ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Муромцева Ирина Геннадьевна

педагог-психолог

МАОУ «СОШ №1»

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

г.Мегион

 

Мегион, 2020г.

Цель: изучение тактики взаимодействия с учащимися, учитывая доминирующие сенсорные системы восприятия.

Задачи:

  • Знакомство с основными характеристиками модальностей;
  • Определение своей доминирующей модальности;
  • Выработка стратегии взаимодействия педагогов и родителей с детьми, учитывая их доминирующий тип восприятия.

 

Содержание:

  (Слайд 2) 

Каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия (модальности) – это визуальный, аудиальный и кинестетический.

 (Слайд 3)

   Модальность (англ. modality) — термин, означающий в научной литературе принадлежность к определенной сенсорной системе, использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации и т. д.

     Если попросить нескольких людей подумать о море, то один из них первым делом будет представлять себе синюю морскую гладь, пляж, волны; другой будет ассоциировать море с шумом прибоя; а третий вспомнит ощущение жгучего солнца и соленых брызг на коже. Сенсорный канал, с помощью которого человек отражает действительность и дает обратную связь - называется репрезентативной сенсорной системой, на ее основе нами принимаются все решения.

      И    у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.

    Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что другой человек никак не мог посмотреть на проблему с вашей позиции? У вас бывали ситуации, в которых окружающие люди словно не слышали вас? Доводилось ли вам расстраиваться из-за того, что близкие люди не чувствовали ваших потребностей? Дело в том, что огромный процент людских ссор, разногласий, непониманий, противоречий и неудач связан именно с разницей мировосприятия у разных людей. Мы все, словно жители Вавилона, говорим на трех разных языках: визуальном, аудиальном, кинестетическом. И повышаем друг на друга голос, злимся, раздражаемся, когда нас не понимают другие.

   Педагогу важно  обладать гибким стилем преподавания, владеть приемами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Использование одной общей модальности способно обеспечить взаимопонимание учителя и ученика, доверительные отношения даже на подсознательном уровне.

     Следует помнить, что учет модальности восприятия — не панацея, а только одно из условий, несомненно влияющее на качество обучения

 

(Слайд 4)

Сообщение педагогам задач семинара-практикума:

  • Знакомство с основными характеристиками модальностей восприятия;
  • Определение своей доминирующей модальности;
  • Выработка стратегии взаимодействия педагогов и родителей с детьми, учитывая их доминирующий тип восприятия.

 

  1. Знакомство с основными характеристиками модальностей восприятия

Педагогам предлагаются для работы аналогичные таблицы.

 

(Слайд 5)

АУДИАЛ

Общая характеристика

  Обладает острым слухом и великолепной памятью. Ищет повод поговорить, живет в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах, «расцветает», когда говорит. Легко отвлекается на посторонние звуки. Для него нет скучных вопросов и закрытых тем. Разговаривает сам с собой.

   Аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые всегда выслушать и помочь советом. Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лектора.

Внешность

Внешне они редко бывают тучными.

Поза

    Сидят прямо, но с легким наклоном вперед. Шея вытянута.

     Разговаривая с собеседником, аудиал обычно наклоняет голову так, как будто бы прислушивается и старается находиться от собеседника довольно близко, потому что стремится услышать всё и ничего не пропустить.

 

Дыхание

    Как правило, хорошо развитая грудная клетка, потому что они дышат полной грудью.

Направление взгляда

    Глаза часто отводит в сторону или опускает вниз. Для него не характерно смотреть прямо в глаза собеседника — это его отвлекает, мешает слушать и вызывает напряжение.

Движение рук, всего тела

    Основные движения вокруг рта и ушей. Очень часто, когда он слушает кого-то или что-то, то скрещивает руки на груди.

 

 

Голос

    Голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие и мелодичные. Хорошо имитирует тон, высоту голоса.

Используемые выражения

·       Он прислушался к моим советам.

·       Ее голос до сих пор стоит у меня в ушах.

·       Я вас внимательно слушаю.

·       Тишина наполнила комнату.

·       Звучит великолепно.

·       Крикливая реклама.

·       Слово за слово.

·       По правде говоря.

·       В одно ухо впустил; в другое выпустил.

·       Звонить в колокол.

·       Это громко сказано.

 

(Слайд 6)

ВИЗУАЛ

 

Общая характеристика

    Для визуалов зрение и слух – это одна система. Это люди, которые «видят» окружающий мир, т.е. воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Если они не видят, то как бы и не слышат.

