выполнила:
Кочергина Г.В.
учитель-логопед,
МБУ д/с 116 «Солнечный», г. Тольятти
Речевые семейные конкурсы - как эффективная форма работы с родителями детей 6-7 лет с ОВЗ (с Общим недоразвитием речи)
В условиях современного образования в соответствии с требованиями ФГОС одной из актуальных задач в коррекционной педагогике является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Для решения этой проблемы целесообразно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, целью которых является повышение педагогической компетентности родителей.
Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ (с Общим недоразвитием речи (ОНР) являются речевые семейные конкурсы. Организация такой деятельности предусматривает максимальную активность не только родителей и детей, а также других близких родственников. Речевые конкурсы способствуют формированию ряда педагогических компетенций у родителей, развивают инициативу и активность, улучшают взаимопонимание между родителями и детьми, эмоциональный фон в семье. Немаловажно, что они направлены на речевое развитие детей с ОНР, обобщение приобретенных ими знаний.
Речевые конкурсы способствуют развитию фонематического слуха, звуковой культуры речи, активизации и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.
В своей работе чаще всего мы используем следующие речевые семейные конкурсы: конкурс книжек – малышек, скороговорок и чистоговорок, стихотворений и рифм, конкурс постов к фотографиям.
Книжки –малышки в большей степени развивают лексико- грамматический строй, связную речь. Чаще всего мы используем этот конкурс для закрепления лексических тем («Дикие животные», «Зимующие- перелетные птицы», «Рыбы»..), чтобы дети усвоили словарь предметов, признаков, глагольный словарь по темам.
Конкурсы чистоговорок и скороговорок мы ценим за эффективное развитие звуковой культуры речи, развитие общих речевых навыков, таких как четкость дикции, интонационная выразительность речи.
Конкурсы стихотворений, игры с рифмами прекрасно развивают фонематический слух детей с ОНР, интонацию, выразительность, темп речи, побуждают сочинять стихи, т.е. постигать поэтическую грамоту. Именно при проведении конкурсов стихотворений и рифм мы и получаем больший отклик. Дети вместе с родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками с большим удовольствием придумывают длинные и кроткие стихотворения, рифмы. Результатом такого труда становится выпуск газет, журналов, награждение грамотами и призами семей.
Конечно, сначала дети знакомятся с понятием «рифма», «стихотворение», учатся на непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» придумывать рифмы по двум-четырем словам. Дальше мы уже предлагаем задания для придумывания рифм в совместной деятельности воспитателя с детьми. Когда дети начинают справляться с сочинением коротких рифмовок, объявляем конкурсные задания.
Предлагаем варианты, используемых слов для рифм по некоторым из тем:
– по теме «Весна»: весна-красна, сапожки-дорожки, проталинка-завалинка, птицы-спицы, скворечник- подсвечник, перчатки -зайчатки, солнышко-стеклышко, грач-врач, травка-канавка;
– по теме «Осень»: осень- восемь, тучка-Жучка, ветерок-вечерок, лужа-стужа, грибочек-пенечек, сапоги-пироги, урожай- собирай, листья-платья, корзина-рябина;
– по теме «Зима»: снежинка-пушинка, снеговик-пуховик, холод-голод, кормушка-ватрушка, Мороз-вопрос, Снегурочка-шкатулочка, елка-метелка, горка-Егорка, санки-баранки;
– по теме «Транспорт. ПДД»: пешеход-пароход, свет-буфет пассажир-командир, светофор-помидор, перекресток-подросток, тротуар-Макар, машина-корзина, зебра-Вера, знаки-зеваки, переход-огород.
В результате семейного творчества нередко мы получаем поэтические «шедевры», например, такие как:
Пешеход
Шел по проспекту пешеход,
Был важный он как пароход.
Решил дорогу перейти,
Увидел зебру впереди
Вот подошел он к светофору
Краснющему как помидору,
Решил: «Дождусь зеленый свет
И поспешу тогда в буфет».
Зеленый ярко засеял,
Наш пешеход тут зашагал,
Пришел он прям на тротуар,
Наш пешеход Петров Макар.
Попал, конечно, он в буфет
И там купил кило конфет.
Потом решил он на такси
Конфеток маме отвезти.
К нему подъехала машина
Как- будто желтая корзина
Теперь Макар наш пассажир,
Сидит как важный командир.
Он едет к маме дорогой
С конфетами к себе домой
«Ох, какие вы зеваки!»
Ростислав Я.
***
Мчат с горы лихие санки
Скорей домой , где чай, баранки!
Егорку мучает вопрос,
Когда же кончится мороз?
Кормушку с папой мастерит,
Наполнив кормом, в лес спешит!
Теперь пернатым голод не страшен,
Накормит в стужу мальчик отважный!
Рома К.
Дети и взрослые часто рассказывают, что при выполнении творческого задания получили большое удовольствие от процесса, положительные эмоции и новые навыки.
Таким образом, мы считаем, что речевые семейные конкурсы способствуют повышению уровня родительской компетентности в вопросах развития речи детей, развивают инициативу, активность, заинтересованность родителей в образовательном процессе, что в целом благоприятно сказывается на коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Список литературы
- Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / М.: Детство-Пресс, 2015.
- Бабина Е.С.Партнерство дошкольно образовательного учреждения и семьи в логопедической работе/Логопед. 2005№5.
- Бачина О.В., Самородова Л.Н.Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М.2009
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997.
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи /СПб.: «Издательство «Детство пресс», 2013.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001.
- Перейти к публикациям для педагогов