ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Пылаева Наталия Вячеславовна

Преподаватель истории и теории музыки

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования « Рыльская ДШИ» Курской области

РФ

Курская область

Рыльский район

город Рыльск

УДК 7

Пылаева Н.В.,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств» Курской области, г. Рыльск

 

Жанр мадригала в итальянском искусстве эпохи Возрождения

до творчества Монтеверди

 

Аннотация: современное музыкальное искусство – это синтез различных жанров и форм

Ключевые слова: мадригал, народно-бытовые музыкальные жанры эпохи Возрождения, Франческо Ландино; венецианская, флорентийская и римская школы мадригала;

 

Жанр мадригала в итальянском искусстве эпохи Возрождения

до творчества Монтеверди.

Культура Возрождения раньше всего возникла и развилась в Италии. Для этого там были веские общественно-исторические предпосылки. Рушились крепостные отношения, развивалось быстрыми темпами новое капиталистическое производство и производственные отношения. Менялись взгляды на мир, на природу и отношения между людьми. В Италии происходит расцвет науки, особенно астрономии, механики, математики, философии. Вместе с наукой интенсивно развиваются литература и искусство. Эпоха Возрождения в Италии дала миру такие великие имена, как Данте, Петрарка, Ариосто, Тассо, Бокаччо, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи.

Не менее интенсивно развивается музыкальное искусство Италии. Реалистическое направление утверждается не только в литературе, живописи и скульптуре, но и в музыке.

Музыкальное искусство всё больше опирается на народную музыку. Происходит расцвет народно-бытовых жанров – лауд, фроттол, вилланелл, а также излюбленного жанра аристократических кругов – мадригала. «Связь с народным песнетворчеством обеспечила передовым жанрам итальянской музыки Возрождения новый характер всего мелодического развития. Проявилось это не только в попевках, заимствованных прямо из народной музыки, но и во всём музыкальном складе, в характере итальянской полифонии – именно отсюда гибкость, сочность мелодики…» [ Грубер Р.И., «Всеобщая история музыки», ч. I.,  М., 1956 г., с. 179 ].

Следует немного охарактеризовать некоторые народно-бытовые музыкальные жанры, так как они в большинстве своём оказали огромное влияние на становление жанра мадригала, который развивался с ними параллельно.

Лауды – духовные бытовые песни. Они исполнялись на площадях, в домашнем кругу, в специальных братствах, которые возникали в итальянских городах и объединяли мелких ремесленников. «Несмотря на благочестиво молитвенный текст, мелодия – мирская, темпераментная, заставляет лауды светиться восторженным смыслом»[ Раздел II | Музыкальное Возрождение в Италии http://www.studfiles.ru/preview/5439063/page:7/ дата обращения 05.02.17]. Лауды исполнялись унисон хором. Круг образов лауд связан с повседневными земными страстями, очень часто песни лауды имели сатирический подтекст. Многие из них пелись на мелодии распространённых тогда весёлых любовных народных песенок.

Каччии представляли собой вокальные миниатюры имитационного склада, изображающие картины охоты или жанрово-бытовые сценки. «Встречаются чрезвычайно интересные каччии, изображающие музыкальный быт города, например характерные выкрики уличных торговцев. Их наивно реалистическая музыка очень характерна по своей мелодике и декламации, и, что необходимо подчеркнуть, все эти формы сопровождались богатым и разнообразным аккомпанементом»[ Музыка эпохи Возрождения istoriya-iskusstva.ru›muzyika-epohi-vozrozhdeniya/ дата обращения 05.02.17]. Каччии исполнялись двух- или трёхголосно. В трёхголосии в двух верхних голосах основная попевка проводилась канонически, нижний голос в свободном изложении, часто инструментальном.

Баллада – жанр песенно-танцевальной лирики. Баллады писали для пения соло с инструментальным сопровождением, иногда с хором.

Параллельно с этими жанрами итальянской народно-бытовой музыки развивается  ранний мадригал. Это светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Первые образцы мадригала относятся к XIV веку, эпохе Раннего Возрождения. Мадригал (итал.-madrigale) – означает «песня на родном языке». В отличии от каччий и баллад,  мадригал был более глубоким по содержанию и утончённым по форме жанром.

Первоначально мадригал был лишь поэтической формой эпохи Раннего Возрождения. Он отличался от сонетов, секстин свободой структуры, что выражалось в различном количестве строк, рифмовке и т.д. Мадригал обычно складывался из двух и более трёхстрочных строф, за которыми шло двустрочное заключение (coppia).

Мадригалы писали крупнейшие поэты Возрождения – Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, в поэзии утверждается «сладостный новый стиль».