   Для них важно, чтобы всё было КРАСИВО! Визуалы готовы надеть что-то эффектное и яркое, даже если оно и неудобное.

    Визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Визуалы хорошие рассказчики. Могут представить себе картину и описать ее. Они так же хорошо всё планируют, систематизируют, распределяют; не могут работать без заранее разработанных схем.

     Приступая к работе, они чётко должны представлять себе стратегию.

     Визуалы, как правило, люди — резкие и порывистые.

Внешность

Визуала можно узнать по:

·     подтянутой худощавой фигуре;

·     прямой осанке;

·     тонкой линии губ;

·     высокому голосу.

Поза

    Сидят обычно прямо, да и стоят тоже. А если и сутулятся, то голову задирают вверх. Плечи расправлены, грудь — колесом.

    Их привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания.

    Визуалы очень хорошо чувствуют свое личное пространство, и, если кто-то вторгаетесь в него, сразу «закрываются», скрещивая руки и ноги.

Дыхание

    Дыхание осуществляют верхней частью грудной клетки.

Направление взгляда

    Зоркий взгляд. Может мигать, прищуриваться. При общении взгляд  направлен в основном вверх. Визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника.

Движение рук, всего тела

    Жесты горизонтальны и направлены от себя. Визуалы сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

Голос

    Высокий голос. При разговоре подбородок поднимается вверх.

Используемые выражения

·       Слишком туманные перспективы.

·       Сейчас я обрисую вам ситуацию.

·       Мы можем поговорить с глазу на глаз.

·       Это моя точка зрения.

·       Он провел блестящую игру.

·       Я вижу, что ты имеешь в виду.

·       Это выглядит многообещающе.

·       Она ослепила меня своим блеском.

·       Мои перспективы расплывчаты.

·       Сейчас я проясню все вопросы.

·       Потрясающее зрелище.

·       Без тени сомнения.

·       Сфокусируйся на своей цели.

 

(Слайд7)

КИНЕСТЕТИК

 

Общая характеристика

   «Чувствуют» окружающий мир и воспринимают большую часть информации через обоняние, осязание, с помощью движений и др. Кинестетик помнит общее впечатление. Планы, мечты и витание в облаках – слова, совершенно им непонятные.         Слабы в деталях. Ответы на вопросы просты и прямолинейны. Много жестикулируют.

    Запоминают, двигаясь, ощупывая, нюхая.

    Решения они принимают, опираясь на свои чувства.

    Ненавидят неудобную одежду и во всём предпочитают комфорт. А каков внешний вид – не столь важно.

        При общении стоят близко, касаясь людей. Много движений. Характерно раннее физическое развитие, высокая координация движений.

    По нраву — весёлые и с хорошим чувством юмора.

Внешность

Кинестетики:

·       люди мягкие, склонные к полноте, с розовой кожей;

·       тело у них бывает достаточно плотное;

·       губы – широкие, полнокровные;

·       двигаются они плавно.

Поза

    Обычно сидят с наклоном вперёд и часто сутулятся.

Дыхание

    Дышат нижним отделом грудной клетки.

Направление взгляда

    Они не умеют скрывать свои чувства и их выдают глаза. Поэтому они часто их опускают.

 

Движение рук, всего тела

 Основные движения от шеи и ниже.

Голос

   Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий. При разговоре подбородок опускается вниз.

Используемые выражения

·       Чешутся руки.

·       Он скользкий тип.

·       Он палец о палец не ударил.

·       Хладнокровный человек.

·       Убийственный аргумент.

·       Он и пальцем не тронул.

·       Прикуси язык.

·       Держи себя в руках.

·       Схватился за эту мысль.

·       Загореться желанием.

·       Человек с холодным сердцем.

 

(Слайд 8)

Дается краткая характеристика дигитала.

     Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Именно среди этих людей встречается много математиков, шахматистов, программистов, юристов.
     Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

   Для более близкого ознакомления (при возникновении интереса педагогов)  предлагается приложение 1

 

  1. Определение педагогами своей доминирующей модальности

(Слайды 9, 10)

          Если внимательно прислушаться к речи преподавателя, можно понять, какой сенсорный канал воспроизведения информации он предпочитает при обучении. При визуальном канале воспроизведения мы услышим такие слова (предикаты) и словосочетания, как «посмотрите», «яркий», «красивый», «вы увидите» и т.п. При аудильном канале - «услышите», «вслушайтесь», «громко», «шумно». При кинестетическом - «прикоснуться», «привлечь (внимание)», «теплый» и т.п.

