выполнила:
Шрайнер Наталья Сергеевна
психолог
МАУ «МСДЦ»
Тюменская область
город Ялуторовск
Цель: формирование безопасного поведения при взаимодействии.
Задачи:
1 обучение приему «Я – послание»;
2) познакомить с конструктивной и неконструктивной (деструктивной) критикой;
3) развитие эмпатии, навыков бесконфликтного общения;
4) научить снимать агрессивные эмоции.
Ожидаемые результаты: личностная направленность на бесконфликтное общение.
Целевая аудитория: подростки, молодежь, взрослые.
Методы: упражнения, игры, мини – лекции «Треугольник Карпмана – Берна», «Конструктивная и деструктивная критика», игры – ситуации, рефлексия, вопрос – ответ, показ полезного видео, психологическая байка «Анекдот о муравьях и слоне», тест «Тест на независимость».
Материалы: флешка с наглядностью «Треугольник Карпмана – Берна», с видео «Я - послание», «Ты –послание», с наглядностью «Для отработки навыков «Я - послание», с видео «Деструктивная критика», салфетки, видео «Деструктивная критика».
Ход занятия
Вводная часть
Основная часть
Завершение
|
Разминка 1.Упражнение «Возьми салфеток» 2.Сообщение цели занятия, правил тренингового занятия, создание положительного настроя 3. Мини – лекция « Треугольник Карпмана - Берна» 4. Упражнение «У меня день рождения!» 5. Обучение приему «Я - послание» 6. Игры по отработке навыков приема «Я - послание» 7. Игры - ситуации « Как быть?» 8. Мини - лекция «Конструктивная и деструктивная критика», показ видео «Деструктивная критика» 9. Обучение приемам снятия негативных эмоций 10. Упражнение «Как ты думаешь?» 11. «Тест на независимость»
Рефлексия 12. Упражнение «Ваше впечатление» 13. Упражнение «Фейерверк» |
5 -10 минут 2 минуты
5 минут
5 - 10 минут 5 минут 10 минут
15 минут 5 минут
10 минут 5- 10 минут 10 минут
5 минут 5 минут |
Примечание: после каждого упражнения проводится рефлексия и в конце занятия.
Содержание занятия
- Упражнение «Возьми салфеток»
Упражнение создает в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Процедура:
1. Психолог передает по кругу бумажные салфетки со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
2. После того как все участники взяли салфетки, психолог просит каждого представиться сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение не требуется.
- Сообщение цели занятия, правил тренингового занятия,
создание положительного настроя
- Сегодня мы с вами познакомимся с понятием треугольник «Карпмана – Берна», научимся «Я - посланию», познакомимся с конструктивной и неконструктивной критикой, будем учиться бесконфликтному общению и научимся снимать агрессивные эмоции. (Разработка правил занятия, комплимент от психолога для позитивного фона).
- Мини – лекция « Треугольник Карпмана - Берна»
- Приятно слышать от других о себе хорошие слова и иметь добрые взаимоотношения с другими. Только вот во взаимоотношениях мы часто манипулируем друг другом. Как это происходит? Давайте рассмотрим на модели взаимоотношений, которая является самой распространенной. Перед вами «треугольник Карпмана – Берна». Ее описал психоаналитик Стивен Карпман в 1968 году. Вы видите деструктивную взаимосвязь и влияет она на людей, участвующих в этом треугольнике, исключительно отрицательно. Так как, это треугольник, у него есть три стороны: человек, выступающий в роли жертвы («Жертва»), человек, оказывающий давление («Контролер») и человек, вмешивающийся в ситуацию и желающий помочь («Спаситель»). Люди манипулируют друг другом, зависят друг от друга и очень от этого устают. Счастья в таких отношениях крайне мало. Как и сил, чтобы изменить ситуацию. Но выход из этого есть. Ведь, чтобы решить проблему, необходимо для начала ее осознать. В треугольнике могут крутиться и двое, и трое, и целые группы людей. Но ролей в нем всегда три: жертва, контролер-диктатор, спаситель. Участники треугольника периодически меняются ролями, но все они являются манипуляторами и интенсивно портят себе и близким жизнь.
- Попробуем с вами найти вариант положительных взаимоотношений!
- Упражнение «У меня день рождения!»
Цель: формирование положительного образа «Я».
- Кто любит свой день рождения, поднимите руку? Может сегодня у кого – то день рождения?
