ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Лобанова Анна Александровна

педагог-психолог

МБОУ “Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2”

Московская область, город Луховицы

План – конспект  психологического занятия в 11 классе

"ЭКЗАМЕН - НЕ КОНЕЦ ЖИЗНИ. Я - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЭКЗАМЕН"

 

 

Цель занятия:

  • Повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
  • Способствовать личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости.
  • Снятие предэкзаменационной тревожности

Задачи:

1)научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;

2)развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;

3)освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;

4)повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

Время занятия: 45 минут (учебный урок).

Форма занятия: обучающий урок с элементами тренинга.

Категория участников: школьный психолог; ученики 11-х классов.

 

Ход занятия:

1.Вступительное слово ведущего.

 

Выпускной класс очень ответственный момент в жизни. Государственная итоговая аттестация– это экзамены: в 9 классе – ОГЭ, в 11 – ЕГЭ.

Ситуация сдачи экзамена для всех обучающихся одинакова, а переживает ее каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах.

Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, вы не можете сосредоточиться на задании, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

 

Наше с вами занятие будет посвящено психологической подготовке к экзаменам. В ходе занятия вы приобретете некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзамена. Упражнения помогут вам научиться быстро включаться в работу, правильно настроиться на выполнение экзаменационных заданий.

Применяя регулярно эти упражнения, вы увидите, как изменится ваш учебный настрой.

Для начала послушайте притчу.

Притча «О трудностях».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, о которых я мог заботиться.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?

И конечно, на сегодняшний день, вы согласитесь со мной о том ,что сдача экзамена –это очень серьезное препятствие, которое придется преодолеть.

 

Упражнение «Ассоциации»

 

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».

(ведущий записывает варианты на доске)

По вашим ответам было понятно, что экзамен, вызывает больше негативных эмоций чем позитивных. У многих из вас экзамен ассоциируется со словом «стресс» .А как вы думаете, что такое стресс?( выслушиваются ответы учащихся)

Упражнение «Стаканчик».

Цель: вызвать эмоциональную реакцию у всех учащихся. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали учащиеся. И то , что им захотелось сделать. Психолог ставит на ладонь пластмассовый стаканчик и говорит ученикам тренинга следующее: «Представьте, что этот стаканчик- сосуд для ваших самых сокровенных желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это есть то, что вы любите и чем дорожите». На протяжении несколько минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент сминает этот стаканчик. Вопросы учащимся: Что вы почувствовали в тот момент, когда сминала стаканчик? Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у вас стресс? Заключительная фраза этого упражнения: то, что вы сейчас пережили –это реальный стресс, реальное напряжение. И то, как вы пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс. На проблемы, которые возникают у вас.

Упражнение «Стряхни»

 

Цель: обучить избавляться от всего негативного, неприятного.

Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, нехорошие мысли — слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее».

Анализ:

– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?

Но к сожалению, стресс-это нормальная реакция организма на внешние трудности. Жизнь без него невозможна. Одни люди быстро справляются со стрессом, другим это дается довольно тяжело. Стресс рождает такое качество как-неуверенность в себе. Она то и мешает думать нам позитивно об экзамене.

 

 

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

 

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая — скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

Упражнение «Мои ресурсы»

 

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения, самые оптимальные результаты пишутся на ватмане».

Оказывается у нас с вами есть силы и ресурсы, чтобы сдать экзамен хорошо, просто их нужно стараться в себе развить.

                                                Упражнение «Релаксация»

Сядьте удобнее, закройте глаза и дышите медленно, глубо­ко. Вы вдыхаете через нос, задерживаете дыхание, затем вы­дыхаете ртом. Сконцентрируйтесь на своём дыхании. Прос­то, свободно, естественно.

Теперь я хочу предложить Вам поэкспериментировать со своим телом. Начиная с головы, прочувствуйте каждый нап­ряжённый или натянутый участок своего тела. Представьте себе, какого цвета это,напряжение или натянутость; затем просто выпустите его через кончики пальцев. Пусть это нап­ряжение уйдёт. Спускаясь вниз по своему телу, обратите вни­мание на свою шею и руки. И снова, заметив напряжение, выпустите его. Затем сконцентрируйтесь на спине, животе и тазе. Вы находите напряжённые участки — и мягко снимаете напряжение. Представьте себе, что оно просто тает, улетучи­вается через кончики пальцев ваших ступней. Теперь Вы изу­чаете свои ноги, лодыжки и ступни и выпускаете напряжение через кончики пальцев. Теперь представьте себе: Вы — могу­чее дерево, Ваши корни в земле, они уходят всё глубже в зем­лю, расползаются, соединяя Вас с землёй всё прочнее.

