром вещей, созданных руками человека, и помогает понять их основное предназначение. Овладение объективными действиями - первый шаг в развитии материальной культуры. При условии использования объектов в соответствии с их функциональным назначением и социально развитым способом ребенок будет полностью понимать их свойства, отношения, развивая восприятие, идеи и затем мышление.

Освоение объективных действий впервые происходит в игре. Постепенно ребенок учится заменять недостающие предметы другими, наделяя их соответствующей функцией, а затем и словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать новую, представленную реальность.

            Все виды деятельности школьников - игровая, конструктивная, визуальная, рабочая - позволяют ему мобилизовать свои когнитивные способности и, следовательно, развивать их, учить не только ориентироваться в окружающем его мире, но и в некоторой степени преобразовывать его.            Когнитивная функция речи тесно связана с семантической, то есть с семантической стороной слова, со значением, заложенным в нем. Для дошкольника слово часто имеет совершенно другое значение, отличное от того, которое взрослые вводят в него. Слово в понимании ребенка не может быть достаточно четко соотнесено с тем, что оно действительно означает, чтобы объединить то, что на самом деле не объединяет, а имеет только некоторые общие, незначительно значимые признаки. Часто ребенок понимает много слов в буквальном смысле этого слова, и поэтому аллегорическое значение многих метафор и образных выражений скрыто от него.            Когнитивная функция речи формируется в процессе формирования различных видов деятельности, восприятия и мышления. Чувственное познание является основой всей познавательной деятельности дошкольника, где особую роль играют восприятие и визуальное мышление. В раннем и дошкольном возрасте вам нужно научиться выглядеть, слушать, слушать и слушать.            Развитое восприятие является основой мышления. Мышление, в свою очередь, никогда не развивается в одном направлении, но всегда одновременно во многих. Самая ранняя и в то же время начальная форма мышления визуально эффективна.

Поскольку ребенок осваивает определенный курс действий и учится давать устные сообщения о них, необходимо позаботиться о том, чтобы включить его в процесс решения самой проблемы - именно так мы вносим свой вклад в способность планировать свои действия для решения проблемы. проблема. Здесь, по сути, проявляется наглядно-образное мышление, а практическое действие выступает в качестве проверки правильности предвидения, что, в свою очередь, необходимо для саморегуляции деятельности и ее оценки. Ни при каких обстоятельствах оценка не должна исходить от взрослого, предвидеть практический результат.
При правильном ориентировании для старшего дошкольного возраста у ребенка будет сформирована способность к вербальному планированию и записи своих действий, необходимых для развития образного мышления. Но речь должна быть результатом мысли, а не быть впереди или заменить ее. Только в этом случае слова станут опорой для мышления, сделают его обогащенным и гибким. Способность планировать тесно связана с развитием воображения.

            При встрече с новым видом деятельности он все еще находится во власти нечетких, неясных идей и образов, не дает места для размышлений, связывает его. Необходимо разбудить эти образы в изображении ребенка, помочь ему оживить их и наполнить их конкретным содержанием. Тогда фантазия станет эффективным помощником по планированию.Параллельно с наглядно-образным дошкольным возрастом также развивается логическое, в частности причинное, мышление, в формировании которого речь приобретает особое значение. Процессы логического мышления основаны на изученных понятиях и во многом соприкасаются с речевыми процессами.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.