ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Кочергина Г.В.

учитель-логопед,

МБУ д/с 116 «Солнечный», г. Тольятти

 Речевые семейные  конкурсы - как  эффективная форма работы с родителями детей  6-7 лет с ОВЗ (с Общим недоразвитием речи)

 

В условиях современного образования в соответствии с требованиями ФГОС одной из актуальных задач в коррекционной педагогике  является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Для решения этой проблемы  целесообразно использовать традиционные и нетрадиционные   формы работы,  целью которых является повышение педагогической компетентности родителей.

Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ (с Общим недоразвитием речи (ОНР)  являются речевые семейные конкурсы. Организация такой  деятельности предусматривает максимальную активность не только родителей и детей, а также других близких родственников. Речевые конкурсы способствуют формированию ряда педагогических компетенций у родителей, развивают инициативу и активность,  улучшают  взаимопонимание между родителями и детьми, эмоциональный фон в семье. Немаловажно, что они направлены  на  речевое развитие детей с ОНР, обобщение приобретенных  ими знаний.

Речевые конкурсы  способствуют  развитию фонематического слуха, звуковой культуры речи, активизации и обогащению словаря,  развитию грамматического строя, связной речи воспитанников.

В своей работе чаще всего мы используем следующие  речевые семейные конкурсы: конкурс книжек – малышек, скороговорок  и чистоговорок, стихотворений и рифм, конкурс постов к фотографиям.

Книжки –малышки в большей степени развивают лексико- грамматический строй, связную  речь. Чаще всего мы используем этот конкурс для закрепления лексических тем  («Дикие животные», «Зимующие- перелетные птицы», «Рыбы»..), чтобы дети усвоили словарь предметов, признаков, глагольный словарь по темам.

Конкурсы чистоговорок и скороговорок мы ценим за эффективное развитие  звуковой культуры речи, развитие общих речевых навыков, таких как четкость дикции, интонационная выразительность речи.

Конкурсы стихотворений,  игры  с рифмами прекрасно развивают фонематический слух детей с ОНР,  интонацию, выразительность, темп речи, побуждают сочинять стихи, т.е. постигать поэтическую грамоту.  Именно при проведении конкурсов стихотворений и рифм  мы и  получаем больший отклик.  Дети вместе с  родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками с большим удовольствием придумывают  длинные и кроткие стихотворения, рифмы.  Результатом такого труда становится выпуск  газет, журналов, награждение грамотами и призами семей.

Конечно, сначала дети знакомятся с понятием «рифма», «стихотворение», учатся на непрерывной образовательной деятельности  по образовательной области  «Речевое  развитие»  придумывать рифмы по        двум-четырем словам. Дальше мы уже  предлагаем задания для придумывания  рифм в совместной деятельности воспитателя с детьми. Когда дети начинают справляться с сочинением коротких рифмовок, объявляем конкурсные задания.

Предлагаем варианты, используемых слов для  рифм по некоторым из тем:

–       по теме «Весна»: весна-красна, сапожки-дорожки, проталинка-завалинка, птицы-спицы, скворечник- подсвечник, перчатки -зайчатки, солнышко-стеклышко, грач-врач, травка-канавка;

–       по теме  «Осень»: осень- восемь, тучка-Жучка,  ветерок-вечерок, лужа-стужа, грибочек-пенечек, сапоги-пироги, урожай- собирай, листья-платья,  корзина-рябина;

–       по теме «Зима»: снежинка-пушинка, снеговик-пуховик, холод-голод, кормушка-ватрушка, Мороз-вопрос, Снегурочка-шкатулочка, елка-метелка, горка-Егорка, санки-баранки;

–       по теме «Транспорт. ПДД»: пешеход-пароход, свет-буфет пассажир-командир, светофор-помидор, перекресток-подросток, тротуар-Макар, машина-корзина, зебра-Вера, знаки-зеваки, переход-огород.

В результате  семейного творчества нередко мы получаем  поэтические «шедевры», например, такие как:

              Пешеход       

Шел по проспекту пешеход,

Был важный он как пароход.

Решил дорогу перейти,

Увидел зебру впереди

Вот подошел он к светофору

Краснющему  как помидору,

Решил: «Дождусь зеленый свет

И поспешу тогда в буфет».

Зеленый ярко засеял,

Наш пешеход тут зашагал,

Пришел он прям на тротуар,

Наш пешеход  Петров Макар.

Попал, конечно, он в буфет

И там купил кило конфет.

Потом решил он на такси

Конфеток маме отвезти.

К нему подъехала машина

Как- будто желтая корзина

Теперь  Макар наш пассажир,

Сидит как важный командир.

Он едет к маме дорогой

С конфетами к себе домой

 «Ох, какие вы зеваки!»

 

Ростислав Я.

 

***

Мчат с горы лихие санки

Скорей домой , где чай, баранки!

Егорку мучает вопрос,

Когда же кончится мороз?

Кормушку с папой мастерит,

Наполнив кормом,  в лес спешит!

Теперь пернатым голод не страшен,
Накормит в стужу мальчик отважный!

 

Рома К.

Дети и взрослые часто рассказывают, что  при  выполнении творческого задания получили большое удовольствие от процесса, положительные эмоции и новые  навыки.

Таким образом, мы  считаем, что речевые семейные конкурсы способствуют повышению уровня родительской компетентности в вопросах  развития речи  детей,  развивают инициативу, активность, заинтересованность родителей в образовательном процессе,  что в целом благоприятно сказывается на коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.

 

Список литературы

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников /  М.: Детство-Пресс, 2015.
  2. Бабина Е.С.Партнерство дошкольно образовательного учреждения и семьи в логопедической работе/Логопед. 2005№5.
  3. Бачина О.В., Самородова Л.Н.Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи.М.2009
  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997.
  5.     Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи /СПб.: «Издательство  «Детство пресс», 2013.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001.
  7.  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.