- Кто считает, что не хватило времени хорошо его отпраздновать?
Психолог предлагает подростку сесть на стул в центр круга. Дети по очереди высказывают свое положительное мнение о «виновнике» торжества, о его положительных поступках, о его личных качествах.
Обсуждение:
- Что ты чувствуешь?
- Нравилось ли тебе быть в роли?
- Поблагодари за поздравления, выразив свои чувства после услышанного. Салфетка не нужна, слезы не навернулись?
(Переход к теме «Я – послание»).
- Обучение приему «Я – послание»
- «Я – послание» - хороший формат общения между близкими людьми, во многом предупреждающий конфликты и возникновение взаимных обид. «Я - послание» - форма мягкой просьбы, обоснованием которой является описание человеком своего состояния. Например: "Мне важно твое мнение, но сейчас мне говорить с тобой трудно: телевизор работает и нас с тобой отвлекает. Не возражаешь, я его пока выключу?".
- Игры по отработке навыков приема «Я – послание»
- Посмотрите на экран, вы видите примеры высказываний. Попробуйте переформулировать, выражая свои чувства и мысли.
Пример высказываний:
- Игры - ситуации «Как быть?»
Ситуация 1
Двое желающих. Один в роли хулигана. Хулиган «просит» жвачку у второго. Роль второго участника отказать так, чтобы хулиган не подходил больше с наглым видом.
Обсуждение:
- сдаться на угрозы, ситуация повториться, будет хуже;
- ответить тем же, хуже будет двоим;
- уверенный отказ, сказать: «Нет! Попроси у другого!»
Ситуация 2
Двое желающих. Один обидел другого. Один в роли обиженного, другой должен попросить прощения. Необходимо помириться.
Обсуждение:
- настоять, результат никакой;
- умолять, результат не из лучших;
- поможет «Я – послание».
Ситуация 3
Трое желающих. В классе дерутся двое. Задача третьего разнять их и помирить.
Обсуждение:
- полезть в драку, хуже будет;
- умолять, кричать, чтобы прекратили, не поможет, можешь получить тоже;
- если сам не справишься, позвать на помощь другого. Отодвинуть в стороны дерущихся ребят, предложить успокоится и объяснить последствия такого поведения.
Ситуация 4
Один желающий. Покажи эмоциями, когда злятся и ненавидят другого.
- Вот такие вы красивые, когда испытываете такие эмоции (шутка психолога).
Вызывается еще желающий.
- Смотри, он на тебя гневается. Твои действия?
Обсуждение:
- угрозы, чтобы перестал, хуже будет двоим;
- узнать в чем причина, выяснить отношения, хуже себе, можешь наслушаться негативных высказываний;
- не обращать внимания, лучший способ, оставить на время без внимания, что позволит «спустить пар» гневающемуся.
Ситуация 5
Двое желающих. Один обвиняет другого, что тот съел булочку его на обеде, хотя сам не видел.
Второй должен преодолеть обвинение.
Обсуждение:
- справедливо ли обвиняют? Затем проанализируйте, в какой форме обвинение: конструктивное или неконструктивное?
- если да, то извиниться, предложить каким образом можно исправить ошибку;
- если нет, отрицание вашей вины и предоставление доказательств ошибки вашего собеседника. Выразить свои чувства с помощью приема «Я - послание».
Ситуация 6
Вопрос:
-Что нужно сказать, когда вас толкнули, может нечаянно, а может – нет.
Обсуждение:
- Куда прешь? – грубо, деструктивно, будет хуже обоим.
- Может, я виноват, самоуничижение, будет хуже тебе.
- Пройди левее, пожалуйста! – конструктив, положительный результат для обоих.
(Переход к теме «Деструктивная критика»).
- Мини – лекция «Конструктивная и деструктивная критика»,
показ видео «Деструктивная критика»
- Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.
- Деструктивная критика разрушает отношения, она умеет вселять чувство неуверенности, создать позицию «Жертвы» и «Контролера». (Показ видео).
- Нам остается выбирать лучшую форму высказывания. Мы выбираем конструктивную критику.
- Обучение приемам снятия негативных эмоций
Упражнение на снятие агрессии и других негативных эмоций
«Спустить пар»
1 способ: (с 9 лет)
- Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".
Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".
2 способ: (решаем вместе с психологом).