Чуть позже под поэтическим мадригалом стали понимать произведение, специально написанное для музыкального воплощения.

Одним из первых поэтов, который писал мадригалы именно для музыкального воплощения, был Ф. Саккетти. Были и другие авторы – Джованни да Фиренце, Якопо да Болонья, Гирардело, магистр Пьеро, Донато да Каша, Франческо Ландини.

В своих мадригалах они используют любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические темы. Это обычно двух-трёхголосные произведения, в которых выделяется куплет и рефрен на текст заключения. Их мадригалы не скованы жёсткими правилами. Это сказывается на двухголосье, которое допускает «пустоты», более развитую и пластичную мелодику, параллельные кварты и квинты, диссонирующие созвучия. Ведущая роль у мелодии верхнего голоса, часто украшенная мелизмами, а нижний голос выполняет подсобную функцию. Иногда композиторы использовали в мадригале имитации, например, у Гирардело. Встречаются мадригалы-каноны, например, у Пьеро. Мадригалы канонического склада можно представить как родственные каччии. В этом мы видим взаимное проникновение жанров.

Одним из композиторов эпохи Раннего Возрождения, имя которого донесла до нас история, является слепой поэт-композитор Франческо Ландино. Известно 154 его композиции, 11 из которых – мадригалы. Ландино искал и нашёл свой стиль. Его мадригалы заметно полифонизируются,чаще появляется канон. Интересен мадригал Ландино «Musica con», который является трёхтекстовым, т.е. на три вполне самостоятельных голоса положены три различных текста.

… Несмотря на то, что в жанре мадригала было написано много интересного, творческий источник скоро иссяк и мадригал исчезает в XV в. со сцены.

В начале XVI века вновь появляются устойчивые светские музыкальные жанры. Это итальянская фроттола и вилланелла.

«Фроттола, популярная главным образом в первой трети XVI века, представляет собой как бы определенный этап на пути бытовой многоголосной песни: она наследует канцонам Л. Джустиниани ( для голоса с сопровождением инструмента,1482), старой итальянской балладе и, возможно, даже лауде, старинной духовно-бытовой песне… В самом слове фроттола подчеркнуто бытовое, народное, даже уличное назначение песни (frottа — толпа). Определенный музыкальный склад она приобрела, видимо, в последнем десятилетии XV века, став четырехголосным вокальным произведением, на первых порах единого автора — поэта и композитора в одном лице»[ Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года», т. 1., М., 1986, с.204]. По содержанию фроттолы достаточно разнообразны. Преобладает любовная лирика, но немало и шуточных, комических или нравоучительных текстов.

Вилланелла – «крестьянская песня». Отличалась особой живостью, яркостью сравнений, простотой чувств. В вилланеллах, а также во фроттолах, появляется тенденция к гомофонной структуре с выделением верхнего голоса на фоне трёх остальных. «В наше время обнаружено и систематизировано около 1800 образцов неаполитанской вилланеллы, появившихся  между 1550 и 1580гг. Во многих случаях композиторы остались неизвестными. Но среди авторов музыки есть и заметные имена: Бальдассаре Донато, Джованни Доменико да Нола, Теодоро Риччо. Даже Адриан  Вилларт написал виллоту (близкая вилланелле разновидность жанра) на слова канцоны Петрарки «Италия моя». У крупнейшего композитора последней трети XVI в. Луки Маренцио − 118 вилланелл» [Кротько Т.А., Вокальные жанры эпохи Возрождения в Италии http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/MusicaAndLife/42767.doc.htm дата обращения 05.02.17].

Фроттола и вилланелла имели непосредственное влияние на вновь появившийся мадригал. Новый мадригал отличался от мадригала эпохи Ars nova и не имел с ним никакой генетической связи. Новый мадригал также отличался от существовавшей рядом с ним фроттолы и вилланеллы особой утончённостью, маньеризмом.

Первые сборники новых мадригалов имели такой успех, что мгновенно по всей Италии возникло множество аналогичных изданий. Самый первый сборник мадригалов был опубликован в Риме в 1533 году.

Все новые итальянские мадригалы были проникнуты одной эстетической тенденцией. Сам мадригал представлял собой свободный многоголосный жанр, который появился на основе лирической поэзии эпохи Возрождения. Новые мадригалы можно назвать синтетическими, музыкально-поэтическими. Музыка и слово были неразрывно связаны, обладали большими художественными достоинствами, интеллектуальной тонкостью, лирическим характером.

Можно отметить господство двух мотивов в лирике мадригалов Первый – любовный, с оттенком печали. Второй – пейзажи. В разработке второго мотива композиторы начинают использовать элементы звукописи: движение волны, шум ветра, шуршание листьев. Всё это, конечно, было условно.

