ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Шрайнер Наталья Сергеевна

психолог

МАУ «МСДЦ»

Тюменская область

город Ялуторовск

Цель:  формирование безопасного поведения при взаимодействии.

Задачи:

1  обучение приему «Я – послание»;

2) познакомить с конструктивной  и неконструктивной (деструктивной) критикой;

3) развитие эмпатии,  навыков бесконфликтного общения;

4) научить снимать агрессивные эмоции.

Ожидаемые результаты:  личностная направленность  на бесконфликтное общение.

Целевая аудитория: подростки, молодежь, взрослые.

Методы:  упражнения,  игры, мини – лекции  «Треугольник Карпмана – Берна», «Конструктивная и деструктивная критика»,  игры – ситуации, рефлексия,  вопрос – ответ,  показ полезного видео,  психологическая байка  «Анекдот о муравьях и слоне»,  тест  «Тест на независимость».

Материалы:  флешка с наглядностью  «Треугольник Карпмана – Берна»,  с видео «Я   - послание», «Ты –послание», с наглядностью  «Для отработки навыков  «Я  - послание»,  с видео «Деструктивная критика», салфетки,  видео «Деструктивная критика».

Ход занятия

Вводная часть

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершение

 

 

Разминка

1.Упражнение «Возьми салфеток»

2.Сообщение цели занятия, правил тренингового занятия, создание положительного настроя

3. Мини – лекция « Треугольник Карпмана  - Берна»

4. Упражнение «У меня день рождения!»

5. Обучение приему «Я - послание»

6. Игры по отработке навыков приема «Я - послание»

7. Игры  -  ситуации « Как быть?»

8. Мини - лекция «Конструктивная и деструктивная критика», показ видео «Деструктивная критика»

9. Обучение приемам снятия негативных эмоций

10. Упражнение   «Как ты думаешь?»

11. «Тест на независимость»

 

Рефлексия

12. Упражнение «Ваше впечатление»

13. Упражнение «Фейерверк»

 

5 -10 минут

2  минуты

 

5 минут

 

5 - 10 минут

5 минут

10 минут

 

15 минут

5 минут

 

 

10 минут

5- 10 минут

10 минут

 

 

5 минут

5 минут

Примечание: после каждого упражнения проводится рефлексия и в конце занятия.

 

 

Содержание занятия

  1. Упражнение «Возьми салфеток»

Упражнение  создает в группе веселую позитивную атмосферу. 
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Процедура:
1. Психолог передает по кругу  бумажные салфетки со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
2. После того как все участники взяли салфетки, психолог просит каждого представиться  сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Обсуждение не требуется.

  1. Сообщение цели занятия, правил тренингового занятия,

создание положительного настроя

- Сегодня мы с вами познакомимся с понятием треугольник «Карпмана – Берна», научимся «Я  -  посланию», познакомимся с конструктивной и неконструктивной критикой, будем учиться бесконфликтному общению и научимся снимать агрессивные эмоции. (Разработка правил занятия, комплимент от психолога для позитивного фона).

  1. Мини – лекция « Треугольник Карпмана - Берна»

- Приятно слышать от других о себе хорошие слова и иметь добрые взаимоотношения с другими.  Только вот во  взаимоотношениях мы часто манипулируем друг другом. Как это происходит? Давайте рассмотрим на модели взаимоотношений, которая является самой распространенной. Перед вами «треугольник Карпмана – Берна». Ее описал психоаналитик Стивен Карпман в 1968 году. Вы видите деструктивную  взаимосвязь и  влияет она на людей, участвующих в этом треугольнике, исключительно отрицательно. Так как, это треугольник, у него есть три стороны: человек, выступающий в роли жертвы («Жертва»), человек, оказывающий давление («Контролер») и человек, вмешивающийся в ситуацию и желающий помочь («Спаситель»). Люди манипулируют друг другом, зависят друг от друга и очень от этого устают. Счастья в таких отношениях крайне мало. Как и сил, чтобы изменить ситуацию. Но выход из этого есть. Ведь, чтобы решить проблему, необходимо для начала ее осознать. В треугольнике могут крутиться и двое, и трое, и целые группы людей. Но ролей в нем всегда три: жертва, контролер-диктатор, спаситель. Участники треугольника периодически меняются ролями, но все они являются манипуляторами и интенсивно портят себе и близким жизнь.

- Попробуем с вами найти вариант положительных взаимоотношений!

  1. Упражнение «У меня день рождения!»

Цель: формирование положительного образа «Я».