Психологическая байка
Цель: обесценить желание агрессивно себя вести.
Два муравья увидели слона. Один говорит:
– Смотри, сколько мяса!
– Так-то оно так, – отвечает второй, – да как мы его дотащим?
– Главное – завалить, а потом ногами затопчем.
Мораль: мы часто не осознаем величины проблемы, которую нам предстоит решить.
- Упражнение «Как ты думаешь?»
Один желающий начинает игру. Вытягивает карточку и отвечает на вопрос.
- Кто из класса с харизмой?
- Кто самый уверенный?
- Кто самый агрессивный?
- Кто самый застенчивый?
- Самый зависимый от других?
- Самый веселый?
- Умеет конструктивно говорить?
- Умеет выражать свои мысли и чувства?
- Самый не обидчивый?
Рефлексия.
- Каждый из вас обладает хорошими качествами. Обращаюсь к каждому, если твои положительные качества не заметили другие ребята, пора проявить их!
- Тест на независимость
( Методика Р. С. Немова, модификация для подростков выполнена А. Г. Грецовым).
1 Инструкция: В этой методике вопросы имеют по три варианта ответов. Нужно выбрать один наиболее подходящий вариант в каждом из них. Верных и неверных вариантов здесь нет, приемлем любой ответ. Перечень вопросов:
- Я принял (или планирую принять) решение о своем месте обучения или работы после школы:
а) самостоятельно, следуя своим увлечениям и оценке своих способностей;
б) прислушиваясь к мнению своих родителей и родственников;
в) прислушиваясь к совету близких друзей.
- Поступая (или планируя поступить) в избранное учебное заведение, я рассчитываю:
а) только на свои силы;
б) на связи и благоприятный результат вступительных экзаменов;
в) только на связи с людьми, которые обещали помочь.
- При подготовке к экзаменам и к занятиям я:
а) делаю упор на свое трудолюбие, рассчитываю на него;
б) иногда обращаюсь за помощью к окружающим;
в) по большей части рассчитываю на чужую помощь.
- Я думаю, что лучше всего устраиваться на работу следующим образом:
а) по распределению (учебные заведения направляют работать своих выпускников в конкретные места);
б) используя для этого информационных людей;
в) благодаря знакомствам, «связям».
- В сложных ситуациях я принимаю решения:
а) рассчитывая только на свой опыт и знания;
б) иногда консультируясь со знающими людьми;
в) всегда советуясь с окружающими.
- Думаю, что выбор мужа/жены должен в первую очередь основываться на: а) решении, принятом совершенно самостоятельно;
б) мнение близких и знакомых людей;
в) решение родителей, принятом независимо от меня.
- Если близкие мне люди находятся в отъезде, я способен принять важные жизненные решения:
а) да, и сделать это полностью самостоятельно;
б) да, но лучше все-таки найти возможность посоветоваться с близкими;
в) нет, я буду ждать их возвращения.
- Будучи подростком, я упорно отстаивал (отстаиваю) свое мнение:
а) всегда;
б) обычно да, но в бурных спорах с окружающими;
в) в большинстве случаев отказывался от своего мнения.
- Думаю, мое дальнейшее развитие будет связано с тем, что я стану:
а) рассчитывать только на свои силы;
б) рассчитывать как на свои силы, так и на поддержку близких;
в) полностью полагаться на поддержку близких.
Обработка и интерпретация результатов
Каждый ответ «А» оценивается в 4 балла, «Б» в 2, «В» в 0. Набранные баллы суммируются. В заключение подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и на ее основе делается вывод о степени развития у него такого качества личности, как независимость.
При сумме баллов от 27 до 36 считается, что человек чересчур независим в своих суждениях и поступках и фактически не считается с мнениями окружающих людей.
При сумме баллов от 12 до 26 делается вывод о том, что человек достаточно независим, но в своей независимости все же чутко и с уважением относится к мнениям других людей.
При сумме баллов от 0 до 11 индивид рассматривается как зависимый от окружающих людей, несамостоятельный, недостаточно уверенный в себе.
- Упражнение «Ваше впечатление»
Цель: узнать впечатления подростков от занятия. Участники делятся впечатлениями от занятия. (Приветствуется видеозапись отзыва).
- Упражнение «Фейерверк»
-Ребята, просим вас поднять руки, теперь опустите руки к низу, затем постепенно поднимаем руки к верху, аплодируя. Прощание.