Сущность мадригала – сосредоточить внимание на внутреннем мире человека. Любовные страдания и картины природы в большей мере символизировали лирическую сущность человеческой души, чем проявления внешнего мира.

Несмотря на то, что первые «новые» мадригалы мало отличаются от полифонии «строгого стиля», всё же их можно считать вызовом идеалам «совершенного искусства». Как нечто новое  воспринимается сама структура мадригала – сравнительно малый масштаб и свобода выражения. Она резко отличается от огромных форм мессы, где главенствующее место занимал григорианский хорал.

В мадригале того времени существовала тенденция к выделению отдельных поэтических слов и выражений. Всё это показывало красочность отдельных гармонических оборотов. Форма музыкального мадригала зависела от восприятия композитором избранного им поэтического произведения.

Итак, в 30-50х годах XVI века возникают различные школы мадригала: венецианская – А. Вилларт, римская – К. Феста, флорентийская – Я.Аркадельт.

Для мадригала венецианской школы характерно мотетное происхождение, сквозная форма, пятиголосный полифонический склад, опора на систему церковных ладов. Среди учеников Адриана Вилларта – Киприано де Роре, А. Габриэли, Дж. Царлино, Н. Винчентино.

Для мадригала римской школы характерны четырёхголосный гомофонно-гармонический склад, близкие современному мажору или минору лады, а также куплетные и репризные формы.

Для мадригала франко-фламандской школы характерно трёх-, четырёх- и пятиголосье, лиричность и полнота звучания, замкнутая песенная форма, построенная по принципу имитации.

50-80 годы XVI века можно назвать вторым этапом в развитии мадригала. Этот период отличается интенсивными поисками новых выразительных средств. В это время произошло формирование новых типов тематизма, развитие новой ритмической техники (« a note negre»), толчком к этому послужило усовершенствование нотопечатного дела Больше стал употребляться диссонанс, который в письме строгого стиля не имел самостоятельного значения.

В это время начинает широко культивироваться хроматизм, что явилось результатом изучения композиторами древнегреческой теории лада. Обоснование хроматизму было дано в трактатах Н. Винчентино «Старинная музыка, приспособленная к современной практике» 1555г.

Эта борьба за хроматизм не была случайной. Со времён канонизации григорианского хорала, в профессиональной музыке утвердилась диатоника. Она удовлетворяла потребности церковного искусства. Поэтому мадригал, который в сущности своей воспевал реальные, земные переживания, стал тяготеть к хроматизму. Он увеличивал лирическую остроту слова и делал конкретными поэтические образы.

 Первым композитором, провозгласившим диссонанс как атрибут мадригальной выразительности, был Киприано де Роре. Позже К. Монтеверди оценил роль де Роре как первооткрывателя в этой сфере, назвав его «первым, кто подчинил гармонию выразительности слова и осуществил это при помощи хроматического диссонанса». К. де Роре написал около 125 мадригалов, многие из которых на тексты Ф. Петрарки. Мадригалы де Роре из-за их стремления к изобразительности, красочности музыкального языка пользовались большой популярностью в XVI веке. Традиции хроматического мадригала К. де Роре продолжили позднее К. Джезуальдо ди Веноза, Клаудио Монтеверди.

Наряду с хроматизмом, исследуется древнегреческая теория энгармонизма, следствием чего были практические поиски равномерно-темперированного строя.

Очень часто в мадригалах 50-80 годов стали употребляться определённые «мелодические трафареты». Например, слова «смерть», «муки», «слёзы» сопровождались хроматическими диссонансами. Таким образом, направленность мелодики была средством характеристики поэтических образов. Например, восходящее движение мелодии могло означать «небеса», «горы», «высь», а нисходящие интонации – «пропасть», «море», «ад». Большой эмоциональный эффект достигался за счёт скачкана большой интервал вниз. Но все эти обозначения носят чисто условный характер. Выразительность классической мелодики возникла по существу у Монтеверди.

Отчасти пользовался выразительными приёмами Палестрина. Его по праву считают основоположником «строгого стиля», и употребление им некоторых диссонансов (например, Ув5/3) не колеблет его стиля, а лишь дополняют его. В 1555, 1581, 1586, 1594 годах Палестрина издал четыре сборника четырёх- и пятиголосных мадригалов, последний из которых содержал духовные мадригалы. Текстами многих его мадригалов были произведения Петрарки. Один из прославленных мадригалов Палестрины – «Vestiva e colli».

