ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнили: 

 Починкова Наталия Сергеевна,

Хозяшева Анастасия Владимировна,

педагоги-психологи отделения консультаций ГБУ А «Центр «Надежда»

Россия, Архангельская область, г. Архангельск

 ПЛАССОТЕРАПИЯ – взаимодействие  С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ НА КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА

Кинетический песок – это современный уникальный материал, предназначенный для детских игр, по текстуре он напоминает обычный песок, но более лёгкий и влажный. Многие родители уже приобрели этот материал своему ребенку для увлекательного проведения досуга. Но не многие родители знают, что игры с кинетическим песком могут способствовать не только творческому развитию, но и гармонизации эмоционального состояния и даже улучшению отношений в семье!

Кинетический песок (его еще называют «подвижный песок», «живой песок» и пр.) разработали в 2013 году в Швеции. Это уникальная пластичная масса, состоящая на 98% из кварцевого песка, а оставшиеся 2% приходятся на современный полимерный материал, который не позволяет песку высыхать и прилипать к рукам. Полимер Е900 - это «силиконовое масло», разрешенное к использованию в пищевой промышленности, соответственно, он безопасен. Благодаря этому полимеру кинетический песок не рассыпается на песчинки, лежит связной массой, не боится воды. При хранении в негерметичной упаковке такой песок не теряет своих свойств 3 года.

При внешней схожести кинетический песок совсем не похож на обычный. Когда взрослый впервые берет его в руки, то пытается отыскать в мозгу аналогичное тактильное ощущение, но его нет. Этот песок текучий (именно так, он не сыплется, а словно течет сквозь пальцы), но при этом легко формуется; он плотный и одновременно пористый.

Сегодня мы поговорим о том, как этот игровой материал может стать уникальным методом психотерапии – плассотерапии.

Плассотерапия (от греч. Πλάσσω – леплю, θεραπεία – лечение, оздоровление) — это метод применения в консультационной, коррекционной, дидактической, психотерапевтической практике пластично-подвижных материалов, схожих с полувлажным песком.

Методику работы с кинетическим песком в 2013году предложил врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Олег Альбертович Старостин, г. Санкт-Петербург. Принципиальным отличием плассотерапии от других техник песочной терапии является то, что она проводится без использования песочницы. Для работы психологу достаточно просто письменного стола. Согласитесь, это расширяет возможности работы. Также принципиальным для автора является то, что в своей работе он не использует какие-либо фигурки, игрушки или предметы. Только песок.

Полимерные материалы и кварц кинетического песка обеспечивают необходимую для лепки вязкость, но в тоже время позволяют песку легко менять свою структуру, что делает его универсальным инструментом многоразового использования. Песок безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ.

Вы спросите в чем смысл психотерапии? Он заключается в том, что взрослый или ребенок, взаимодействующий («играющий») с песком, строит различные рельефы и «переводит» свои переживания на язык рук, т.е. происходит акцентирование внимания на телесных ощущениях, а не эмоциональных переживаниях и их вербализации. Проще говоря, игра с песком сама по себе носит целебный характер.

О.А. Старостин утверждает, и мы с ним полностью согласны, что кинетический песок помогает в работе с разными клиентами: как взрослыми, так и детьми, а также семейными парами. Решение задач тоже может быть разным: поведение детей, детско-родительские отношения, психосоматический симптом и т.д.

Сеанс взаимодействия с песком проводится в несколько этапов и сводится к следующему:

  • Первичный контакт. Человек погружен в свои телесные ощущения. Взаимодействуя с песком, он переводит внутренние переживания на язык движений рук. 
  • Фаза хаоса. Человек перемещает кинетический песок по столу в разных направлениях, применяя разную силу воздействия, не создавая определенных объектов. Терапевт с помощью беседы побуждает его вербализовать свои телесные ощущения от взаимодействия с песком. В какой-то момент возникает чувство завершенности: человек начинает рассматривать, какие образы у него получились.
  • Фаза эмоционального отношения. Человек проецирует свои эмоции, связанные с проблемой, на получившийся рельеф. Как правило, получившиеся образы не нравятся, поэтому ему предлагается «гармонизировать» их.
  • Фаза гармонизации. Человек «приводит в порядок» пространство динамического песка, достигая согласия с самим собой. «Тебе нравится то, что получилось? Хотелось бы что-то поменять или оставишь так, как есть» - фразы, которые могут звучать несколько раз.
  • Завершающая фаза. Когда рельеф остается неизменным, сеанс завершается.

В нашем центре психологи применяют плассотерапию, как в индивидуальной работе, так и в работе со всей семьей. В начале работы всегда напоминается о правилах взаимодействия кинетическим песком. Во-первых, на коже рук не должно быть повреждений, т.к. песок может попасть в рану и вызвать неприятные ощущения. Во-вторых, перед работой необходимо помыть руки или использовать дезинфицирующий спрей. В-третьих, нежелательно выбрасывать песок за пределы рабочего пространства.

В процессе работы детям и родителя предлагаются разные задания. Одним из самых востребованных является упражнение «Дом. Усадьба. Поселок». Оно начинается с того, что родитель и ребенок по отдельности начинают взаимодействовать с песком, выстраивая свое личное пространство. Затем необходимо объединиться и выстроить общий дом, а далее – уже достроить другие деревни. Можно долго проводить беседу с семьей и не получить достоверной информации, а можно просто дать задания «поиграть с песком» и увидеть, как выстраиваются границы в семье, есть ли в них уважение, есть ли взаимодействие.

Плассотерапия позволяет получиться позитивный опыт взаимодействия, которого нет в реальности. Получить, прожить и перенести в свою жизнь.

Так, однажды на консультацию пришли мама и дочь, 15 лет. Повод обращения: уходы ребенка из дома, бродяжничество, плохая учеба, в общем – «букет». В беседе выясняется, что  мама живет с мужчиной уже много лет. А этот мужчина девочку не принимает, бьет ее периодически, и саму маму – тоже. Мама на протяжении последних лет живет с мыслью о разводе. Но то ли смириться (ведь ее мама как-то живет с отцом-алкоголиком), то ли все-таки развестись, никак решение не примет. На следующей встрече предложено упражнение с кинетическим песком: у каждой свой дом, в нем тепло и уютно. И вдруг дочь (не мама) вспоминает: «А где же отчим? Давай для него хоть дом построим?». Построили. Но маме плохо и некомфортно («Нет давай его отселим».). Отселили в другую деревню со словами: «Пусть приходит в гости».

«Теперь так хорошо?» – спрашивает консультант.

«Да» – отвечают обе в голос. «Когда на расстоянии – хорошо».

Вот так, женщина получила опыт (пока еще только на песке), что можно отселить мужчину, который причиняет ей на сегодня только боль. Но прожив этот эмоциональный опыт в песке, ей гораздо легче стало привнести его в реальную жизнь.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.