     Если ученик аудиал (А), он не сразу отреагирует, к примеру, на призыв «посмотреть». На призыв «послушать» он, скорее всего, отреагирует быстрее. Если ученик кинестетик (К), то он быстрее выполнит просьбу, если учителей прикоснется к его руке, плечу и т.д.

 

Для определения доминирующей модальности педагогам предлагается:

  1. Провести самоанализ (самонаблюдение) на основе выше изложенной информации: характеристика аудиал, визуала, кинестетика.
  2. Пройти мини-тест
  3. Ознакомиться с таблицей «Характеристика педагогов по типам восприятия»

                  

 

                        Тест на определение ведущей системы восприятия мира        

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель.(*)
  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
  3. Тусклое небо, серые тучи.(+)

 

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
  2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

  1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
  2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса.(*)
  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
  3. Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
  2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
  3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

 

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком  “+” - это визуалы, больше со знаком “*” - аудиалы, больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

                                                Характеристики педагогов                                

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

Говорит ритмично. Любит дискуссии в классе.

Говорит быстро. Использует визуальные указатели.

Говорит медленно. Использует манипуляции и жесты.

Организация чтения на уроке.

Смотрит поверх голов.

Вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии.

Склонен повторять комментарии учеников.

Охватывает большой объем содержания. Придает цельность форме.

Придает большое значение содержанию.

Любит поучения со слов «Сколько раз…». Отвлекается от темы урока.

Не теряет обратной реальной связи учеников.

Дает задания в группах. Использует демонстрации. Практичен.

Использует лингафонные системы обучения, аудиозаписи.

Таблицы часто меняются. Много наглядности на уроке.

После окончания урока долго оставляет таблицы на стендах.

Не ориентирован на внешний вид.

Опрятен. Цвет и стиль одежды подобраны.

Предпочитает удобную одежду. Предпочитает комфорт, а не внешний вид.

Рабочее место не организовано. Вещи располагает в горизонтальном порядке.

Рабочее место организовано, упорядочено. Вещи расположены в вертикальном порядке.

Несколько рабочих мест, организованных функционально. Любит демонстрировать работы учеников.

 

 

  1. Выработка стратегии взаимодействия педагогов и родителей с детьми, учитывая их доминирующий тип восприятия.

     Итак, любая информация должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает информацию.

 (Слайды 11, 12)

  При этом следует учитывать массу других нюансов.  Например:

- Как лучше рассадить детей в классе?

- С кем комфортнее сидеть за одной партой кинестетику, аудиалу, визуалу?

- На какой ряд лучше посадить учащихся, учитывая их доминирующую модальность?

Практическое задание:

      Работа организуется в группах. Объединяются педагога по принципу доминирующей модальности восприятия.

  1. Изучить на основе Приложения 2 стратегию взаимодействия педагога с детьми:

Педагоги кинестетики – с детьми аудиалами;

Педагоги аудиалы – с детьми визуалами;

Педагоги визуалы – с детьми кинестетиками

 

  1. Продемонстировать

- тактику работы с ребенком на уроке;

- решение проблемной ситуации.

(Выбрать с педагогами одну тему, через которую будет раскрываться стратегия работа с детьми, н-р: написание буквы «А»; ссора с одноклассником.

 

(Слайды 13 – 15)

    При работе каждой из групп демонстрируются слайды, излагающие стратегию взаимодействия с учащимися аудиалами, визуалами, кинестетиками.

 

  1. Предлагается продемонстрировать работу с учетом трех модальностей.

     Для проведения работы с родителями предлагается не только использование изученной теоретической информации, но и анкета Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

(Приложение 3)

 

     При беседе с детьми педагог может предложить памятку каждому ученику, в которой излагаются рекомендации по организации учебной деятельности самим ребенком с учетом доминирующей модальности. (Приложение 4)

Подведение итогов:

- актуальность для педагогов полученной информации?

- осознание сферы применения теоретической информации и практических навыков?

 

 

                    Приложение 1

Дискрет или дигитал: почему его выделяют в отдельный психотип?

 

Дигитал происходит от английского digital, что означает «дискретный». Если упрощенно охарактеризовать этот тип, то можно сказать, что для него на первом месте оказываются символы – слова и числа. Их тип восприятия направлен на логическое обоснование всего, что происходит вокруг. Именно среди этих людей встречается много математиков, шахматистов, программистов, юристов.