- Кто любит свой день рождения, поднимите руку? Может сегодня у кого – то день рождения?

- Кто считает, что не хватило времени хорошо его отпраздновать?

Психолог предлагает подростку сесть на стул в центр круга. Дети по очереди высказывают свое положительное мнение  о «виновнике» торжества, о  его положительных поступках, о его личных качествах.

Обсуждение:

- Что ты чувствуешь?

- Нравилось ли тебе быть в роли?

- Поблагодари за поздравления, выразив свои чувства после услышанного. Салфетка не нужна, слезы не навернулись?

(Переход к теме «Я – послание»).

  1. Обучение приему «Я – послание»

- «Я – послание» - хороший формат общения между близкими людьми, во многом предупреждающий конфликты и возникновение взаимных обид.  «Я - послание» - форма мягкой просьбы, обоснованием которой является описание человеком своего состояния. Например: "Мне важно твое мнение, но сейчас мне говорить с тобой трудно: телевизор работает и нас с тобой отвлекает. Не возражаешь, я его пока выключу?".

  1. Игры по отработке навыков приема «Я – послание»

- Посмотрите на экран, вы видите примеры высказываний. Попробуйте переформулировать, выражая свои чувства и мысли.

Пример высказываний:

 

  1. Игры - ситуации «Как быть?»

Ситуация 1

 Двое желающих. Один в роли хулигана.  Хулиган «просит» жвачку у второго. Роль второго участника отказать так, чтобы хулиган не подходил больше с наглым видом.

Обсуждение:

- сдаться на угрозы, ситуация повториться, будет хуже;

- ответить тем же, хуже будет двоим;

- уверенный отказ, сказать:  «Нет! Попроси у другого!»

Ситуация 2

Двое желающих. Один обидел другого. Один в роли обиженного, другой должен попросить прощения.  Необходимо помириться.

Обсуждение:

- настоять, результат никакой;

- умолять, результат не из лучших;

- поможет «Я – послание».

Ситуация 3

Трое желающих. В классе дерутся двое. Задача третьего разнять их и помирить.

Обсуждение:

- полезть в драку, хуже будет;

- умолять, кричать, чтобы прекратили, не поможет,  можешь получить тоже;

- если сам не справишься, позвать на помощь другого.  Отодвинуть в стороны дерущихся ребят, предложить успокоится и объяснить последствия  такого поведения.

Ситуация 4

Один желающий. Покажи эмоциями, когда злятся и ненавидят другого. 

- Вот такие вы красивые, когда испытываете такие эмоции (шутка психолога).

Вызывается еще желающий.

- Смотри, он на тебя гневается. Твои действия?

Обсуждение:

-  угрозы, чтобы перестал, хуже будет двоим;

- узнать в чем причина, выяснить отношения, хуже себе, можешь наслушаться негативных высказываний;

- не обращать внимания, лучший способ, оставить на время без внимания, что позволит «спустить пар»  гневающемуся.

Ситуация 5

Двое желающих. Один обвиняет другого, что  тот съел булочку его на обеде, хотя сам не видел.

Второй должен преодолеть обвинение.

Обсуждение:

- справедливо ли обвиняют? Затем проанализируйте, в какой форме обвинение:  конструктивное или неконструктивное?

- если да, то извиниться, предложить каким образом можно исправить ошибку;

- если нет, отрицание вашей вины и предоставление доказательств ошибки вашего собеседника. Выразить свои чувства с помощью приема «Я  - послание».

Ситуация 6

Вопрос:

-Что нужно сказать, когда вас толкнули, может нечаянно, а может – нет.

Обсуждение:

- Куда прешь? – грубо, деструктивно, будет хуже обоим.

- Может, я виноват, самоуничижение, будет хуже тебе.

- Пройди левее, пожалуйста! – конструктив, положительный результат для обоих.

(Переход к теме «Деструктивная критика»).

  1. Мини – лекция «Конструктивная и деструктивная критика»,

показ видео «Деструктивная критика»

- Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить, чтобы получить требуемый результат. Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. 

- Деструктивная критика разрушает отношения,  она умеет вселять  чувство неуверенности, создать позицию «Жертвы» и «Контролера». (Показ видео).

- Нам остается выбирать лучшую форму высказывания. Мы выбираем конструктивную критику.

  1. Обучение приемам снятия негативных эмоций

Упражнение на снятие агрессии и других негативных эмоций

«Спустить пар»

1 способ: (с 9 лет)

- Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

2 способ: (решаем вместе с психологом).