Орландо Лассо, как и Палестрину, относят к последнему поколению крупнейших мастеров полифонии, которая сложилась в эпоху Ренессанса. Орландо Лассо не только в совершенстве владел письмом «строгого стиля», но также очень охотно воспринимал самое лучшее и жизнеспособное от школ Италии, Франции, Германии. К жанру светской музыки Лассо стал обращаться ещё в юности. Он писал не только мадригалы, но и мотеты, вилланеллы, шансон. В 1555 году вышел в свет первый сборник светских произведений композитора, 7 из которых были мадригалы. О. Лассо часто обращался в своём творчестве к поэзии Петрарки, Ариосто, Тассо, Бембо.

Мадригалы Лассо часто невелики по объёму. Он как бы освобождается от условностей формообразования и мадригальных признаков структуры. Так мадригалы-миниатюры размером в 20 тактов противостоят многочастным произведениям. Фактура его мадригалов прозрачная; 4, 5, 6-голосие более гармонично, чем линеарно.

В лирических мадригалах О. Лассо нет такой экспрессии как у мадригалов XIV века, зато они благородны и сдержанны. Можно отметить, что Лассо идёт по пути драматизации мадригала, совершенство которого произойдёт лишь у Монтеверди и Джезуальдо.

Конец XVI – начало XVII века – это период наивысшего расцвета жанра мадригала и связан он с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди.

Мадригалы этого периода обладают выразительными контрастами, детально отражают развитие поэтической мысли. Усиливается стремление к музыкальной символике. Например, пауза – «вдох», хроматизм и диссонанс – «скорбь», ускорение мелодического движения «потоки слёз».

Среди авторов мадригалов этого времени можно выделить Луку Маренцио. Его творческое наследие включает в себя более 400 мадригалов. Этому жанру он отдавал предпочтение. Маренцио писал мадригалы на тексты Петрарки, Гварини, Саннадзаро, Тассо.

Мадригалы Маренцио самые разнообразные как по содержанию, так и по технике письма. От чисто лирических до монументальных, от прозрачного многоголосия или аккордового склада до имитации с применением cantus firmus.

Маренцио драматизирует свой мадригал, для каждого поэтического произведения он находит свои особенные средства выразительности. Очень интересен один из мадригалов Маренцио, который называется «Диалог на восемь голосов с ответами эхо». Функции двух хоров разделены: один хор вещает от лица действующего лирического героя, а другой изображает эхо.

В своих произведениях Маренцио часто применяет технику cantus firmus, но придаёт ей новый художественный смысл. В творчестве Маренцио явно видна тенденция к выделению верхнего голоса.

Совсем другие мадригалы у Карло Джезуальдо ди Веноза. Его мадригалы резко выступают на фоне всего развития этого жанра. Он всегда оставался во внешних рамках вокального многоголосия a capella, но тип его мадригалов был совсем иным, чем у других композиторов. Они отличались другими принципами голосоведения, ладогармонического движения. В связи с этим, его мадригалы приобрели острый смысл, дисгармоничное мировосприятие, изысканную выразительность, большую экспрессивность. Скорее всего, это было связано с самой эпохой, в которую жил и творил Джезуальдо. Композитор писал мадригалы  на протяжении всей своей жизни. Были опубликованы 6 сборников пятиголосных мадригалов и один сборник одноголосных.

Джезуальдо был дружен с Т. Тассо. Их обоих занимала проблема соотношения музыки и слова, о чём говорит их переписка. Тассо отдал Джезуальдо 40 своих поэм, 10 из которых композитор положил на музыку и опубликовал в первых двух сборниках пятиголосных мадригалов. Также очень часто Джезуальдо пользовался своими стихами или  брал строки из чужих произведений. В поэзии он избирателен; Джезуальдо ищет в любовной лирике повышенный драматизм, в духе скорбного lamento.

Для отображения высокой экспрессии Джезуальдо очень часто использует хроматизм. Но это уже не хроматизм де Роре. Хроматизм Джезуальдо приводит к новой гармонии в многоголосном складе. Если рассмотреть «вертикаль» его мадригалов, то поражает обилие мажорных и минорных трезвучий, секстаккорды и квартсекстаккорды, септаккорды, неприготовленные диссонансы. В мадригалах Джезуальдо есть и светлые, лирические моменты, но они лишь оттеняют драматичность повествования.

Мадригалы Джезуальдо по своей форме чаще всего небольшие (20-30 тактов), но встречаются и более развёрнутые. Композитор часто пользуется приёмом возгласов в начале мадригала, что придаёт ему большую драматичность и собирает слушательское внимание. Джезуальдо предсказал трагические образы в операх XVII века, например, у Монтеверди.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.