Выделение дигиталов в самостоятельную группу наряду с людьми, которые разделены в зависимости от доминирования конкретного анализатора, достаточно спорно. Логическое мышление к органам чувств отнести невозможно, его, скорее, можно определить как способ обработки информации.
Xарактеристика психотипа

     «Чистые» дискреты в реальной жизни – это большая редкость, так как они также, как и многие, принимают и перерабатывают информацию посредством различных анализаторов. Можно говорить лишь о том, что такой тип восприятия преобладает у этих людей.

Дигиталы – это те, у которых отмечаются высокие способности к анализу. Считается, что они могут становиться манипуляторами, подстраиваясь под других и подражая их поведению.
    Как узнать, что человек рядом – это дискрет? Часто его речь малоэмоциональная, он использует такие конструкции: «логично», «давайте рассмотрим», «следовательно», «отсюда сделаем вывод», «во-первых,… во-вторых».

Он редко говорит о красоте чего бы то ни было, но сразу отмечает функциональность вещи или пользу. Считается, что такой человек редко смотрит в глаза – визуальный контакт его отвлекает, взгляд другого человека является для него «лишней» информацией.

     Существует мнение, что дискреты являются бывшими кинестетиками, которые вследствие травмирующих ситуаций научились скрывать свои чувства, контролировать эмоции и предпочтения. Так это или нет на самом деле, психология однозначного ответа не дает. Второй тип людей, который становится дигиталом – это часто ученые, бизнесмены, политики, у которых процесс восприятия начинает осуществляться через призму логики.
     Обычно у дигиталов прямая осанка и поднятая голова, а руки при разговоре скрещены, поза может быть «застывшей». Движения их не гибкие, часто резкие. Предпочитают держать физическую дистанцию с другими людьми.

     Некоторые полагают, что дискретный тип личности отличается тем, что испытывает большие трудности в общении: эти люди не могут открываться другим, поэтому их часто воспринимают как закрытых и закомплексованных. Но, скорее всего, это связано с тем, что дигиталы не переносят общения с неумными людьми (коих, по их мнению, подавляющее большинство).
     Дискрет очень любит работать с документами, искать факты, подтверждать их, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы. Любит объяснять сложное простыми словами. Больше всего в собеседнике ценит ум.

     В обычной жизни дискреты спокойны, педантичны и предпочитают общаться по делу.

Как правило, дигитальный тип людей относится к весьма образованным. Вопрос о причинно-следственных связях образования, научной деятельности и проявления такого типа личности, как дискретный, остается в психологии открытым. Некоторые считают, что эта особенность восприятия влияет на выбор последующей профессии. Другие полагают, что именно под воздействием специфической деятельности получаются дискреты.

Беседа с этим человеком должна опираться на логические связи и обоснованные факты. Не стоит ждать, что он сможет отмечать красоту людей, вещей, явлений и выражать восторженность чем бы то ни было. Дискрет обычно – этот тот тип людей, которому часто недоступна эмпатия. Он испытывает большие трудности при восприятии информации, которая осуществляется посредством чувств и эмоций.
Дискрет встречается среди:

  • юристов;
  • программистов;
  • математиков, физиков;
  • экономистов;
  • биологов;
  • критиков (литературные, театральные и т. п.);
  • инженеров;
  • психологов;
  • врачей.

     Все люди имеют смешанный тип восприятия, стопроцентный дигитальный встретить крайне сложно. Он может ярко проявляться лишь в каких-то определенных жизненных обстоятельствах (у кого-то это может происходить, например, при стрессе, у кого-то в процессе обучения и т. д.).
Итак, дискреты – такие люди, у которых рациональное превалирует над чувствами. Весь окружающий мир они предпочитают познавать и воспринимать с помощью логики. Психология пока не может дать точного ответа на вопрос, является ли эта особенность врожденной или приобретенной.

(Приложение 2)                                         

                       Тактика работы педагога с детьми                     

Необходимые  условия для работы

Аудиал

Визуал

Кинестетик

    Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.

 

- необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность;

- создайте комфортные для обучения условия удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);

- разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;

- повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать.

 

- кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на их работоспособность и результаты деятельности;

- для занятий необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.; объемные детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе.

 

Ключевые слова, используемые педагогом при общении

 

Слышать, договариваться, сообщать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т. д.

 

 

·        Видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т. д.

·         

·        Чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.

·        Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т. д.

