выполнила:
Постолова Наталья Васильевна
учитель русского языка и литературы
БОУСОШ №31 МО Динской район
ст. Старомышастовская
Тема: Комплексный анализ текста на уроках русского языка.
Подготовка учащихся к ГИА- это ежедневный и кропотливый труд. Комплексный анализ текста (КАТ) помогает усвоить пройденный материал, проверить качество знаний учащихся. Что же такое текст?
Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Системное повторение изученнного материала важно.
Работа с текстом не только позволяет ученику проявить знания, но и вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них теоретических знаний и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста проводится как в устной, так и в письменной форме.
В своей работе руководствуюсь возрастными особенностями ребят 5-11 классов. Если в 5-7 классах в основном для анализа использую тексты художественного стиля, то в 8-11 классах добавляются тексты публицистического и научно-популярного стилей.
В 10-11классах при работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора, типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ. При подготовке текущих контрольных и административных работ составляю в нескольких вариантах задания к тексту самостоятельно.
Хорошим методическим подспорьем для учителя является пособие
Т.М. Пахновой «Русский язык. Комплексная работа с текстом». Эта книга предназначена как для базового уровня, так и для профильного. Тексты прозаические и поэтические сопровождаются набором заданий. Пособие позволяет осуществлять постепенную подготовку к разным формам итоговой аттестации. Практический материал (тексты, относящиеся к разным стилям речи, вопросы и задания к ним) можно найти в книге А.Б. Малюшкина «Русский язык. Комплексный анализ текста».
Комплексный анализ текста
Вариант № 1 (9 класс)
1) Однажды охотясь (в)невысоких х..лмах (П,п)риуралья набрёл я (на) табунок серых кур..паток. 2) С..бака моя ре..ко бросилась (к)кустам и кур..патки взл..тели куч(?)но. 3) Дробь хлес..нула (по)краю табуна и (на)землю упала только одна птица.
4) Облач(?)ко серого пуха долго ст..яло (над)ш..повником осыпая (на)землю лё..кие серые пуш..нки. 5) Я ле..ко наш..л птицу среди кустов нагнулся и (не)вольно замер. 6) (На)тр..ве л..жала сл..пая птица. 7) Стало быть она уже давно была убита. 8) Я читаю много кни.. про птиц и зверей и хорошо помню как Брем восх..щался серыми куропатками их чу..ством товарищества. 9) Возможно птица давно уже ране(н,нн)ая в голову жила вместе (со)своими родичами (по)шуму крыльев нах..дила верное направление (для)п..лёта.
Задания:
- Тип речи?
- Номера предложений с обособленным обстоятельством?
- Выпишите грамматическую основу из № 7.
- Выпишите частицу из № 1-3.
- Выпишите слово с чередующейся гласной из №4-7.
- Номер СПП с придаточным изъяснительным?
- Укажите, чем осложнено предложение № 9.
- Выпишите словосочетание со связью согласование из № 2.
- Слово, в котором 5 морфем, из № 9?
- Способ образования «осыпая» из № 4, напишите слово, от которого оно образовано.
Вариант № 2 ( 9 класс)
1) Судьба сл..жилась так что Валерий Брумель выиграл звание ч..мпиона только (на) одной ол..мпиаде. 2) (В)первой п..л..вине 60-х г.дов он безусловно был самым п..пулярным сп..ртсменом мира. 3) Его называли «к..смическим прыгуном» и сравнивали (с) Ю. Гагариным потому(что) первый (из) своих шести р..кордов Брумель установил (в)том(же) 1961 г..ду.
4) Огромный талант прыгуна (в)выс..ту ра..глядел тренер (Л,л)уганска Дьячков и пр..гласил ю(н,нн)ого сп..ртсмена (в)Москву предвидя его ол..мпийское будущее. 5) Через год Брумель установил свой первый р..корд прыгнув (на)2 метра 17 сант..метров. 6) Р..корд американского ле..коатлета был п..бит. 7) Правда (с)начала прыгунам (в)выс..ту мешал дождь начавш..йся (в)день соревнований.
Задания:
1.Тип речи?
- Номера предложений с обособленным обстоятельством?
- Выпишите грамматическую основу из № 6.
- Выпишите частицу из № 1.
5.Слово с чередующейся гласной из № 1-3.
6.Номер СПП с придаточным причины?
7.Укажите, чем осложнено предложение № 7.
- Выпишите примеры согласования из № 5.
- Выпишите слова, в которых 5 и более морфем, из № 1.
10.Способ образования слова «легкоатлета» из № 6, слово(а), от которого(ых) оно образовано.
Комплексный анализ текста (11 класс)
1)Думаю чем дальше мы буд…м жить тем чаще настойчивей и серьёзней буд…м задумыват…ся о пр…роде о будущем земли и о ч..ловеке ст…ящем между этими полюсами которые сейчас настолько сблизились что существование ч…ловека и самой жизни вообще оказалось под угрозой и…чезновения. 2) И все кто обострё…о чу…ствует время всё громче и громче б…ют в тр…вожные к…локола. 3) … Не так уж всё благополучно в белоснежной тайге. 4) Совреме…ое т…чение жизни здесь не только многоводно тр…вожно но и многомерно. 5) Здесь добро и зло противостоят друг другу и напористое зло порою берёт верх над добром.
6) Но в природе так всё взаимосвяза…о в такой плотный клубок свито что порыв нитки где (то) может всё запутать перевернуть (в)верх дном…
Задания.
- Стиль?
- Тип речи?
- Проблема текста?
- Слово неморфологического способа образования из №1?
- Местоимения из №2?
- Союз из №4?
- Словосочетание (я) с подчинительной связью примыкание из №2?
- Причастный оборот с определяемым словом из №1-3?
- Грамматическая основа из № 6?
- Вид придаточного предложения №6?
Перейти к публикациям для педагогов