Психологическая байка

Цель: обесценить желание агрессивно себя вести.

Два муравья увидели слона. Один говорит:

– Смотри, сколько мяса!

– Так-то оно так, – отвечает второй, – да как мы его дотащим?

– Главное – завалить, а потом ногами затопчем.

Мораль: мы часто не осознаем величины проблемы, которую нам предстоит решить.

  1. Упражнение «Как ты думаешь?»

Один желающий начинает игру. Вытягивает карточку и отвечает на вопрос.

- Кто из класса с харизмой?

- Кто самый уверенный?

- Кто самый агрессивный?

- Кто самый застенчивый?

- Самый зависимый от других?

- Самый веселый?

- Умеет конструктивно говорить?

- Умеет выражать свои мысли и чувства?

- Самый не обидчивый?

Рефлексия.

- Каждый  из вас обладает хорошими качествами. Обращаюсь к каждому, если твои положительные качества не заметили другие ребята, пора проявить их!

  1. Тест на независимость

 ( Методика Р. С. Немова, модификация для подростков выполнена А. Г. Грецовым).

1 Инструкция: В этой методике вопросы имеют по три варианта ответов. Нужно выбрать один наиболее подходящий вариант в каждом из них. Верных и неверных вариантов здесь нет, приемлем любой ответ. Перечень вопросов:

  1. Я принял (или планирую принять) решение о своем месте обучения или работы после школы:

а) самостоятельно, следуя своим увлечениям и оценке своих способностей;

б) прислушиваясь к мнению своих родителей и родственников;

в) прислушиваясь к совету близких друзей.

  1. Поступая (или планируя поступить) в избранное учебное заведение, я рассчитываю:

а) только на свои силы;

б) на связи и благоприятный результат вступительных экзаменов;

в) только на связи с людьми, которые обещали помочь.

  1. При подготовке к экзаменам и к занятиям я:

а) делаю упор на свое трудолюбие, рассчитываю на него;

 б) иногда обращаюсь за помощью к окружающим;

 в) по большей части рассчитываю на чужую помощь.

  1. Я думаю, что лучше всего устраиваться на работу следующим образом:

а) по распределению (учебные заведения направляют работать своих выпускников в конкретные места);

б) используя для этого информационных людей;

в) благодаря знакомствам, «связям».

  1. В сложных ситуациях я принимаю решения:

 а) рассчитывая только на свой опыт и знания;

б) иногда консультируясь со знающими людьми;

в) всегда советуясь с окружающими.

  1. Думаю, что выбор мужа/жены должен в первую очередь основываться на: а) решении, принятом совершенно самостоятельно;

б) мнение близких и знакомых людей;

в) решение родителей, принятом независимо от меня.

  1. Если близкие мне люди находятся в отъезде, я способен принять важные жизненные решения:

а) да, и сделать это полностью самостоятельно;

 б) да, но лучше все-таки найти возможность посоветоваться с близкими;

в) нет, я буду ждать их возвращения.

  1. Будучи подростком, я упорно отстаивал (отстаиваю) свое мнение:

а) всегда;

б) обычно да, но в бурных спорах с окружающими;

в) в большинстве случаев отказывался от своего мнения.

  1. Думаю, мое дальнейшее развитие будет связано с тем, что я стану:

а) рассчитывать только на свои силы;

б) рассчитывать как на свои силы, так и на поддержку близких;

в) полностью полагаться на поддержку близких.

 Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ «А» оценивается в 4 балла, «Б» в 2, «В» в 0. Набранные баллы суммируются. В заключение подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и на ее основе делается вывод о степени развития у него такого качества личности, как независимость.

При сумме баллов от 27 до 36 считается, что человек чересчур независим в своих суждениях и поступках и фактически не считается с мнениями окружающих людей.

 При сумме баллов от 12 до 26 делается вывод о том, что человек достаточно независим, но в своей независимости все же чутко и с уважением относится к мнениям других людей.

 При сумме баллов от 0 до 11 индивид рассматривается как зависимый от окружающих людей, несамостоятельный, недостаточно уверенный в себе.

  1. Упражнение «Ваше впечатление»

Цель: узнать впечатления подростков от занятия.  Участники  делятся впечатлениями от занятия. (Приветствуется видеозапись отзыва).

  1. Упражнение «Фейерверк»

-Ребята, просим вас поднять руки, теперь опустите руки к низу, затем постепенно поднимаем руки к верху, аплодируя. Прощание.

   Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.