 

Тактика взаимодействия, при организации учебного процесса

 

Аудиал

Визуал

Кинестетик

 - не прерывайте его при разговоре, т.к. он может замолчать и более не будет с Вами беседовать;

- поддерживайте спокойную атмосферу, которая поможет  сосредоточиться;

- используйте вариации голоса (громкость, высота, паузы);

- научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;

- эффективно включать их в работу небольших групп.

- предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, а не читать

- поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике;

 

- подарки: желательно подарить то, что он с наслаждением будет слушать.

 

- им нельзя говорить «нет» и воздействовать на них криком.

- смотрите в глаза при разговоре;

- визуалы не терпят прикосновений и тем более объятий;

- учитывайте, что в разговоре они держат дистанцию, чтобы лучше разглядеть собеседника. И поэтому обычно садятся в некотором отдалении;

·        - нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности;

 - разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкать;

·        - нацеливайте их записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. В крайнем случае, показывайте руками: какого это размера и где расположено;

·        - эффективнее разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя.

·         

- подарки: лучше всего дарить украшения и предметы интерьера.

 

 

 

- взаимоотношения и обучение для них это в первую очередь некое действие: при обсуждении произведения вовлекайте их в сюжет, позволяйте  «играть» роль различных частей из вашей информации;

- чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память;

- необходимо использовать жесты и прикосновения, и им позволять те же действия (наклоняются к собеседнику, часто стремятся прикоснуться, находятся очень близко от него);

·        - чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал;

 - обожают серьёзные дискуссии;

- в свой внутренний мир пускают только «избранных»;

-«пропускают всё через себя», поэтому тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации. Окружающим трудно сказать им «нет»;

- учитывайте, что они плохо  планируют, так как в этой системе нет возможности что — то придумывать. Поэтому сначала ввязываются в «драку», а разбираются позже;

-  посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;

- чередуйте физические и умственные нагрузки;

- подарки: лучше всего дарить такой подарок, который будет давать ему приятные ощущения.

Поведение на перемене

 

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

При записи домашнего задания

 

переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.

послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.

чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.

Особенности чтения

 

    Шевелит губами, проговаривая слова при чтении.

    Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел. В чтении силен, успешен, скор.

    При чтении водит пальцем по строчке.

Предпочтительная форма заданий

 

Письменные задания. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук.

Работа с таблицами, схемами, рисунками.

Действия с предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка.

                                                                          1. ОБЩЕНИЕ.

Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…

Визуал

- Он говорит, используя самые простые обороты речи

- Он неправильно произносит некоторые слова и звуки

- Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал

- Он использует те же обороты речи, что и взрослые

- Он использует грамматически правильные предложения

- Он рассказывает тщательным образом продуманные истории

Кинестетик

 - Его речь тяжело понять

- Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями

- Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них

                                  2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

Во время игры мой ребенок…

Визуал

- Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм

- Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором

- Узнает о новых вещах, наблюдая

Аудиал

- Любит слушать аудиозаписи

- Любит книги и игру фантазии

- Учится новому, читая инструкции

Кинестетик  

- Любит играть на свежем воздухе

- Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке

- Почти каждой игрушке находит полноценное применение

                                         3.СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…

Визуал

- Он пишет старательно

- Его художественные изделия очень аккуратны и красивы

- Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает

Аудиал

- Он пишет достаточно неплохо

- Во время работы он разговаривает сам с собой

- Его художественные изделия достаточно привлекательны

Кинестетик

- Ему очень тяжело писать

- Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми

- Его художественные работы неопрятны

  1. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок начинает двигаться…

Визуал

- Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе

- Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается

- Любит игры с четко установленными правилами

Аудиал

- Он больше разговаривает, чем играет

- Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения

- Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой

Кинестетик

- Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр

- Имеет хорошую координацию

- Не ходит спокойно, а носится

                                                        5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…

Визуал

- Даже в толпе остается одиноким

- Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие

- Долго привыкает к новым людям

Аудиал

- Буквально расцветает в кругу друзей

- Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно

Кинестетик

- Коллективистский, но не очень разговорчивый

- Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить

 

  1. ЭМОЦИИ.

Когда ребенка что-то тревожит, то он…

Визуал

 - Вообще не очень эмоционален

- Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других

Аудиал

- Свободно рассказывает о своих ощущениях

- Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений

Кинестетик

- Эмоционально зависим и легко обижается

- Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь

  1. ПАМЯТЬ.