Теперь сконцентрируйте внимание на своей переносице: на «третьем глазе». Представьте себе свет в этом месте. Како­го цвета свет на вашей переносице? Следуя за лучом этого света, покиньте здание, пронеситесь над городом, над окрест­ностями. Вы продолжаете двигаться вслед за лучом; Вы вхо­дите в космос и видите Землю оттуда. Чем дальше Вы двигае­тесь, тем больше Вас окутывает мягкость и тишина. Посмот­рите на этот сине-зелёный шар внизу; посмотрите на лёгкие облака вокруг него. Насладитесь этим зрелищем вдоволь.

Теперь посмотрите: рядом с вами — ещё один луч, другого цвета. Следуя за ним, вернитесь на Землю. Этот луч ведёт Вас на Землю, где успело пройти 20 лет. Вы всё ближе к Земле; Вы видите её рельеф. По мере приближения к концу луча внима­тельнее приглядитесь. Где Вы? Именно здесь живёт Человек, Котором-Вы-Станете, Вы-Через-Двадцать-Лет. Вы опустились на Землю. Взгляните вокруг. Что Вы видите? Какой вок­руг Вас ландшафт? Есть ли деревья? Цветы? Какие? Прочув­ствуйте это место. Теперь двигайтесь навстречу Себе-Через-Двадцать-Лет. Вы уже знаете, как. Вы здесь уже были. Тот, Кем-Вы-Станете, уже ждёт Вас. Он ждёт разговора с Вами. Он приветствует Вас. Что Вы чувствуете от того, что вновь ви­дите этого человека? Осмотритесь. Вберите в себя всё, что Вас окружает. Обратите внимание на оттенки.

Теперь Вы можете задать Себе-В-Будущем любые вопросы. Может быть, Вы хотите знать, что делать дальше, каков следу­ющий шаг. Может быть, Вы хотите знать, кем Вы должны быть сейчас, чтобы двигаться вперёд. Или любые другие воп­росы. (Пауза). Теперь послушайте, что он Вам ответит. (Длин­ная пауза).

Теперь я попрошу Вас сделать глубокий вдох и превратить­ся в Себя-В-Будущем. Позвольте себе оказаться в теле этого человека. Почувствуйте, что это такое — быть Собой-В-Будущем. Как хорошо находиться в этом теле. Как выглядит мир глазами этого человека? Пройдитесь, почувствуете, как дви­гаетесь Вы-В-Будущем. Попробуйте почувствовать, где в Ва­шем теле точка силы. Это — энергия Вас-В-Будущем. Пусть это ощущение разливается по всему телу, по каждой клетке. Прикоснитесь к этой точке на своём теле, чтобы сохранить, заякорить это ощущение. Теперь Вы знаете: как только захо­тите выйти на связь с Собой-В-Будущем, Вам нужно будет лишь прикоснуться к этой точке, чтобы вызвать эти сильные позитивные ощущения. Когда Вы прикасаетесь к этой точке, эти ощущения разливаются по Вашему телу, легко и свобод­но.

Теперь, глядя на мир глазами Себя-В-Будущем, посмотрите на себя сегодняшнего. Что Вы видите? Будучи Собой-В-Буду-щем, что бы Вы хотели сказать себе теперешнему? (Пауза).

Теперь сделайте глубокий вдох и покиньте тело Себя-В-Будущем. Станьте снова собой сегодняшним. Полностью пере­меститесь в своё нынешнее тело.

Оглянитесь на Себя-В-Будущем. Смотрите: у этого челове­ка есть для Вас подарок — на память о том, кем Вы станете и к чему двигаетесь. Когда этот человек протянет Вам подарок, спросите его, что это означает. Есть ли что-то, что Вам стоит знать об этом подарке? (Пауза).

Теперь пора уходить. Поблагодарите Себя-В-Будущем за мудрость. Теперь Вы можете обращаться к этому человеку, когда понадобится. Когда Вам потребуется совет, когда Вы захотите узнать, что делать дальше, Вы можете попросить подс­казки у Себя-В-Будущем. Отныне это Ваш союзник и совет­ник. Попрощайтесь и знайте, что Вы вынесли из этого визита всё, что только возможно.

 

Теперь отправляйтесь обратно, следуя за лучом. Смотрите: мир через 20 лет сжимается по мере того, как Вы оказывае­тесь всё дальше в Космосе. Вы вновь видите зелёно-голубой земной шар внизу, вокруг него клубятся облака. Вот луч пере­секается с другим лучом; этот новый луч приведёт Вас обрат­но на Землю в нынешние времена. Следуйте за ним. Вы приб­лижаетесь к Земле; Вы видите ландшафт, линию горизонта; Вы всё ближе, ближе к Земле — и, наконец, Вы оказываетесь в этой комнате. Хорошо. Через несколько секунд я сосчитаю: три, два, один. На счёт «один» Вы откроете глаза и почувству­ете себя таким бодрым, будто только что прекрасно отдохну­ли. Знайте: Вы запомнили всё, что нужно, из этого путешест­вия.

Три. Вы возвращаетесь к настоящему, Вы чувствуете бод­рость и свежесть. Два. Потягиваетесь, ощущаете землю под ногами. Один. Глаза открыты, Вы бодры и готовы действовать.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.