Когда мой ребенок занимается, он…

Визуал

 - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти

- Помнит о том, что ему показывали

Аудиал

- Лучше всего учится, заучивая наизусть

- Знает звуки, соответствующие буквам алфавита

Кинестетик

- Плохо запоминает

- Легко отвлекается

 

  1. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ.

Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…

Визуал

- Следит за опрятностью своей одежды

- Следит за чистотой своего рабочего места

- В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел

- Медленно привыкает к новой ситуации

Аудиал

- Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен

- Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место

- Он внимательный и послушный

- Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении

Кинестетик

- Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен

 - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут

- Проявляет большую активность во время игр

- Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

 

Приложение 4

  1. Чтобы лучше выучить урок, используй книги, видео, графики, фотографии.

 

  1. Прежде чем начать что-то учить, определите цель, это поможет сосредоточиться.

 

  1. Если нужно выучить фразы, словарные слова, напиши их на стикерах и размести на видных местах по дому (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же создай карточки, которые сможешь носить с собой везде и пересматривать.

 

  1. Если не можешь понять или запомнить слово во время урока, попроси преподавателя написать для тебя или еще лучше напиши сам, обычно уже в этот момент человек сам замечает ошибку и сам исправляет себя.

 

  1. Для тебя более эффективно учить уроки одному, в тишине, чтобы никто не отвлекал.

 

  1. Обязательно заведи для себя тетрадку, сам записывай туда пройденную на уроках информацию, подчеркивай, выделяй разными цветами (купи маркеры, стикеры разных цветов).

 

  1. Если словесные объяснения тебе непонятны, попроси преподавателя написать на доске сказанное.

 

  1. Внимательно следи за тем, что пишется на доске, старайся также записывать, делать пометки (даже если учитель не просит это делать).

 

  1. Во время объяснения материала, смотри на учителя: это поможет тебе сосредоточиться.

 

  1. Старайся в мыслях представить образ изучаемого материала (например, представь образ слова, ситуацию или описываемый факт, которые необходимо запомнить).

 

  1. Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, обязательно используй зеркало. Встань напротив него и, войдя в роль, погрузившись в реальную ситуацию, проговори весь диалог. Запишите себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере.

 

 

 

  1. У тебя отлично получается слушать и говорить (обсуждения, аудио прослушивание, ролевые игры).

 

  1. Изучая материалы (схемы, картинки, графики, карты и т.д.) произноси для себя вслух важные вещи, выводы. Лучше всего читать вслух, особенно при изучении иностранного языка.

 

  1. Обязательно расскажи (перескажи) другому человеку то, что бы ты хотел запомнить. Есть такой способ teachtolearn (научи другого чтобы запомнить), это точно для тебя!

 

  1. Материал, который необходимо выучить, запиши на карточках и время от времени перечитывать их вслух.

 

  1. Тебе лучше учиться с кем-то, чтобы вы могли поговорить и обсудить изучаемый материал (у тебя будет возможность услышать информацию и лучше ее воспринять).

 

  1. Прежде чем начать что-то учить, назови вслух цель – то, что необходимо выучить: это поможет тебе сосредоточить свое внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заучивая какой-то материал, расхаживай по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.

 

  1. Попробуй использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).

 

  1. Для тебя важно обустроить рабочее место, например на свой письменный стол постели бумагу любимого цвета, купи разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации. Это поможет тебе сосредоточиться, настроиться на работу.

 

  1. Если трудно сидеть спокойно во время урока или выполнения домашних заданий, можешь подвигать ногами или ступнями, сделать упражнения для пальцев и кистей рук.

 

  1. Если нужно что-то запомнить (слова, даты, имена…), закрой глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) запишите эту информацию. Мысленно старайся увидеть и услышать то, что записываешь. Когда захочешь, закрой глаза и мысленно постарайся увидеть или услышать то, что учил.

 

  1. Дома, при заучивании какого-то материала, не сиди все время за столом: удобно устройся в кресле, сядь на пол и т.п.

 

  1. Обучаясь, делай перерывы и сделай что-нибудь активное: 25-30 мин. работы, 1-5 мин. перерыв.

 

  1. Читая, держи книгу в руках, а не на столе. При чтении используй в качестве указки палец или ручку и следуй за ней.

 

  1. Заучивая какой-то материал, постарайся записать своими словами важные мысли
    • Записывай себе на телефон или mp3 плейер разные диалоги, аудиокниги и слушай во время прогулок, пробежек, занятий спортом.

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.